Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ТАНЦА КАК ЖАНРОВО-ВИДОВОЙ ФОРМЫ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
- современное.
Декоративно-прикладное искусство включает в себя значительное число явлений, занимающих промежуточное положение между профессиональным искусством и самодеятельным творчеством.
Понятие «бытовое художественное творчество» не имеет какого-либо строго научного определения. Бытовое творчество включает как инновационные, так и традиционные для тех или иных социальных слоев черты.
Бытовые формы народного художественного творчества включают слой неофольклора, или современных форм и жанров фольклора, а так же любительские формы творчества не фольклорного типа.
Художественная самодеятельность, как форма народного художественного творчества, имеет широкий спектр определений. Таким образом, художественная самодеятельность предстает как форма потребления художественной культуры или средством ликвидации сложившегося разрыва между художественным производством и художественным потреблением, между профессиональным искусством и художественной практикой масс.
В большинстве научных трудов, публикуемых до начала 90-х годов, художественная самодеятельность определяется как средство коммунистического воспитания:
Нам более близка позиция А.С. Каргина, согласно которой, художественная самодеятельность, является социально-институализированной формой народного творчества [14, с.184].
Художественная самодеятельность занимает особое место среди других форм народного творчества, имеет свой ракурс освоения и отражения действительности, и по-особому демонстрирует менталитет и сознание народа.
Классификация художественной самодеятельности может быть осуществлена по разным признакам:
Таким образом, согласно жанрово-видовой классификации народная художественная самодеятельность может быть представлена:
Таким образом, проанализировав специфику и особенности форм народного художественного творчества, мы выявили тот факт, что все формы народного художественного творчества, вне зависимости от их истории становления и современного существования, способны наиболее полно удовлетворять потребность людей в художественно-творческом осмыслении окружающей действительности, и наиболее полно реализуют потребность человека в социальной и культурной активности.
ГЛАВА II. Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология
В современной жизни, танец как вид искусства, представляет собой –древний, своеобразный, многогранный пласт. Развитие танцевального искусства всегда тесно связано с историей народа, его эмоциональным состоянием и переживаниями. И в данном контексте, русский танец является не исключением.
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества, и истоки его развития происходят на основе трудовой деятельности человека.
Бытовое русское народное танцевальное творчество своими корнями уходит в недра первобытнообщинного строя. С древнейших времен наши предки регулировали свою жизнедеятельность особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение определенных действий, сопровождаемых пением, словом, драматической игрой, телодвижениями. Это обряды танцевальные и семейные.
Русское танцевальное творчество - это яркое, красочное творение русского народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта в его историческом изменении, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира [15, с.18].
Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа.
Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.
Развитие различных направлений в русском танце так же является необходимым атрибутом. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта и различных религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.
В Древней Греции, к примеру, таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках [15, с.28].
О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».
В V - VII веках русское народное танцевальное творчество находит свое воплощение в лоне «игрищ» и «сходбищ» [15, с.32].
На игрищах древние славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих веществ – богов и духов. Данные обряды непременно сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, заклинаниями.
В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам.
В VIII - IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность и культура. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.
Отметим, что слово «скоморох» впервые появляется в летописи «Повесть временных лет» (1068). Фреска южной башни киевского Софийского собора воспроизводит сцены представления скоморохов. Мы видим характерные для русской пляски движения и музыкальные инструменты того времени. Данные изображения относятся к XI веку, когда скоморохи на Руси получили уже широкое распространение.
Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды.
Скоморохи сыграли значительную роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые постановочные пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.
В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро-монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси - Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества, церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.
Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие культуры талантливого русского народа.
Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и, как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно - через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русских танцовщиков.
XVII век связан с именем «почти легендарного» балетмейстера Бошана. Депрео говорит: «Бошан сумел первый расчленить темпы». Это расчленение танцевальных па на темпы и лежит в основе системы записи танцев, возникших в конце XVII века. Бошан первый сформировал пять выворотных позиций. Но они для него еще начало. Движение и позиции рук также разработаны Бошаном. Именно Бошан систематизировал всю ученую хореографию, совместив французскую и итальянскую школу. Таким образом, к началу XVIII формируется и русская народная хореография.
К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный.
Характерный танец представлял собой одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII - XIX веках термин «характерный танец» служило определение танца в характере, образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т.д. Характерный танец обогащается движениями и жестами, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце [15, с.38].
Также в XVII веке усилился процесс экономического, политического и культурного подъема России как могучей национальной державы. Расширялись международные отношения Родины, росли ее культурные связи с зарубежными государствами.
XVIII век вошел в историю развития государства и культуры как период появления нового государства - Российской империи. Эта эпоха, безусловно, связана с именем Петра I - блестящего реформатора своего времени. Произошли серьезные преобразования и в культуре. Традиции русской пляски во все времена были живы. Ее плясали при дворе, да и в плоть до XX века удержалась пляска в провинции. Постепенно видоизменяется русское танцевальное искусство. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярные европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез и другие.
В I половине XVIII века центральным танцем был менуэт, который пришелся ко двору у русских исполнителей, т.к. он требовал на исполнение как раз тех черт, которые присуще русской женщине: это пластика и ее природная скромность, мягкость и выразительность танца. И лишь в народе русский танец не только сохраняется но и развивается, принимает новые разновидности. Так, в результате влияния западных салонных танцев в русском быту появляется кадриль, полька и др. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев.
Так же отметим, что в это же время в России появился крепостной балет. Зародившийся в помещичьих усадьбах, он достиг высокого художественного уровня к концу XVIII века. Поскольку в провинции еще не было театра, крепостные труппы объективно служили просветительным целям. Богатые дворяне, наследуя бескрайние земли, владея тысячами крестьянских душ, устраивали у себя государство в миниатюре. В подражании столицам возник и крепостной театр.
Русская национальная тема широко утвердилась в крепостных балетных театрах XVIII века. Характер представления там был более самобытен, нежели на придворной или частной сценах Москвы и Петербурга. Чаще всего самобытные танцевальные произведения, отдельные номера или интермедии - входили в оперы на русские сюжеты.
В XVIII веке русские народные танцевальные образы, народная пляска сохранялась на русской сцене.
Бережно сохраняли искусство русской народной пляски, ее сценическую выразительность драматические актеры и певцы оперного театра. Песенно-комические номера непосредственно соединялись с плясками старинного народного театра.
Русские артисты балета тоже старались сохранять традиции исполнения русского народного танца, хотя это было очень трудно в придворном императорском театре. Рано проявил свой талант русский танцовщик Тимофей Бубликов. После ухода со сцены он получил звание «придворного танцертмейстера». Он преподавал крепостным артистам в труппе П.И. Шереметьева. Здесь же он ставил балеты на темы русских народных плясок. На русскую тему им был поставлен балет «Лебединская ярмарка» на музыку А.Д. Копьева.
Интерес русского общества к хореографическому искусству увеличивался с каждым новым балетным представлением. Необходимость создания школы стала очевидной. В 1738 году было положено начало хореографического образования в России. Школа разместилась в бывшем дворце Петра I; балетмейстером был Ж. Ландэ. Достойное место в школе занимал А.А. Нестеров, он занимался еще до открытия школы у Ландэ и был первым русским балетным педагогом [15, с.46].
В 1806 году школа при Петровском театре закончила существование, на ее базе было организовано Московское императорское театральное училище.
В начале XIX века, когда крепостной балет изжил себя, многие его артисты попали на столичную императорскую сцену.
Понятием «характерный танец» в XIX веке и начале XX века обозначали театрализованный бытовой танец в характере, как салонный, так и площадный.
Подчиняя народную пляску определенному содержанию, характерный танец отбирал наиболее значительные ее особенности и, укрупняя, видоизменяя главное, опускал не существенное. Такой отбор был закономерен. Он позволял передать в танце дух исторических эпох и конкретные обстоятельства действия денного спектакля, черты, свойственные всему народу, и отличительные черты действующего лица. Потому на основе одной и той же народной пляски можно создать несколько мало похожих друг на друга характерных танца.