Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ТАНЦА КАК ЖАНРОВО-ВИДОВОЙ ФОРМЫ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
Во второй половине XIX века характерный танец в балетном спектакле находился на втором плане. В основе своей он имел народный национальный танец, подвергавшийся значительной стилизации как в рисунке групп, так и в трактовке движений. Подобно классическому танцу, характерный кордебалет располагается симметрично, то расступаясь в ровном количестве участников по обе стороны сцены. Он также синхронно варьировал одно и то же движение, создавая из множества участников орнамент или скомпонованную группу. Нередко характерный кордебалет служил фоном для одной, двух или трех пар солистов, отражая в более простых движениях сложный рисунок танца.
В некоторых случаях характерные танцы вообще принимали форму классических вариаций. При постановке китайских, японских, индийских па
балетмейстеры доводили стилизацию до заимствования прыжковой техники классического танца, сохраняя характерность в постановке рук и корпуса.
В современной литературе существует много подходов к классификации русского танца. Некоторые из направлений русского танца, мы уже перечислили. Отметим, что основополагающим, безусловно, является народный танец. Современные исследователи, выделяя классификацию русского танца, подразделяют и народный танец определенной классификации , в зависимости от песен, под которые он исполняется. Например, «А я по лугу», «Камаринская», «Сени». Другие разделяют танцы по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера» [15, с.18].
В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, отражающиеся в танце: «Ленок», «Косари», «Веретено», «Костеля».
При этом, классифицируя русский народный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по времени года, по месту их исполнения, не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам, а их хореографическую структуру, их общие признаки и другие специфические стороны.
Опираясь на позицию исследователя русского народного танца, создателя школы русского танца, профессора А.А. Климова, который классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, мы выделяем следующую классификацию основных видов русского народного танца:
- хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые);
- кадрили (включая более поздние по происхождению виды танца – ланце, польку);
- пляски (одиночная женская и мужская, парная, групповая);
- переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой) [15, с.43].
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод [см. прил. №1]. Отметим, что согласно изученными нами источниками, именно хоровод – является самой древней формой русского народного танцевального творчества. В хороводах человеках выступал как социальный тип, отображался в свете взаимоотношений с обществом. Все указывает на тот факт, что русский народный хоровод являлся результатом усложненной культуры, нежели существующая в тогдашние времена обрядовая культура, и ему предшествовали начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски.
Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Зарождение жанра хороводных песен у славянских народов относится к глубокой древности. Анализ песенных текстов и памятников материальной культуры позволяет предполагать их существование в период разложения родового строя.
Некоторые хороводные песни в своем содержании, и особенно в припевах, сохранили до наших дней отпечаток далекой языческой эпохи. Например, припевы хороводных песен — «Ой, ладо, малина моя!», «Ой, дид-ладо!», «Ладо мое, ладо!» — явно пришли к нам из времен поклонения языческим божествам.
Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят об этом в народе: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы неполным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое число участников.
Хоровод — это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.
В далекие языческие времена, хороводы носили культово-обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем вообще утрачивает значение языческо-культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы.
Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненные известному и выработанному ритуалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников русского народа.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за один палец — мизинец, часто — за платок, шаль, пояс, венок [см. прил. №2]. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.
Но все эти соединения, а, следовательно, и своеобразные построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание, под какую песню, быструю или медленную, он исполняется.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг [см. прил. №4]. Часто можно встретить двойной круг — круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерки». Большие круги и маленькие кружочки — очень распространенная, так называемая сомкнутая форма построения русского хоровода [см. прил. №3].
Хоровод — танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.
Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все, же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек — «лебедушек», медленная, уверенная поступь парней — «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.
На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода.
