Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ТАНЦА КАК ЖАНРОВО-ВИДОВОЙ ФОРМЫ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТИНХК - 2.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:

«Теория и история народной художественной культуры»

на тему:

 «Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы  народного художественного творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Народное художественное творчество как предмет изучения

1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7

1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14

ГЛАВА II. Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества

2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20

2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………38

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях общество все острее и яснее начинает осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в значительной степени зависит от того, удастся ли  нам сохранить и приумножить то богатейшее наследие народной культуры, коим сегодня мы обладаем.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, видов народного творчества, отрыв от выработанных и укоренившихся народом в течении продолжительного времени лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису не только в таких областях, как политика, образование, экономика, культура, но и кризису духовному, прежде всего.

Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих, сегодня перед нашим обществом является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая, не сохраняя, не приумножая культурно-исторический опыт народа,  создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.

Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству в различных его жанрах и формах.

Подтверждением тому служат слова исследователя Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям».

Народное художественное творчество, включающее сегодня в себя огромное количество жанров - это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта русского народа.

Через народное творчество человек осваивает красоту языка и самобытности народа, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает точные представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Значимость русского народного танца в сохранении и развитии народного художественного творчества огромна.

Танец – представляет сегодня самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

Русский народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа, отражает его эмоциональное и эстетическое значение.

Для всех становится очевидным тот факт, что знание основ русской народной танцевальной культуры способствует формированию чувства национальной законной гордости, пониманию преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развитию способности мыслить эстетически широко, не рутинно, способствуя утверждению принципа народности в искусстве. 

Русский народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Поэтому рассмотрение и изучение художественно-эстетического своеобразия и специфики русского танца как отражения самобытности и значимости русской культуры, национального русского характера, колорита весьма актуально сегодня.

Степень научной разработанности проблемы. При написании данной работы было изучено большое количество научных работ теоретического и практического характера, все научные труды послужили методологической основой исследования.

Важность и необходимость изучения народной художественной культуры и народного художественного творчества  обоснованы в трудах таких ученых, как  Т.И. Бакланова, Е.Ю. Стрельцова, А.С. Каргин.

На региональном уровне стоит отметить научные достижения и труды в области рассмотрения специфики народной художественной культуры Белгородчины  таких ученых, как М.С. Жиров, О.Я. Жирова и А.И. Дудка.

Собиранию и описанию  старинного славянского наследия и рассмотрению его как фактора приобщения к народной художественной культуре посвящены работы А.Н. Афанасьева, А.В. Терещенко.

В целом вопросам российской хореографии в сфере народного танца посвящены научные работы   неутомимых собирателей и знатоков отечественной классики: И.А. Моисеева, П.П. Вирского, Т.А. Устиновой, Н.С. Надеждиной и других ученых, постоянно пополняющих запас русской народной хореографии.

Рассмотрению основ, своеобразия, специфики, самобытности, видов, основных элементов  русского народного танца посвящены научные труды таких ученых, как А.А. Климов и Г.Ф. Богданов.

Объектом исследования выступает русский народный танец как жанр народного художественного творчества.

Предметом исследования является художественно-эстетическое своеобразие русского народного танца.

Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики   русского народного танца как одной из форм   художественно-творческой деятельности в народной культуре.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

- изучение сущности и функций народного художественного творчества;

- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;

- выявление своеобразия русского танца: истоки его  формирования, развитие и типология;

- рассмотрение русского танца как формы художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре.

Методы исследования, использованные в данном исследовании обусловлены его спецификой:

  1. Теоретические:

- анализ специализированной литературы по теме исследования;

- обобщение и переработка научных  данных.

2. Эмпирические:

- сравнение и сопоставление;

- синтез полученных данных.

Структура работы представлена введением, двумя главами для комплексного исследования проблемы, заключением, библиографическим списком и приложениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Народное художественное творчество как предмет изучения

  • 1.1 Сущность и функции народного художественного творчества 
  • В современных условиях глобализации и тотального господства культуры массового потребления резко возрастает роль народной художественной культуры, ее роли и значения, – как стабилизирующей общество подсистемы культуры.

    Сегодня наблюдается процесс, при котором многонациональные сообщества переживают этап активизации традиционных форм народного творчества, позволяющих возродить, сохранить и транслировать смыслоообразующие принципы функционирования национальной культуры. При этом народное художественное творчество обретает огромное значение и в сохранении культурного многообразия мира.

    Народное художественное творчество представляет собой  художественную коллективную творческую деятельность народа, отражающую его основные ценности жизни, воззрения, идеалы.

    Зародившееся еще в глубокой древности, народное художественное творчество является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. 

    Для обоснования сущности и значения данного явления, необходимо обратится к трактовке данного понятия различными отечественными учеными.

    К примеру, согласно позиции Т.И. Баклановой и Е.Ю. Стрельцовой, народное художественное творчество – представляет собой совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности [4, с. 36].

    Анализируя разнообразие взглядов на понятие и сущность народного художественного творчества, и рассматривая его как феномен, который вобрал в себя духовное и материальное  богатство народа, приведем еще одно определение данному понятию.

    «Народное художественное творчество, - сложное и многогранное явление, которое с одной стороны, представляет собою созидательную, творческую деятельность народа, в процессе которой появляются новые духовные  и материальные ценности (они зафиксированы и хранятся либо в народной памяти, либо в предметном виде (изделия декоративно-прикладного искусства, народного промысла, народная игрушка и т.п.), распространяются и потребляются, осваиваются из поколения в поколение через устные способы передачи);  с другой стороны, –  это определенный способ деятельности с использованием музыкально-поэтического, игрового языка, танцевального языка, техники исполнения и других средств выразительности, это и культура, содержащая в себе определенные знаки, символизирующие нормы и образцы жизнедеятельности», - данная позиция принадлежит выдающемуся отечественному ученому в области изучения народной художественной культуры и народного художественного творчества - Л.И. Михайловой [4, с. 43].

    Кроме данного мнения, ученый отмечает, что предназначение народного художественного творчества состоит в том, чтобы развивать способности и возможности самого человека, формировать его мироощущение, мировосприятие, свойственные народному сознанию.

    Наряду с понятием народное художественное творчество  существует и более широкое явление – народная художественная культура.

    Народная художественная культура  представляет собой  сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором.

    Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

    Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

    Народная художественная культура как социальное явление и пласт, имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

    Так же, народная художественная культура, по мнению исследователя А.С. Каргина, - представляет собой результат и постоянный процесс бытовой, а также особым образом социально- организованной деятельности различных слоев и групп населения, которые объединены одним понятием «народ» [14, с.176].

    По мнению многих исследователей, в числе которых Т.И. Бакланова и Е.Ю. Стрельцова, понятия народная художественная культура и народное художественное творчество неразрывно связаны между собой, и представляют два взаимодополняющих друг друга явления.

    На современном этапе, анализируя все вышеуказанные определения и мнения, мы можем отметить, что народное художественное творчество, в многообразии своих форм и жанров, может характеризоваться такими признаками, как:

    • обязательное отображение в нем   родовых свойств (передачи из поколения в поколение);
    • индивидуальность;
    • коллективность;
    • самодеятельный характер;
    • любительская природа;
    • национальная принадлежность и характеристики.

    Информация о работе Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества