Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ТАНЦА КАК ЖАНРОВО-ВИДОВОЙ ФОРМЫ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Теория и история народной художественной культуры»
на тему:
«Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Народное художественное творчество как предмет изучения
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования,
развитие и типология……………………………………………..……
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой
и эстетической деятельности в народной
культуре…………………………............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях общество все острее и яснее начинает осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в значительной степени зависит от того, удастся ли нам сохранить и приумножить то богатейшее наследие народной культуры, коим сегодня мы обладаем.
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, видов народного творчества, отрыв от выработанных и укоренившихся народом в течении продолжительного времени лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису не только в таких областях, как политика, образование, экономика, культура, но и кризису духовному, прежде всего.
Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих, сегодня перед нашим обществом является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая, не сохраняя, не приумножая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.
Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству в различных его жанрах и формах.
Подтверждением тому служат слова исследователя Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям».
Народное художественное творчество, включающее сегодня в себя огромное количество жанров - это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта русского народа.
Через народное творчество человек осваивает красоту языка и самобытности народа, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает точные представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Значимость русского народного танца в сохранении и развитии народного художественного творчества огромна.
Танец – представляет сегодня самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Русский народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа, отражает его эмоциональное и эстетическое значение.
Для всех становится очевидным тот факт, что знание основ русской народной танцевальной культуры способствует формированию чувства национальной законной гордости, пониманию преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развитию способности мыслить эстетически широко, не рутинно, способствуя утверждению принципа народности в искусстве.
Русский народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.
Поэтому рассмотрение и изучение художественно-эстетического своеобразия и специфики русского танца как отражения самобытности и значимости русской культуры, национального русского характера, колорита весьма актуально сегодня.
Степень научной разработанности проблемы. При написании данной работы было изучено большое количество научных работ теоретического и практического характера, все научные труды послужили методологической основой исследования.
Важность и необходимость изучения народной художественной культуры и народного художественного творчества обоснованы в трудах таких ученых, как Т.И. Бакланова, Е.Ю. Стрельцова, А.С. Каргин.
На региональном уровне стоит отметить научные достижения и труды в области рассмотрения специфики народной художественной культуры Белгородчины таких ученых, как М.С. Жиров, О.Я. Жирова и А.И. Дудка.
Собиранию и описанию старинного славянского наследия и рассмотрению его как фактора приобщения к народной художественной культуре посвящены работы А.Н. Афанасьева, А.В. Терещенко.
В целом вопросам российской хореографии в сфере народного танца посвящены научные работы неутомимых собирателей и знатоков отечественной классики: И.А. Моисеева, П.П. Вирского, Т.А. Устиновой, Н.С. Надеждиной и других ученых, постоянно пополняющих запас русской народной хореографии.
Рассмотрению основ, своеобразия, специфики, самобытности, видов, основных элементов русского народного танца посвящены научные труды таких ученых, как А.А. Климов и Г.Ф. Богданов.
Объектом исследования выступает русский народный танец как жанр народного художественного творчества.
Предметом исследования является художественно-эстетическое своеобразие русского народного танца.
Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;
- рассмотрение русского танца как формы художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре.
Методы исследования, использованные в данном исследовании обусловлены его спецификой:
- анализ специализированной литературы по теме исследования;
- обобщение и переработка
2. Эмпирические:
- сравнение и сопоставление;
- синтез полученных данных.
Структура работы представлена введением, двумя главами для комплексного исследования проблемы, заключением, библиографическим списком и приложениями.
ГЛАВА I. Народное художественное творчество как предмет изучения
В современных условиях глобализации и тотального господства культуры массового потребления резко возрастает роль народной художественной культуры, ее роли и значения, – как стабилизирующей общество подсистемы культуры.
Сегодня наблюдается процесс, при котором многонациональные сообщества переживают этап активизации традиционных форм народного творчества, позволяющих возродить, сохранить и транслировать смыслоообразующие принципы функционирования национальной культуры. При этом народное художественное творчество обретает огромное значение и в сохранении культурного многообразия мира.
Народное художественное творчество представляет собой художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его основные ценности жизни, воззрения, идеалы.
Зародившееся еще в глубокой древности, народное художественное творчество является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания.
Для обоснования сущности и значения данного явления, необходимо обратится к трактовке данного понятия различными отечественными учеными.
К примеру, согласно позиции Т.И. Баклановой и Е.Ю. Стрельцовой, народное художественное творчество – представляет собой совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности [4, с. 36].
Анализируя разнообразие взглядов на понятие и сущность народного художественного творчества, и рассматривая его как феномен, который вобрал в себя духовное и материальное богатство народа, приведем еще одно определение данному понятию.
«Народное художественное творчество, - сложное и многогранное явление, которое с одной стороны, представляет собою созидательную, творческую деятельность народа, в процессе которой появляются новые духовные и материальные ценности (они зафиксированы и хранятся либо в народной памяти, либо в предметном виде (изделия декоративно-прикладного искусства, народного промысла, народная игрушка и т.п.), распространяются и потребляются, осваиваются из поколения в поколение через устные способы передачи); с другой стороны, – это определенный способ деятельности с использованием музыкально-поэтического, игрового языка, танцевального языка, техники исполнения и других средств выразительности, это и культура, содержащая в себе определенные знаки, символизирующие нормы и образцы жизнедеятельности», - данная позиция принадлежит выдающемуся отечественному ученому в области изучения народной художественной культуры и народного художественного творчества - Л.И. Михайловой [4, с. 43].
Кроме данного мнения, ученый отмечает, что предназначение народного художественного творчества состоит в том, чтобы развивать способности и возможности самого человека, формировать его мироощущение, мировосприятие, свойственные народному сознанию.
Наряду с понятием народное художественное творчество существует и более широкое явление – народная художественная культура.
Народная художественная культура представляет собой сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором.
Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.
Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.
Народная художественная культура как социальное явление и пласт, имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.
Так же, народная художественная культура, по мнению исследователя А.С. Каргина, - представляет собой результат и постоянный процесс бытовой, а также особым образом социально- организованной деятельности различных слоев и групп населения, которые объединены одним понятием «народ» [14, с.176].
По мнению многих исследователей, в числе которых Т.И. Бакланова и Е.Ю. Стрельцова, понятия народная художественная культура и народное художественное творчество неразрывно связаны между собой, и представляют два взаимодополняющих друг друга явления.
На современном этапе, анализируя все вышеуказанные определения и мнения, мы можем отметить, что народное художественное творчество, в многообразии своих форм и жанров, может характеризоваться такими признаками, как: