Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:12, реферат

Краткое описание

Итак, цель реферата заключается в том, чтобы рассмотреть ценностный мир человека.
Исходя из поставленной цели реферата, вытекают следующие задачи:
Рассмотреть понятие «ценности» и ей сущность.
Определить связан ли ценностный мир с культурой современного человека.
Проанализировать мнения философов.
Выявить человек способен в высшей ценности.

Содержание

Введение 3
1. История понятия ценности 4
1.1 Ценности: понятия, сущность. 5
1.2 Виды ценностей 8
1.3 Система ценностей 8
2. Взаимодействия ценностного мира человека и культуры. 10
3. Философия ценностей. 11
4. Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности…………14

Заключение 19
Литература. 20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ценностный мир человека.docx

— 57.82 Кб (Скачать файл)

 

    Современный человек реализует себя, прежде всего, во внешних сферах, развивает свою “оболочку” и под созданием культуры подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной  реальной жизни. Студент, поступающий  в университет, и не подозревает  о том, что уже одним этим действием  он делает важный шаг, включающий его  во всеобщие процессы создания культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что  является первой ступенью на пути превращения  единичного, конкретного человека в  творца культуры. Конечно, этот шаг  мал и незаметен, и впереди  лежит долгий путь, но вести человека по этому пути будет стремление к  саморазвитию и самосовершенствованию. И из маленького человечка он превратиться в истинного творца культуры, которых так не хватает нашей современности.

 

  

 

  Проблема ценностей в культуре имеет  непосредственное отношение к проблеме сущности человека, вульгарно-материалистический подход к ценностям становится причиной бездуховной погони за материальными  благами. Такой подход к обществу и окружающей среде становится причиной существования глобальных проблем  человечества. 

 

    1. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина5 в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина6 определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов7 выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Структура ценностей человека - характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество "человеческого материала", т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение - это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет.

Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

4. Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Для формирования устойчивого гуманного отношения к людям необходимо, чтобы обобщенное представление о ценностях и жизни складывалось на основе культурно-исторического опыта человечества. Если личный жизненный опыт обогащен ценностными исканиями выдающихся мыслителей, ученых, религиозных исторических деятелей, ценностное сознание растущей личности приобретает единство и целостность.

Если ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности и притом сформированы как система, то, естественно, одна из важнейших задач воспитательной работы состоит в последовательном расширении и углублении представлений учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

В воспитании у учащихся представлений о ценностях и формировании у них ценностных ориентаций педагоги-практики руководствуются определенными психолого-педагогическими принципами Михалкович Н.В.8

Принцип гуманизма означает, что в любой жизненной ситуации, в которой оказываются люди, - каждый человек всегда представляет самоценность, все делается для человека, для его благополучия. Поэтому уважительное отношение будет выражаться в предупредительности, заботе, стремлении помочь в беде, в любви и милосердии к ближнему, умении понимать другого.

Принцип личностного подхода в группе, коллективе. Учащийся живет и действует в группе, среди людей. Личность дорожит принадлежностью к этой группе, принимает основные ценностные ориентации. Поэтому основным средством в личностном подходе выступают убеждения и как результат - сформированная убежденность как ценность личности.

Принцип ведущей деятельности предполагает определение типа деятельности. Ведущей называют ту деятельность, которая в конкретной возрастной группе главным образом играет основную, ведущую роль в формировании личности. Именно благодаря ей формируются важнейшие ценностные ориентации личности.

Принцип системного подхода предполагает формирование у учащихся представлений о ценностных ориентациях в гуманистической системе, организуемой вокруг конкретного дела, которое способно объединить их всех.

Главная функция руководства формированием ценностных ориентаций личности, групп и коллектива состоит в том, чтобы духовные и общегражданские ценности нашего общества превратить в ценности и личности, и группы, и коллективов, организовать их деятельность, ориентированную на эти ценности, добиваться общности ценностных ориентаций группы и коллектива, т.е. ценностно-ориентационного единства.

Принцип инициативы и социальной активности. Основным средством развития инициативы служит самодеятельность учащихся, самоуправление, т.е. деятельность, организованная по собственному творчеству, которая и развивается по собственной программе, имеет свою внутреннюю организацию и контролируется самими учащимися. В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, суждений, оценок, в единстве слова и дела. Активная жизненная позиция становится социальной ценностью личности.

Принцип целостности и комплексного подхода. Комплексный подход предполагает единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания. Именно при таком подходе формируется целостная личность, которая регулирует свое поведение в соответствии со своими представлениями о ценностях.

Развитое ценностное сознание способствует формированию нравственной устойчивости личности. Восприятие жизни через призму ее ключевых ценностей облагораживает переживания, развивает высокие чувства (долг, ответственность), повышает готовность к нравственному самоопределению в сложных жизненных ситуациях.

Деятельность, призванная расширить восприятие учащимися общечеловеческих ценностей жизни, углубить осознание их значимости для себя, получила название ценностно-ориентационной. Ее методами являются: беседы, "часы откровения", "философские столы", приобщающие к признанным общечеловеческим, общенациональным ценностям; самостоятельные исследования учащимися (путем изучения мемуарной литературы, эпистолярного наследия, других источников) ценностных приоритетов авторитетных для них людей; сочинения-размышления, метод анализа жизненных ситуаций, самодиагностика сложившейся в данный момент системы жизненных ориентаций; создание на уроках и во внеклассной работе ситуаций, стимулирующих переживание ценностной проблематики, диспуты Гавриловец К.В.9

Несомненной ценностью является процесс самосовершенствования. Человеку дано быть таким, каким он хочет быть. Но чтобы стать самосозидающей личностью, молодой человек должен овладеть необходимыми знаниями о своей природе. Индивидуальное развитие по своей сути плюралистично. Человек может подняться на высший уровень развития, а может и не реализовать себя. Он открыт миру, способность к самосовершенствованию сохраняется (в разной степени) на протяжении всего жизненного пути. Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых, а в чем-то не похож ни на кого другого. На него воздействуют наследственность, среда, воспитание. Но и сам он способен быть творцом собственной личности. Индивидуальность - это личность, которая сама может определять цели своей деятельности, корректировать ее, выбирать средства и решать сложные жизненные задачи. Это значит, что индивидуальность не дана человеку от рождения, она формируется в процессе жизни и при пассивном отношении к себе может не сложиться Шаронов В.В.10

Такие знания о себе как о творцах собственной личности позволяют осознать важность процесса самопознания и самосовершенствования. Многие выдающиеся мыслители (Сократ, Аристотель, Кант, Л.Н. Толстой) видели смысл жизни человека в самосовершенствовании. Осознать эту глубокую мысль позволяет обращение к исследованиям жизни замечательных людей, например, к очерку В.И. Толстого "Сократ и мы"11. Беседа, посвященная жизни и учению Сократа поможет учащимся выработать собственную эмоционально-смысловую оценку самовоспитания, будет способствовать их физическому и духовному совершенствованию. Продолжением этой работы могут стать "Часы откровения". Авторитетные для учащихся люди (деятели культуры, преподаватели, бывшие выпускники) поделятся своим опытом самосовершенствования.

Осознанию работы по саморазвитию как жизненной ценности способствует проведение самооценивания. В качестве примера можно привести такое задание: "Какие две цели для вас особо значимы в настоящее время? Что нужно сделать для достижения первой (второй) цели? Какие качества вашего характера могут помешать этому?".

Таким образом, использование в комплексе и системе методов по формированию ценностного отношения к человеческой жизни, саморазвитию, любви, труду, дружбе способствует формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей. Важнейшая задача воспитательной работы с учащимися состоит в последовательном расширении и углублении представлении о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование в комплексе психолого-педагогических принципов.

Информация о работе Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности