Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение имени как культурного феномена каждой человеческой культуры, сравнение нескольких десятков русских и финских имен, поиск соответствий и совпадений.
Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Феномен имени в языке
1.1 Имя как социокультурный феномен………………………………………………..3
1.2 Имя как феномен русской традиционной культуры………………………………6
1.3 Финские имена в финской культуре………………………………………………..9
Глава 2. Анализ русских имен по книги Анны-Лены Лаурен
2.1 Женские имена………………………………………………………………………11
2.2 Мужские имена……………………………………………………………………...14
Вывод…………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………………..19
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
филологический факультет
Кафедра межкультурной коммуникации
Курсовая работа по теме:
(на материале книги Анны-Лены Лаурен «Эти сумасшедшие русские»)
Студентки 4 курса 4 группы
Филипповой Юлии
Преподаватель: Миловидова Ольга Витальевна
Санкт-Петербург
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Феномен имени в языке
1.1 Имя как социокультурный феномен………………………………………………..3
1.2 Имя как феномен русской традиционной культуры………………………………6
1.3 Финские имена в финской культуре………………………………………………..9
Глава 2. Анализ русских имен по книги Анны-Лены Лаурен
2.1 Женские имена…………………………………………………………………
2.2 Мужские имена……………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Имя – это культурологический феномен каждой культуры, который человек получает с рождения, и который сопровождает его всю жизнь. В каждом имени есть тайна – тайна происхождения, тайна значения и символизации. Имя человека – это огромный клад, имеющий свою историю.
Проблемы, связанные с именем, по своей сути неисчерпаемы. Видимо, пока существует человечество, каждое поколение будет переосмысливать, глубже проникать в эзотерический смысл имен, будут возникать новые имена, т.е. проблема имени всегда будет актуальна, всегда будут открываться новые грани имен.
Несмотря на все различия в менталитете, существуют общекультурные основания представлений разных народов о феномене имени.
Как все русские, так и все финские имена представляют собой памятник культуры. Ведь личное название человека - это не только официальное обозначение какого-либо лица, но и историческое начало, оберегающее память о прошлом.
Целью данной работы является рассмотрение имени как культурного феномена каждой человеческой культуры, сравнение нескольких десятков русских и финских имен, поиск соответствий и совпадений.
1.1 Имя как социокультурный феномен
Имя - одно из величайших чудес социума и вечная проблема языкознания и философии. Современная эпоха заставляет нас пристально всматриваться в сущность и диалектику развертывания различных формообразований имени в социальном пространстве и времени.
Имя - это и социокультурный знак, который диктует и формы общения, и формы социальной жизни, и способы социализации. Имя - это нечто актуальное, святое и для рода, и для племени, и для этноса, а также для всего человечества. Это способ самоосознания, пароль для общения. Посредством имени как социальным знаком общество ранжирует индивидов.
Проблема имени всегда актуальна
на всех уровнях социальной жизни. Это,
в первую очередь, относится к семье, для
которой всегда важна проблема имянаречения.
В акте именования наиболее выпукло проявляется
менталитет родителей, которые связывают
с именем все свои светлые надежды на будущее
ребёнка. Большинство народов мира на
уровне этноменталитета
Имя и связанные с ним ритуалы имянаречения являются неотъемлемой частью культуры многих народов. Уже на ранних ступенях развития человечества имени приписывалась магическая сила и сакральность. Оно определяло судьбу человека, его дальнейший жизненный путь, положение в обществе.
Имя - способ социализации индивида. В имени он получает свое лицо, свой статус, свою роль в обществе. С получением имени индивид становится социально учтенным существом, имеющим права и обязанности. Безымянность -знак социальной отверженности, социальной смерти.
В традиционных обществах имя может быть языковым обозначением особого положения человека в обществе. Имя, выступая как социальный знак, указывает на социальную нишу, которую занимает человек. Имя - знак личности, оно выражает ее неповторимость. Посредством имени как социальным знаком общество ранжирует индивидов: выделяет одних, затеняет других и т. д.
Имя как социальный знак может изменяться в зависимости от социальных ролей человека: отца, мужа, дяди, товарища, сослуживца, сына, внука и т. д. Один и тот же человек может иметь несколько имен. В зависимости от того, в какую социальную группу входит человек, имена могут быть официальными, домашними, уличными, школьными, аульскими и т. д.
Имя может указывать на возраст. Каждая возрастная категория - это цикл, внутри которого свои поколенческие идеалы, установки, ценности и обязанности. Этноменталитет улавливает все вышеперечисленные различия и фиксирует их. Способом фиксации возрастных циклов является терминологическое обозначение, т.е. именование. Именуя, мысль ставит пограничные столбы и обозначает смысловые границы возрастных циклов.
Возникнув в результате мыслительной деятельности человека, выразившейся в фиксации определенных возрастных циклов, социального статуса, социальных ролей, эти термины начинают оказывать обратное воздействие на образ жизни людей, начинают играть роль клише поведения. Имя диктует стиль мышления и образ жизни.
В совокупности имя выполняет
следующие функции: а) идентификационную,
т.е. фиксирует тождественность человека
с самим собой. С этой функцией связана
регистрационная функция, т.е. фиксация
рождения или смерти человека; б) дифференцирования,
т.е. выделяет человека как единственного
и неповторимого; в) пожелательную, т.е.
наделяя именем человека, стремятся вложить
в него те качества, которые хотелось бы
в нем видеть; г) познавательную, т. е. исследуя
имена, можно познать ту среду, ту культуру,
которая их породила; д) ценностную, т.
е. имена могут различаться по степени
общественной значимости их носителей,
по степени власти, которую они получат
в обществе; е) аккумулятора и транслятора
культуры; ж) социального знака, т. е. сигнификации
или означивания; з) охранительную.
Имена любого народа всегда находятся под влиянием двух противоположных тенденций: стремления к устойчивости, т. е. к традиционности, и одновременно - стремления к обновлению, т. е. наблюдается диалектика традиций и новаций в имянаречении. Традиция в данном случае способствует сохранению этнической самобытности, а новации не дают коснеть устойчивости. Открытость к новациям способствует повышению адаптационных способностей этноса. С другой стороны, высокая степень изменчивости способствует размыванию этнического самосознания, потере самоидентифицирующих ориентиров.
С проблемой традиций и новаций связана и проблема низкой повторяемости имён у малочисленных народов. Низкая частотность объясняется открытостью их культур, отсутствием государственной религии, государственных традиций в культуре, которые сковывали бы их в данном вопросе, а также историческим опытом многочисленных контактов с другими традициями именования.
Переименование можно квалифицировать как фиксацию изменения типа, характера развития, а в некоторых случаях оно может означать духовную катастрофу. Манипуляции с именами никогда не будут безразличными для психики, так как переименование связано с изменением религии, образа жизни, мышления, с неприятием культуры чужим социумом, со сменой мироощущения, миропонимания, социального положения.
В древности переименование означало полный уход от прошлого «Я», разрыв с сородичами, принятие ценностей, атрибутов и ритуалов чужого социума, в Средние века - смену социального положения, рода занятий, в XX веке - отказ от неблагозвучных фамилий в первой половине века и возврат к старым - во второй. В религии смена имени - символ возрождения или нового рождения.
К переименованиям нас толкает желание освободиться от фантомов прошлого. Но имя не меняет сразу сути. Вопрос в сущности, а не в навешивании ярлыков. Но имя обязывает, и со временем оно начинает оказывать влияние на сущность.
Переименование объектов природы, если это не идет дальше смены имени, не опасно для природы. Но если переименования возбуждают человеческие страсти с последующим неумным вмешательством в дела природы, то они опасны и для природы, и для человека. В попытках изменить топонимию полностью или подправить ее, проявляется культурный анархизм, отсталость мышления, конъюнктурный историзм, доморощенный патриотизм. При переименованиях от людей требуется такт, мера, культура.
Древние общества издавна отождествляли душу и имя. Но не все имена отождествлялись с душой, а только подлинные, истинные. А они скрывались. Человек мог иметь сколько угодно имен. Только тайное имя выражало его сущность, его душу.
Несмотря на все различия в
менталитете, существуют общекультурные
основания представлений народов мира
о феномене имени.
