Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 27 вопросов по дисциплине "Культурология".
Действительно, крепостное
Важным фактором, способствовавшим
интенсивному развитию русской
культуры, являлось тесное общение
и взаимодействие ее с другими
культурами. Мировой революционный
процесс и передовая
Русская культура
Начиная с XVII в. складывается
и развивается «третья
В формировании русской
В XIX в. ведущей областью
русской культуры становится
литература, чему способствовала
прежде всего ее тесная связь
с прогрессивно-
В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии — этого славянского древнего Рима — как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); по случайно 30-е — 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
Особого внимания
заслуживает творчество
Достоевский сегодня, так заставляет нас прочитать его сама реальность нашего времени.
В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Если «Снегурочка» связана с культом Ярилы (солнца), то в «Младе» представлен целый пантеон древне - славянских божеств. Здесь развертываются ритуальные и народно-обрядовые сцены, связанные с культом Радегаста (Перуна) и Купалы, ведут борьбу волшебные силы добра и зла, а герой подвергается «соблазнам» из-за козней Морены и Чернобога. В содержание эстетического идеала Римского-Корсакова, который лежит в основе его музыкального творчества, в качестве безусловной ценности входит категория прекрасного в искусстве. Образы высокопоэтического мира его опер весьма наглядно показывают, что искусство представляет собой действенную силу, что оно покоряет и преображает человека, что оно несет в себе жизнь и радость. Подобная функция искусства соединялась у Римского-Корсакова с пониманием его как эффективного средства нравственного совершенствования человека. Этот культ искусства в чем-то восходит к романтическому утверждению Человека-творца, который противостоит «механическим», отчуждающим тенденциям века прошлого (и нынешнего). Музыка Римского-Корсакова возвышает человеческое в человеке, она призвана спасти его от «страшных обольщений» буржуазного века и тем самым она приобретает великую гражданскую роль, приносит пользу обществу.
Расцвету русской
музыкальной культуры
Существенно то, что Чайковскому помогали переносить пушкинские образы в новую по времени психологическую среду произведения Тургенева и Островского. Благодаря этому он утвердил новую, музыкальную реалистическую драму, конфликт которой определился в столкновении идеалов с действительностью, поэтической мечты с мещанским бытом, красоты и поэзии с грубой будничной прозой жизни 70-х годов прошлого столетия. Не удивительно, что драматургия оперы Чайковского во многом подготовила театр Чехова, которому свойственна прежде всего способность передавать внутреннюю жизнь действующих лиц. Вполне понятно, что лучшую режиссерскую постановку «Евгения Онегина» в свое время осуществил Станиславский, будучи уже прекрасным знатоком чеховского театра. Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, «на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина», — русская литература, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический «золотой век». Затем, в ответ на новое, нигилистическое веяние времени, опираясь на духовную крепость «святой русской литературы» (Т. Манн), восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа «золотого века» классики. Оказывается, что не русская словесность «серебряного века» является главной наследницей классической литературы — для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века» классики и потому сама переживает «золотой век».
В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество — и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты — в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и ^историю всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия — Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе — так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.
19.Культура советского периода
Невиданный расцвет российской культуры был достигнут в эпоху просвещения XVIII века под влиянием Петра I и Екатерины II. В XIX веке и начале ХХ века для искусства был характерен поиск совершенно новых направлений – на смену просветительскому реализму приходит критический реализм, импрессионизм, модернизм (дадаизм – отрицание и разрушение созданного ранее, футуризм – поиск искусства будущего, экспрессионизм – выражение субъективного духовного мира человека, абстрактное искусство, авангардизм – превращение новизны выразительных средств в самоцель). Каждая эпоха давала и продолжает давать обществу гениев и таланты. Дала она их России и в ХХ веке. Искусство России начала ХХ века является важнейшей составной частью «серебряного века» русской культуры. Многие произведения советского периода в литературе, музыке, живописи, архитектуре, науке, технике, философии, театральном искусстве стали великими и бессмертными памятниками, продолжают жить с нами и радовать нас до настоящего времени. Но дожить до настоящего периода времени многим шедеврам, к сожалению, не удалось по причине различных противоречий в развитии общества и культурных течениях, разрушительных действий необразованных людей и войн. В ХХ столетии после Великой Октябрьской социалистической революции Россия прошла сложный путь исторического развития, который всецело отразился на состоянии отечественной культуры. Особого осмысления в этой связи требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании минимум дважды: в 1917 году и в период перестройки. Неоднозначно в прошлый и настоящий периоды, порой совершенно противоречиво, рассматриваются события и произведения культуры ушедшей эпохи. 20-е (послереволюционный период) и 60-е (время «оттепели») годы – это было время перемен, общественного подъема, ожидания лучшего и более интересного, новизны во всем. Динамика культурного процесса характеризуется колебательными движениями. Точками высшего напряжения творческих усилий народа были революционные эпохи, безжалостно уничтожавшие старый порядок, отжившие стереотипы культуры. Более спокойные фазы культурного развития, годы созидательного труда – 30-е, 50-у, 70-е гг. Культурное брожение в годы нэпа и «оттепели» являлось преддверием перемен либо их отголоском. Постсоветскую фазу культурной эволюции общества вполне можно квалифицировать как кризис. Каждая эпоха давала и продолжает давать обществу гениев и таланты. Дала она их России и в ХХ веке. Искусство России начала ХХ века является важнейшей составной частью «серебряного века» русской культуры. Хочется высказать надежду, что лучшие традиции русской культуры – высокий духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал, всеотзывчивость национального сознания, само богатейшее наследие культуры – не дадут ей заглохнуть.