С возникновением профессиональных ансамблей народного танца и особенно многочисленных самодеятельных хореографических коллективов, где отсутствует хоровое пение, хороводы стали исполняться в них под музыкальное сопровождение, без песни. Нарушилась традиция исполнения хороводов, изменилась сама суть хоровода. Но если говорить об орнаментальных хороводах, то это вполне допустимо, поскольку песня в них часто служила, лишь ритмической основой.
Что же касается игровых хороводов, то они на сцене претерпели более значительные изменения.
Сценические игровые хороводы стали более разнообразными и в своих построениях, как бы объединившись с орнаментальными. Более богатое и разнообразное их построение и различные перестроения дают возможность постановщику точнее раскрыть свой замысел.
Таким образом, на сцене возник своеобразный синтез орнаментального и игрового хоровода — хореографический сценический вариант. Но все, же хоровод выглядит ярче и богаче, когда в нем сохраняются все традиционные компоненты, присущие этому красочному и самобытному жанру русского народного танца.
Хоровод как основной жанр русского танца имеет несколько основных вариаций и фигур, к которым, прежде всего, относятся:
Другим основным жанром русского танца является пляска, состоящая из многочисленных и разнообразных видов.
Пляска – наиболее распространенный и любимый жанр народного танца [см. прил. №6]. Пляски создавались народом под влиянием окружающего его мира и быта. Народ совершенствовал их, оставлял в них только самое ценное.
Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню пляску и различным музыкальным сопровождением.
Одной из отличительных особенностей пляски является еще большая, чем в хороводе, индивидуальная импровизация. Импровизация – составляет основу русской народной пляски, открывая перед исполнителями широкую перспективу самостоятельного творчества – свободное комбинирование разнообразных движений, их усложнение.
Пляска, в свою, очередь имеет свою классификацию:
- одиночная пляска (в ней отражается индивидуальность, мастерство исполнения, изобретательность, дарование исполнителя. Основана на импровизации исполнителя, поэтому сугубо индивидуальная, самобытная) [см. прил. №7];
- групповая пляска (является синтезом коллективного мастерства исполнителей, сгустком эмоциональной энергии) [см. прил. №7];
- женская пляска (отличается степенностью, сдержанностью, чаще всего имеет начало с проходки);
- мужская пляска (берет свое начало, чаще всего, с исполнения какого-либо движения на месте, затем парень выходит в круг, и исполняет заковыристое коленце. Отличается эмоциональностью исполнения).
Русская кадриль – так же выступает одним из основных жанров русского народного танца. Представляя собой явление глубокое, самобытное, в то же время кадриль – явление разнообразное и многообразное.
Беря свое начало исторического становления в конце XVII-начале XVIII столетия, кадриль выступает символом изменений в бытовом танцевальном творчестве.
Одной из основных разновидностей кадрили является лансье. Данный вид кадрили в России чаще всего называют «ланце», «ланцо», «линце». И на современном этапе чаще всего встречается в северных и северо-западных областях России и в Сибири.
Претерпевая изменения, сегодня кадриль – выступает своеобразным движением, рисунком, впитавшим в себя исконно русскую самобытную манеру исполнения [см. прил. №8].
Таким образом, ознакомившись и проанализировав историю и специфику развития русского танца, в его различных формах существования – хороводе и пляске, кадрили и переплясе, мы пришли к выводу, что изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание истории его развития, стиля, характера и манеры его исполнения, дают возможность создавать представление о русском танце как о способе отображения правдивого образа русского человека, и что немаловажно, образа современного человека.
2.2 Народный танец как форма художественно-творческой деятельности в народной культуре
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Русский народный танец представляет собой яркое, эмоциональное, многогранное творение народа, своеобразную форму народного художественного творчества.
Русский народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец.
Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).
Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большое самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания. Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя, отражающий все эстетическое многообразие народной культуры.
Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)
Обладая определенной отличительной художественной стилистикой, танец и танцевальное искусство еще в далекие времена, ровно, как и сегодня, является отражением эмоционального состояния общества.
Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.
Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце, ее художественным своеобразием. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.