Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
9. Культура Древней Греции.
К-ра Др.Г в своем развитии прошла след. этапы:
1.Критомикенская к.(2тыс.л-
10. Культура Древнего Рима.
Рим начал позднее раз-ся чем др. Грец. На рим. цивилиз. оказали влияние греки. В своей истории др. Рим-я к-ра прошла след. этапы: 1. к-ра этруссков (8-5в.) 2. республиканский (5-1) 3. период империи (1 в. до н.э.-5 в. н.э.). Религия –антропоморфизм. Юпитер(вместо Зевса) и Юннона, Меркурий, Янус -2ликий бог. Много духов. Распространено гадание (аракул) –по внутрен. животных. Философ. заимствовали у греков. В 3 в. до н.э. Ливий Андроник перевел на рим. язык «Одисею».Поэт Лукреций- философ. поэма «О природе вещей». Вершина поэзии во 2 в. до н.э. – 2 в. н.э. Раз-ся проза (Цицерон, Цезарь). Астрономия (сис-ма Птолемея). Геоцентрич.-в центре Земля. Составили карту неба на 100 звезд. Хор. развив. арх-ра: 5этаж. дома, используют цемент и бетон для кладки. Ввели прав. планировку домов (улицы парал. и перпендик.). Площади на пересеч. улиц. Ставили скуль-ры. Здание сената, муниципал-в, крытых рынков, домов, библиотеки, бани, здания цирков. В Риме родилась коррида, бои гладиаторов с дикими животн. Хор. развито право. Легло в основу соврем. права. Колизей. Появился юлианский солнечный календарь.В Римской империи в1в возникла 2ая по счету религия- христианство.Язык римлян-латынь,явилась родоначальником многих языков мира.
11. Мировые религии.
Распрост. по всему миру независимо от класса, народа, наций, этноса. Отн-ся: буддизм, христианство, ислам. Хар-но: монотеизм (1 бог); отриц-е жертвопринош-я; признание вечности души чел.; наличие свящ. книг; более простая обрядность. Буддизм(6в до н.э в Индии) Основатель- Сиддхартха Гаутама. Направления:1.Хинаяна- малая колесница. Выдвигает самосовершенств. чел.2. Махаяна- большая колесница. проповедует терпимость и сострадание к ближнему. 4 благородных истины:1.жизнь есть страдание.2 причина всех страданий-желание.3.страдание можно прекратить путем избавления от желаний.4.Необходимо жить по законам «правильного поведения»и «правильного знания». Христ-во возникло в 1 в. н.э. как секта в иудаизме. Возн., когда Иудея завоевана римлянами. Христ. в Иудее запрещено. К 3 в. н.э. распр-но в греции, Египте, Двуречье, Риме. В 330 г.- христ. гос. религия Рима. Христ. признает Ветхий завет. Новый завет (27 книг) –откровение Иоанна Богослова, деяния апостолов, 4 Евангелия, описание жизни Христа, изложены заповеди Христа. Осн. символы христ: крест, изображ-е Богоматери, образ Христа, церковь, богослужение. Признается один Бог в 3х лицах (отец, сын, дух). Крещение, венчание, покаяние. Христ. в ходе своего развития потерпело реформации: 1054г. –разделение церкви на католич. и православ-ю. В католич. есть единый центр управл. (Ватикан с папой римским). В 16в. в католич. раскол. Выделилась протестантская церковь(англиканская, лютеранство, кальвенизм). Ислам- 3я мир. религия. Самая молодая. Возникла в 7в. н.э. На арабском полуострове у арабов. Создатель Мухамед –пророк. Создал Каран (был продиктован ему). Каран –свящ. книга ислама. Написан стихами (114 сур- глав). Изложены мифы и легенды о сотворении мира, создании чел. Осн. заповеди Карана: нельзя убивать, лжесвидетельс-ть. Запечатлены статьи права. Сущ-ют несколько положений в Коране, не принимаемые другими (война против борьбы с неверными (война- «газават», а теперь «джихад»). Ислам претерпел раскол. Выделились 2 самые крупные течения: шиизм и суннизм. Ближ. Восток, Пакестан, Индонезия, часть Африки, сред. Азия, Татария, Башкирия, сев. Кавказ –ислам. Обряды: обрезание, ежеднев. 5кратная молитва, хадж в Мекку, подаяние, пост (1 в год в теч. месяца).
13. Культура Европейского Средневековья V – XV вв.
Все средневек. кул-ры основаны на религии. Кул-ра Европы основана на христ-ве. В 5 в. (410 г.) – Рим пал. Образов-сь варвар. гос-ва: уничтож-е рим. кул-ры; римляне распрост. христ-во среди варваров. В 5-6 в. Капелла, Касидор, Боэций вели обучение в светс. школах. Созд-ся богословские школы (к 7в.). Раз-ся устно-народ. творчество «Песнь о Нибелунгах». 3 подъема кул-ры: 1. Королинское кул. движение (при дворе Карла Велик. проводится реформа письм-ти: лат. буквы приспособлены к герм. языкам; 1ые произведения (Иоган Скот Элеген). 1ый европ. арх-рный стиль: романский (стены здания толстые, колонны внесены во внутрь, купол конусообраз-й). 2. Римская школа (введена 10ричная сис-ма счета на основе араб. цифр; введены счеты; циркуль, линейка, уровень и др). 3. Саксонское кул-ное движение (Монах Ведукинд – 1ая европ. летопись; поэт Экигард –Вольтерия. В Англии преподав-е велось на англ. языке, на нем была написана история древ. Анг, англ. хроника. В 12-15 в. – новый стиль –готический. Раз-ся лит-ра: поэзия трубодуров, лит-ра вагантов (бродячие поэты и музыканты). Во Франции город. кул-ра. Готический стиль: высокие и тонкие стены, застекленные, расписаны витражами, внутри здания колоны идут рядами. Отлич-ся болш. кол-вом камен. резьбы, на башнях установ. шпили (собор Парижской Богоматери). Улич. спектакли., город. лит-ра, жонглеры. В Европе 1ые университеты: мед.- в Солерно; юридич. –Болонская высшая школа; в Англ. в 1167 1ый универ. в Оксфорде, затем в Кембридже. Виднейший универ-кий ученый англ. Роджер Бэкон (опора на опыт и разум). Развив-сь алхимия (лженаука). Алхимики усоверш. технол. плавки металлов, обработки. Открыли кис-ту, щелочь, изобр. бумагу, порох, мыло, стекло. Раз-ся оптика. Изоб. очки, микроскоп, телескоп. В осн. всей жизни европ.- церков. устав и библия. Создано папское гос-во. 829 г. папа рим. издает указы против колдовства, ведовства (инквизиция). Во Франц. Петр Абеляр основал целый ряд нецерков. школ. (сочин-е «Да и нет»). Особ.к-ры:
1.вся к-ная жизнь
Европы определялась
2.каждое сословие имело
свою к-ру. Выделяются к-ра
3.разнообразие стилей
и видов в лит-ре и искусстве.
В10-12в в архитектуре-эпоха
12. Национальные религии.
Нац. религии –те кот. исповедуются одним народом или в одном госуд-ве. Хар-но: больш. кол-во обрядов, политеизм (кроме иудаизма) –многобожие, большое кол-во огранич. и традиций. Конфуцианство (религ. кит. народа), даосизм (нац. религия кит-в), индуизм (индия), иудаизм (нац. религ евреев). В 1300-600 г. до н.э. –сложился иудаизм. Древ. евреи пришли на место Израиля. В 1000 г. до н.э.- создано гос-во Иудея. В этой религии признавался бог создатель Яхве (многобожие в религии). В 622 до н.э.- царь Иосия провел религиоз. реформу: иудаизм –стал монотеистич. религией (1 бог). Праздники: пасха –день освобожд. от египет. плена; новолуние –ежемесяч., праздник труб –в честь бога Яхве; кажд. суббота – празд. день(выход.). Иудаизм был изложен в библии. Ветхий завет (50 самост. книг). Изложена легенда о сотворении мира, о потопе, обычаи и традиции евреев, изложена история, нравств. законы (не приносить чел. в жертву, не допускать кровосмешения, братоубийства). Переведен к 3 в. до н.э. Около 600 огранич. для иудеев. Вероучение иудаизма изложено в Талмуде. Индуизм.-национ.религия индийцев. Синтоизм – нац. религия японцев (в 3-7 в. н.э. возник). С 1865-1945 –гос. религия Японии. Поклонение Синта –дух предков; покло-е Ямата – 1ый царь Японии; покл. амотерасу –жен. прародитель японск. народа.; пок-е духам природы. Индуизм.- национ .религия индийцев. Главными богами были Вишну, Шива. Образовались 2 течения: вишнуизм, шиваизм. Характерно наличие множества культовых обрядов, проводимых во славу божества. Обряды совершались в храмах, у местных и домашних алтарях,в свящ .местах, на реке Ганг. Конфуцианство-основатель Кун Фу-Цзы (Конфуций)-1ый собиратель китайского свящ. предания. Учение Конфуция-свод моральных правил, основанных на преклонении перед древностью. Особенность- не имело особой касты жрецов. Верховным жрецом был император.
14. Культура Арабского Востока VII-XV вв.
Огромное влияние на
к-ру ар. Востока оказало появление
в этом районе появление ислама в7в.
Вместе с исламом здесь
Было развито образование. Существовали начальные, средние, высшие школы. Каждый мусульманин, собиравшийся занять какую-либо должность, должен был получить соотв. Образование. Каждый знатный чел. окружал себя поэтами, учеными, знатоками Корана. Араб .наука многое взяла у древ.и античных ученых, но и сама успешно развивалась. В Багдаде и др.крупных городах существ. дома мудрости. В лит-ре развиты мифы, поэмы, сказки. Была развита архитектура. Строились замеч. дворцы, гробницы, крепости, мусульманские храмы-мечети. Постройки богато украшались резьбой по камню, мозаикой на стенах и на полу
Арабы в 7 в. имели свою пись-ть, имеют красивый звучный язык (много глас.), хорошо развита поэзия. В 8-9 в. собраны стихи «Хамаса»- сборник стихов. На всей тер-рии ислам. В 10 в. в Багдаде -1 Медросе –высш. учеб. заведение в исламе. Заимствовали у Египта сис-му обучения. «Дом науки» -свет. науч. заведение. Лит-ра: 10ки жанров (стихи, песни бедуинов-кочевников, любов. поэмы). Поэт Амархаям (перс) создал жанр «Рубаи» -носит философ. и нравств. хар-р. Амархаям сис-зировал алгебру, написал учебник, урав-я 3 степени. Абуль-вофа вводит понятие tg, ctg, создали свою тригонометрию. Хор. раз-ся оптика. Химия (пр-во щелочей, кислот, красок). Хор. раз-ся история: Макризи написал ист. Коптов; написана истор. араб. Халифата, Сирии. В исламе свой тип храма (мечеть). Высок. башня стоит отдельно от храма, рядом. 1ые мечети под открт. небом. Земля в мечете устелена камен. плитами (мечеть в Куфе). Мечеть Кааба в Мекке (самая свящ. мечеть). В форме куба. В стене Каабы хран-ся чер. камень –метеорит. Мусульм. храм в Александрии, в Сирии. Тадж-Махал в Индии. Искусство мусульман: запрет изображать чел. или животное (только орнамент можно изобр-ть). Орнамент бывает 3х видов: геометр., растительный, арабистика (буквы вплетены в орнамент). Хор. развивалось ювелир. искусство.
15. Культура Византии V-XV вв.
Огромное влияние на к-ру Византии оказало хрис-во, кот. с 4 в. стаов-ся офиц. гос. религией Виз. Вместе с тем на к-ру Виз. оказали больш. влияние Античная и Эллинистическая к-ры. Наиб. расцвета к-ра Виз. достигла в 6в. После этого она угасает. В 6в. в Константинопле был построен собор Св.Софии –постройка этого памятника свидетельствовала о наличии замеч. ученых, арх-ров, инженеров, матем-ов. В лит-ре испол-ют житие святых, летописание. В живописи –мозаика, фрески, витражи. Высокого уровня достигло Виз. худ. ремесло –выделка шелковых тканей, ковров, ювел. изделий, стекла. 1395 –образ-е Виз. империи. Греч. язык –госуд. Вся истор. Виз. делится: 1) 4-6 вв. –не было нападений варваров. Сохранялась свет. школа(школа 7 искусств: алгеб., танцы, геом., физика), древ. города, библиотеки. В 9 в. -1ый в Европе университет. 4-6 в. успешно раз-ся мед. (Арибазий издает 70 томов мед. энцикл). Успешно раз-ся философия (неоплатонизм). На площади установ. послед. конная статуя императора Юстиниана. Построен ипподром. 2) 7-10 вв. В 7 в. –большая часть Виз. завоевана арабами. Уничтож-е египет. нас-я. В лит-ре рождаются жанры: героич.-патриотич. песни; животн. эпос (против феодалов); народ. стих (песнопение, молитвы)- Роман Сладкопевец. Хор. раз-ся мед.: хирургия (врач Никита), акушерство. Литер. энциклопедия «Ссуда» (30 тыс. справок). Энциклоп. по ветеринарии (1ая), по истор, Константин Б.; 3) 11-15 в. (до 1453) фармокология раз-ся. До конца 16 в. самая развитая работа по фармок-и – Мирезопс. Арх-ра: храм Котоликон в Афинах (высокий купол, на нем скуль-ра чел; по углам здания у основ. купола 4 ангела –скул-ры). В 9 в. борьба между иконопоклонниками и иконоборцами. В 843 г. – иконопокл. победили. Развивается иконопись. Создана икона Чудотворца, икона Влад. Божей Матери. В 8-9 в. храмы украшались портретами (церковь Виталия в г. Ровене). С 1453 до 196- Виз. в турец. владении.
19. Западно-европейская культура XVII в.
1642 – англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика –Ньтон открыл законы; астрономия –в 16 в. Николай Коперник (гелиоцентр. сис-ма) победила. Галилей, Джордано Бруно; биология –открыты живая клетка и микроорганизмы –Гук и Левенгук открыли. В 17 в. оформ-ся национ. и худ. школы. Нидерланды: хор. развита живопись. 2 худ. школы: фломанская школа живописи и голандск. шк. жив-си. В 16 в. новый худ. стиль в Италии –барроко (отлич-ся отсут-ем строг. симметрии, больш. кол-во украшений). Барокко просущ-вал в Евр. с 1600 по 1750 г. Фломанск. шк. опиралась на барроко. Писались портреты знати. Представ-ли Барокко: Рубенс (прекрасно передает черты лица, портрет «Камеристки», перед. внутр. мир чел., создает картины охоты, истор. картины), Ван Дейк, Рембрандт. В 17 в. в Нидерл. худ. стали писать маслян. красками. У Рубенса 2 ученика: Ван Дейк (портреты, «Сусанна и старцы», «мадонна с куропатками») и Якоб Йорданс (темы народ. жизни «Бобовый король», «поклонение пастухов»). Голандск. шк. живописи: 1) умение изобразить движение мышц чел. Франс Халс – созд. портреты простых людей (портрет «Цыганка», «малле Баббе»). 2) натюрморт(в Герм. успешно раз-ся) Питер Глас Хеде; 3) голандск. пейзаж; 4) вершина голанд. творчество Рембрандта (худ. достиг реализма в живописи. «Ночной дозор», «Автопортрет Саскией на коленях», «Флора»). После кончины жены (Саски) Рембрандт находился в апатии и долго не писал картины, а когда начал снова писать картины стали в красно-коричн. тонах и на религиоз. темы «Возвращение блудного сына». В Герм. и Нидерл. –групповые портреты. Во Франции в 17 в. господ-ет барокко и ещё 1н новый стиль рождается –классицизм (опора на разум, рационализм; обязат. пропорции; минимум украшений. В арх-ре: колоннады и пропорцион.). Лит-ра: рассудочность, герои много говорят, произв. заканчивается трагедией. Буало (теоретик классиц-ма), Пьер Корнель (автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна»), Жан Расин (ав. трагедий «Афалия», «Андромаха», «Британик»). В живописи: антич. тематика, трагед. содерж-е, наличие ярких контраст. цветов; позы людей застыв., повторяющие геометр. формы. Пуссен (худ.во Франц. «Танкред и Эрминия», «Времена года»). В 17 в. во франц. живописи расспрос-ся реализм. Худ. Луи Ленен «Посещение бабушки». В 17в. успешно развив. кул-ра во Франц. Романы: буржуазный (ав. Фюретьер); бытовой (Сорель); комический (Скорон); фантастич. (Сирано де Бержерат «Иной свет…»). 17в. –создана национ комедия во Франц. (Мольер). Большое кол-во академий: науки, арх-ры, надписей, живописи.