Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 27 вопросов по дисциплине "Культурология".
Культура Киевской Руси. Новая религия. Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него - княгини Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда и Лира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.
Не менее
важным был и другой фактор,
связанный с религиозной
В приведенном
отрывке отразилось то сильное
впечатление, которое
Около
988 г. Владимир крестился сам,
крестил свою дружину и бояр
и под страхом наказаний
Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню - Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Служители древней религии - волхвы упоминаются в летописях еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.
Поэтому говоря о прогрессивном значении принятия христианства на Руси в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном, не следует признавать христианизацию единственным определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Даже несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древнерусского искусства обнаружит глубокое их родство с наследием архаики: заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений.
Таким
образом, культура Киевской
Письменность
и образование. Фактором, подготовившим
принятие христианства Русью,
стало создание во второй
Наиболее распространена
грамотность была среди
В 30-е годы XI в. были построены
каменные Золотые ворота с
надвратной церковью
17.Культура России в XVIII веке.
Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.
Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры. Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные—на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.
Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание— 1707 г.).
“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.
В середине—второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I. Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.
Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.
В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.
Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.
18.Культура России XIX века
Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации н европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела н обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование
Государственного совета
Политический строй и право
выражают особенности