1.2 Имя как феномен русской традиционной культуры
Имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью ушли в небытие. Существовали списки славянских имен, запрещенных церковью. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладателями второй части были люди, которые и после христианизации Руси пытались восстановить культ и традиции язычества (волхвы, богатыри).
До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение: Светлана, Людмила, Красава, Любава, Милонега, Добронрава, Забава, Милуша, Всеволод, Владимир, Добромысл, Добрыня, Ярослав, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т.д.
Называли детей и по времени
и обстоятельствам появления их на свет.
В старинных рукописях можно встретить
имена: Зима, Дорога, Полетко, Суббота,
Мороз, Подосен; называли по профессиям
людей: Кожемяка, Быкодер; по именам разных
животных, птиц, рыб: Заяц, Линь, Сом, Гусь,
Соловей, Баран, Кот; по народностям, жившим
возле места рождения: Татарин, Мордвин.
Кроме выбора, существовал обычай выходить
за ворота и спрашивать имя первого встречного
или встречной. Какое имя называлось, такое
и давали новорожденному. Считалось, что
это принесет ребенку счастье.
Для полного исчезновения этих имен понадобилось почти шесть столетий, и дольше всего сопротивлялась введению нового имянаречения северо-западная часть Руси, которая еще ряд столетий после принятия христианства оставалась языческой.
Древние истоки ритуала имянаречения восходят к анимистическим представлениям людей, согласно которым имя воплощает в себе рождение новой души. До тех пор, пока у ребенка не было имени, он находился как бы на грани двух миров: земного мира и мира «иного», поэтому до крещения его называли просто «новым человеком», или «куколкой».
Например, у восточнославянских народов мать и отец новорожденного не присутствовали на крестинах. Они не должны были смотреть, как крестные родители уносят ребенка в церковь. В связи с этим В.И.Еремина приводит такой пример: «У прибалтийских народов, латышей в частности, был известен обычай, согласно которому мать не должна смотреть, как носильщица уносит ее ребенка в церковь, и после ухода участников церемонии она должна лечь спать. По возвращении из церкви крестные просили отгадать имя ребенка или объявляли у входа в комнату: «Куколку увезли, Аннушку привезли!».
Согласно общеславянским представлениям, если дети умирали до крещения, то они превращались в демонов, поэтому их не отпевали, не оплакивали, погребали голыми, не хоронили на кладбище, не поминали. Считалось, что души этих детей не успокаиваются и скитаются по свету, пока их не нарекут. Поэтому в Полесье некрещеным « мальчикам обычно давали имя Иван, а девочкам — Мария, в России мальчиков часто называли Богданами, т.е. данными от Бога. По полесскому обычаю, услышав их плач, надо назвать мужское и женское имя: Адам и Ева, Иван и Мария».
В традиционной культуре многих народов антропонимам приписывались магические функции. Так, общераспространенной была вера, что имя может оказать на человека благоприятное воздействие или навредить ему.
С этой целью в русской традиции ребенку очень часто давали имя какого-либо христианского святого, которому посвящен ближайший ко дню рождения ребенка праздник. Считалось, что это имя будет способствовать росту новорожденного и наоборот, если дать имя святого по календарю «назад», то ребенок не будет расти.
Об этом писал в свое время ученый-богослов П.А.Флоренский: «Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного — это обещает ему счастливую жизнь, а если имя мученика — жизнь сойдет на одно сплошное мучение».
Традиция наречения ребенка благозвучным именем, приносящем счастливую судьбу, была широко распространена у многих народов. Так, например, в арабской культуре популярными были «говорящие» имена, изначально наделяющие ребенка тем или иным качеством. Например: Джамиля (красивая), Карим (щедрый), Амин (честный) и т.д.
Согласно другим представлениям, имя человека обладало способностью останавливать смерть детей в семье. В этой связи в славянской традиции было широко распространено наречение именами родителей или деда и бабки.
Но данный обычай противоречил запрету повторения имени в одной и той же семье и роде, поскольку бытовало поверье, что, если один из тезок умрет, смерть ожидала и другого. Поэтому имена родителей давались только в особых случаях, таких как частая смертность детей в одной семье.