Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:55, реферат
Цель моей работы: познакомиться с историей культуры чувашского народа, изучить обряды и праздники религиозно-бытовых традиции неразрывно связанных с нашей историей.
Для достижения цели, я поставила следующие задачи:
1.собрать исторические сведения о чувашском народе;
2.узнать, об исторических «корнях» чувашей Самарского края.
3.изучить особенности традиционного чувашского костюма.
4.подробное изучение чувашских праздников, связанных с православными традициями.
5.пропагандировать народные обряды традиций и обычаи.
6.обобщить материалы и сделать выводы.
1. Введение………………………………………………..стр 3
2.Глава № 1
«Когда чуваши стали православными»………………...стр 4-7
3.Глава № 2
«Чуваши Самарского края»……………………………..стр 8
4.Глава № 3
«Особенности традиционного костюма»………………стр 9-10
5.Глава № 4
«Чувашские праздники»…………………………………стр 11-12
6.Глава № 5
«Семик»…………………………………………………..стр 13-15
7.Глава № 6
«Уяв»……………………………………………………..стр 16
8.Глава № 7
«Семик сегодня»…………………………………………стр 17-18
9.Глава № 8
«Заключение»…………………………………………….стр 19
10.Список использованной литературы………………..стр 20
11.Приложения…………………………………………...стр 21-23
Уяв начинался обычно после Николы летнего (9 мая), а завершался торжественными проводами на Петров день (29 июня) и, таким образом, длился 7 недель. Время начала и завершения праздничной поры было зафиксировано и в текстах уяв юрри - обрядовых песнях, исполняемых только в течение этого периода.
Во многих чувашских селениях существовал обычай встречи и проводов уяв. Для его встречи молодежь отправлялась в ближайшую рощицу, располагавшуюся к востоку от селения, и до позднего вечера водила там хороводы. В деревню возвращалась с песней уяв юрри, открывавшей пору молодежных гуляний и хороводов. Песни, исполняемые в течение уяв, отличались от песен других жанров по содержанию и мелодии
Кульминацией праздника
Для проводов уяв все население деревни собиралось на возвышенной местности на восточной окраине. Здесь в последний раз водили хороводы, играли , парни и мужчины состязались в силе и ловкости - устраивали скачки , борьбу и т.д. Во многих песнях последнего дня уяв звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры.
Перед началом основного торжества группа сельчан обходила с песнями всю деревню по направлению солнца. Уяв провожали уже на закате солнца также с песнями: все участники обряда отправлялись на западную окраину деревни и, в последний раз исполнив здесь уяв юрри, возвращались в деревню уже под обычную застольную песню еске юрри.
Уяв завершал цикл летних праздников, за которыми следовала тяжелая страдная пора - сенокос, жатва хлебов, уборка овощей, поднятие пара и осенняя вспашка, продолжавшиеся до самой глубокой осени. Некоторое оживление праздничной жизни наступало после обмолота хлебов. Одно из первых молений осеннего цикла посвящалось новому урожаю и носило название керхи сара "осеннее пиво" в северной половине губернии, автан сари "петушиное пиво" южнее, в междуречье Сока и Кинеля, или кер сурти "осенняя свеча". В молитвах чуваши благодарили верховного Бога Тург и одновременно и своих умерших родственников за помощь в уборке хлеба, поэтому праздник являлся и одним из основных дней осеннего поминовения предков.
Как отмечают этот праздник сейчас, мне рассказала бабушка.
Рано
утром в день праздника в
деревне топятся бани. До посещения
кладбища все члены семьи
В наши дни семик слился
еще с двумя чувашскими
Сразу после хороводов дети и молодежь ходят по деревне и собирают по дворам понемножку крупы, масла, молока, яиц и отправляются на берег речки. Туда же приносят несколько жертвенных котлов, разводят огонь и варят ритуальную кашу и молочную похлебку с яйцами. Ритуальную кашу варят пожилые люди, они пекут блины и совершают молитвы. Все желающие угощаются у котлов.
К этому времени у воды
В то время как дети обливают друг друга и встречных водой, несколько человек на лошади ездят по деревне и собирают баранов, предназначенных для жертвоприношения на учуке. Животных для обряда дают те люди, которые построили новый дом, часто болели в течение года и зареклись, что в случае выздоровления, пожертвуют барана или просто хотят поблагодарить Бога за успехи, достигнутые в течение года. Место для жертвоприношений находится на опушке леса. Здесь на краю оврага у одинокого старого дуба собираются знающие обряд старики и с ними еще несколько человек. Они берут с собой все необходимое, начиная жертвенными животными и кончая дровами и посудой. На месте жертвоприношения устанавливают козлы и навешивают на них большие котлы, наливают в них воду, подкладывают дрова. Один из наиболее сведущих стариков выделяется в качестве жреца. Он с соблюдением всех необходимых обрядов первым приносит воду из родника, первым наливает во все котлы немного воды из своего котла, а остальные доливают. Затем, совершив молитву, закалывают жертвенных животных, завершив свежевание животных, раскладывают мясо по котлам и зажигают огонь под котлами.
Сварившееся мясо вынимают и
кладут на большие деревянные
блюда, а на мясном бульоне
начинают готовить кашу. К этому
времени на опушке у дуба
собираются все жители деревни.
Допоздна не смолкают на этом
ритуальном месте песни, танцы,
Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что многовековая история чувашского народа очень обширна, своеобразна и интересна. Прошлое всегда достойно уважения. Чувашская пословица гласит: «Асун марийне ан тунтер» - «Не разваливай печь своего отца», что значит не забывай своего прошлого, своих корней. В былом мы находим основания для гордости и восторга, но вместе с тем – для стыда и печали тоже.
Каждый народ владеет
и хранит ценности, сокровища
прошлого, которые создавались на
протяжении всей его
«…Если
народ знает и помнит свою
историю, то он имеет и
Уважать
прошлое необходимо в том
Нет, мы с тобой другой породы,
Минувший день не стал чужим.
Мы знаем те и эти годы
И равно им принадлежим…
Список использованной литературы
1)Данилов В. Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца ХХ века): Учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во.
2)Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др./ Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. Кн. Изд-во, 1985.
3)Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2001.
4)Рассказы моих бабушки и дедушки.
5)Шувалов К.А. «Жизнь чувашей до взятия Казани» 1928 год
6)www.samarskie.chuwaschi.ru
7)www.reliegia.chuwaschej.ru
8)www.odejda.chuvaschej.ru
Моя бабушка (справа) со своей родной сестрой в национальных костюмах(1969).
Моя бабушка на новогодней ёлке(1969).
Несколько человек на лошади ездят по деревне и собирают баранов, предназначенных на Учук – обряд жертвоприношения и полевое моление об урожае, в поле у одинокого дуба.
Здесь
на краю оврага у одинокого
старого дуба знающие обряд
старики и с ними еще