Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 27 вопросов по дисциплине "Культурология".
Лодовико Ариосто
Поэзия на народном итальянском языке после ее расцвета XIV в. почти целое столетие уступала первое место классической латыни гуманистов и снова заняла его лишь в конце XV в. Величайшим поэтом Италии этой эпохи был Лодовико Ариосто (1474—1533). Его поэма «Неистов» Роланд» является самым значительным памятником литературы Высокого Возрождения. Сюжетом для нее послужили средневековые сказания, но и самый замысел Ариосто, и все действующие лица, и язык поэмы являются совершенно новыми. Феодальный эпос превращается здесь в фантастическую сказку, где фигурируют великаны, волшебники, чудовища и мужественные герои, претерпевающие самые необычайные приключения. Эпос дал только сюжетную канву, на которой поэт выписивает узоры, заимствуя их из хорошо знакомой ему античной древности, из восточных сказок и притч, из Данте. Рассказ ведется в октавах (восьмистрочная строфа). Нередко он уступает место побочным эпизодам, разрастающимся в самостоятельные поэмы. Тем не менее пейзажи, даже фантастические, описаны вполне реально, все действующие лица вылеплены отчетливо и выпукло. Сквозь волшебную сказку ясно проступает живая, проникнутая интересами настоящего действительность. А вместо этого в поэму проникает ирония. То чудесное, чему верили многие во времена Ариосто, превращается в шутку. Так, например, один из персонажей его поэмы, Астольфо, попадает в земной рай, но находит там вместо небесного блаженства хороший ужин а постель, а лошадь его — конюшню и корм. Райские яблоки, действительно, оказываются превосходными. Отсюда Астольфо переправляется на Луну, где складываются все вещи, утерянные людьми на земле: глупости здесь совсем нет, но зато много слёз, вздохов, любви, надежды и разума — они тщательно собраны в бутылки с именами прежних владельцев.
Главный представитель школы «александристов» Пьетро Помпонаццо (1462-15Z4), несмотря на схоластическую форму своих философских сочинений, был одним из самых смелых мыслителей этой эпохи. В своём «Трактате о бессмертии души» (1516 г.) он доказывал, что церковная вера в загробную жизнь не укладывается в рамки человеческого разума и несовместима с учением Аристотеля. Верить в бессмертие души необходимо, ибо этому учит религия. Однако три главных законоучителя — Моисей, Христос и Мухаммед — противоречат друг другу; отсюда видно, что если не всё человечество, то по крайней мере большая часть людей обманута своей верой.
11.Северное Возрождение.
Северное Возрождение - культура XV - XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии. Главными очагами Северного Возрождения были Нидерланды, Германия, Франция. В отличие от Италии, памятников античной эпохи здесь практически не сохранилось, и влияние античной культуры было незначительным. Искусство Нидерландов, Германии, Франции развивалось как прямое продолжение готики. Но малознакомая с античной традицией Северная Европа, тем не менее, подпала под обаяние Итальянского Возрождения. По всей Европе распространялись гуманистические идеи, усилилась притягательность итальянского искусства. В результате родился своеобразный стиль Северного Возрождения, где итальянские влияния сочетались с самобытными готическими традициями.
Большое влияние
на искусство Северного
В живописи Северного
Возрождения нет присущего
Любовь к деталям
привела к тому, что внимание
мастеров Северного
Наиболее ярко черты
Северного Возрождения
Литература. Крупнейшей фигурой Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский - нидерландский философ и писатель, все-общее признание которому принесла его «Похвала Глупости» - сочи-нение, написанное на латыни в форме хвалебной речи, произносимой госпожой Глупостью самой себе. В нем высмеивались человеческие слабости и пороки, которые, по мнению автора, тем опаснее, чем более высокое общественное положение занимает человек.
Сатирические диалоги,
памфлеты и комические новеллы
стали ведущими жанрами в
12-13.Культура Европы в XVII - XVIII веках
В истории Европы XVII век
отмечен торжеством нового стиля
барокко в искусстве и
В начале XVIII века в континентальной
Европе на смену скептицизму и
рационализму барокко пришла эпоха
Просвещения и искусство
Рембрандт писал в основном портреты, как индивидуальные, так и групповые, а также картины на мифологические и библейские сюжеты. Художник был мастером светотени, и его персонажи как выхвачены лучом света из темноты. Его полотна «Даная», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына» по праву считаются непревзойденными шедеврами. Из групповых портретов наиболее известны «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Ночной дозор». Одухотворенность и поразительная эмоциональная глубина отличает «Портрет старика в красном».
Распространение стиля барокко в Речи Посполитой было вызвано проникновением в страну иезуитов. Первым барочным памятником в Беларуси и вообще в Европе за пределами Италии стал иезуитский костел, возведенный в конце XVI века итальянским архитектором Бернардони для князя Радзивилла в Несвиже. Подлинного расцвета этот стиль достиг во 2-й половине XVII века, когда, приобретя национальные черты, оформился в белорусское, или виленское барокко. Классическими примерами белорусского барокко стали многочисленные костелы и городская застройка в Вильно, Гродно, Минске, Могилеве, Бресте, Слониме, Пинске, перестроенный после взрыва Полоцкий Софийский собор, монастыри в Голыпанах, Барунах, Березвечье, дворцовые комплексы в Несвиже и Ружанах.
В конце XVII века из Беларуси барокко проникло в Россию, где вначале получило название нарышкинский стиль. Примером этого направления являются церковь Покрова в Филях и церковь Знамения в Дубровицах. С началом реформ Петра I барокко окончательно восторжествовало в русской архитектуре, что прежде всего проявилось при строительстве Санкт-Петербурга. Вершиной развития барокко в России стало творчество итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Он перестроил дворцы в Петергофе и Царском Селе, возвел в столице комплекс Смольного монастыря и знаменитый Зимний дворец.
В начале XVIII века во Франции
зародился новый стиль
14. Культура Европы в XIX веке
В культуре нового времени 19 век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества.
В данной работе будут рассмотрены главные тенденции социокультурного развития в различных областях. Будет рассмотрена культура в таких областях как наука, в техника, политическая культура, религия и мораль.
Предметом исследования является культура Европы в 19 столетии. Объектом исследования являются те изменения в культуре, те течения социально-культурной жизни Европы, который происходили на протяжении 19 столетия, и которые оказывали влияние на формирование общественного сознание людей.
Европейская культура 19 века
Культура 19 века в своей основе базируется на тех же самых ценностях, что и вся культура Нового времени. Это рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и так далее. При решении каких-либо мировоззренческих фундаментальных вопросов она старается удержать себя в рамках культурной парадигмы нового времени. Однако к 19 веку мир становится иным по качеству, и культура встает на путь переоценки ценностей. Произошел грандиозный культурный переворот, который можно сравнить по масштабам и по значимости с переходом от древности к средневековью, и от средневековья к Новому времени. По этому поводу известный философ Хосе Ортега-и-Гассет написал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком…Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. 19 век провел их жизнь».
Промышленный переворот, который начался в Англии в последней трети 19 столетия, стал важнейшим содержанием экономического развития стран Запада. В результате промышленной революции образовалось индустриальное общество, в котором производство и труд становятся идеалом. Вместе с демократией, образованием, и наукой превращаются в доминанты культурного процесса, по мнению Й. Хейзинга. Вся общественная жизнь теперь моделировалась по образу и подобию Машины. Например, А. де Сен-Симон метал об обществе, которое было бы организовано как большая фабрика во главе с учеными и промышленниками.
Отличительными чертами индустриальной цивилизации являются: