Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Культурологии"
29 Позднее средневековье. |
Интенсивно используются витражи мозаика, здания с тонкими стенами и перекрытия, стрельчатая арка заостренная кверху в виде стрелы, большие окна. Собор Парижской богоматери, собор святого Вита, Санта Марии, Миланский собор. Скульптуры пополнели т.к. душа-в теле. Театры бродячих актеров – библейские и простонародные сюжеты. Верить – значит понимать-Августин. Музыка –король Навары Тибо, Ричард львиное сердце |
6 Исск как ядро худож К |
искусство оценивает мир формирует дух.
облик людей, их чувства, мысли, мировоззрение,
пробуждает творческие способности. И. Связано с нац. к-рой виды И.: арх(созд. соор.
Для общ. и частной жизни людей); скульп.(монум, станк, декор)(объемное
претворение худ. форм в пространстве); жив.(монум, |
49.Серебрянный век. |
Реалистическое направление в лит-ре: Мамин-Себиряк, Гарин-Михайловский, Чириков, Шмелев, Алексей Толстой, Д. Бедный. Декадентское направление Н. Минский, Т. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Бальмонт, Брюсов. Символисты, Блок, Бедный. Лозунг декадентов и символистов: «Искусство ради искусства», отказ от реализма, от участия в общественной борьбе, проповедовали крайний субъективизм и индивидуализм. Творчество проникнуто настроениями упадка и мистицизма. Модернизм в театре: создание МХАТа Станиславским. Актеры: Качалов, Москвин, Леонидов. Музыка: Римский-Корсаков «Садко», «Золотой петушок». Симфонии: А.К. Глазунов «Раймонда», «Времена года»; А.Н. Скрябин, Балакирев. Модернисты: Л.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский; Балет: Стравинский «Жар птица», «Петрушка». Балерина – Анна Павлова. Живопись: Левитан «Владимирка». Реал. живоп.: Серов «Девочка с персиками», Челенис «Небесная мельница». Символисты: Врубель «Царевна лебедь», «Демон», «Пан». Арх-ра: Внедрение железобетонных и металлических конструкций. Жуков, Шехтер, Щусев. Наука: Лебедев-физик; Жуковский, Чаплыгин- математика; Циолковский-аэродинамик. |
59.Роль К исскуства в деят оф |
Формирование высокого уровня культуры воинской деятельности – важная составляющая служебной деятельности офицера – воспитателя . она включает моменты : усваивать уенности общей и специальной культуры . является носителем этих ценностей то есть быть частью культурной среды . создовать новые культурные ценности . В структуре култ воин-ой деят-ти выделяются несколько структурообразующих элементов : военно-технические политические нравственные и эститеческие . военно-техническая культура выступает как показатель уровня и степяни овладениями общими и военнотехническими знаниями . умения практически применять технику и оружие в современных боевых операциях . |
19. Соц. Кул. Динамика Сорокина |
Причина закономерностей развития общ-ва является существование системы ценностей в центре человек. Каждый тип к- ры определяется сист. Ценностей и человеком. Человек – определённый тип культуры. Труд «Социокультурная динамика» предполагает различать типы к-ры по параметрам: природа потребностей и целей, реальности , степень удовлет. Нужд и потреб, метод удовлетвор. |
42. Киевской Руси. Предпос ее формир… |
Предпосылки формирования: 6 век – 9 век: формирование древнерусского гос-ва. 988- принятие христианства на Руси. Было 2 культурных центра: Киев и Новгород. Особенности ДР к-ры:1.Религиозность, 2.Строгая каноничность, 3.Имперсональность. Киев становится центром ДР гос-ва. Культурные памятники: собор София Киевская-1035 г., собор София Новгородская-1045г. В них использовалась крестово – купольная система. Золотые ворота во Владимире(1154 г.) Приемы древней живописи: фреска, мозаика, иконопись, Иконописцы: Рублев”Георгий победоносец”,”Ангел – златые власа” (12 век). Летописец Нестор: “Повесть временных лет.” “Слово о полку Игореве”(автор неизвестен), Владимир Мономах”Житие.” |
16. Теория К антропологии Тайлора |
Тайлор(против теории локальных цивилизаций) к-ра имеет единое начало, неделимость мировой культуры. Формы к-ры как бы они ни были различны имеют один «корень» древнюю культуру. Работа « Первобытная культура». |
39. Реалистические направления современной |
Реализм возник как преемник-
оппонент романтизма. Реализм делят
на натурализм(отражение |
57.Роль и место музеев библ.в культ. |
В 1932 году при президиуме ВЦИК был организован комитет по охране памятников истории исксива и культуре . по сути дела кометет был создан не для учета имеющихся ценностей ответственность же за их сохранность была возложенна на соответствующие исполкоммы. Среди общественных организаций особое место и роль принадлежит всеросийскому обществу охраны памятников истории и культуры которое было основано в 1966г .Закон об охране и использование памятников истории и культуры определяет парядок учёта культурного и исторического наследия которое в этой связи подроздиляется на памятники республиканнского и местного значения . |
47. Культура России 1 половины 19 в. |
Арх-ра: Классицизм переходит в Русский ампир (в европейский классицизм вносятся самобытные черты).Тома де Томано – здание Биржи.Воронихин – Казанский собор – 30-е годы(в честь победы 1812г.);Монферано – Исаакиевский собор – 1 пол. 19в. Роспись - Карл Брюлов. Росси – здание генерального штаба, арка генерального штаба. Бове – Большой театр – Москва, театральная площадь.Скульптура: Клод – «Крылов в летнем саду», «Конь»(Москва).Маркос – памятник Минину и Пожарскому.Живопись: развитие разл. жанров.Романтизм – Кепренский, Виницианов (народные мотивы, русский быт) «На пашне», «Близнецы». Реализм – Тропинин «Кружевницы», портрет сын. Классицизм – Брюлов «Последний день Помпеи», «Всадница»; Иванов «Явление Христа народу».Реализм®Критический реализм: Федотов «завтрак аристократа», «Вдовушка». |
8: Типология К как одна из проблем культур? |
Русская культура представляет собой третье начало, уравновешивающее восточную и западную цивилизации. Свои концепции предлагали: Достоевский (соединение высших слоев общества с народом). Толстой (смысл жизни видел в усвоении многовековой народной мудрости и в христианской религии; руководство моралью любви и милосердия, непротивления злу насилием). Бердяев ( религия способствует окончательному объединению красоты, добра, любви). Вернадский, Чижевский, Гумилев, Маркарян, Мижуев, Лихачев, Гуревич(показали связь между культурной историей человечества, космическими явлениями, геологическими процессами и материальной жизни общества). Культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственные и временные границы, раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, речь, символы и знаки. |
26.К Древ. Востока (Индия, Китай, Япония). |
Прямолин. Размерекноое развите цивилиз. Человек не теряет связь с природой, человек часть окр. мира. Достижение нирваны (наивыс. степень совершенства). Конфуцианство (совокупность правил и норм поведения человека), Индуизм (Юго-Вост. Азия, аскетизм – способ стать богом, бого – часть природы), Даосизм (основатель Лао-цзы, дао- путь к совершенству), Буддизм (Стремление слиться с буддой). Каноничность, схеметичность живописи. Веды гимны богам. Изобр. ис-во: мелкая пластика, статуэтки богов. Страмбхи- столбы с надписяим. Ступ – памятный комплекс. |
9. Представление о К древнего человека? |
Духовный мир нашего далекого предка был миром культуры, миром создания значимых для его души ценностей. В них он познавал и переживал окружающий мир, себя в нем и мир в себе. Человек интенсивно и плодотворно трудился, создавал много удивительного: мифы, религиозные представления, орудия труда, памятники искусства и культуры, повседневный опыт, практические знания о природе и себе. Это помогло следующим поколениям в своем культурном развитии. Виды труда : первичный( палка, камень, дубина), вторичный( то чем делалось первичное). Первый предмет религиозного поклонения фетиш. Вера в духов. Европа, южная Азия, северная Африка- там первые памятники культуры.
|
32 Барокко |
Барокко- необычное.хар-ки: яркость чувств, порывистость, страстность, преувеличения и излишества, чрезмерная величественность.покорило европу, америку. Живопись(Микеланджело караваджо «мальчик с лютней»), скульптура(Бернини «экстаз святой терезы»), Рубенс, Ян Стен. Отпечаток на весь быт чела; изделия: мебель, мода, стиль жизни. |
23 конц
Вернадского, Чижевского |
Вернадский – учение о ноосфере (послееднее из многих состояний эволюции биосферы, происходит процесс трансформации биосф в ноосферу. Чижевский – концепция взаимодействия космоса и историч. процесса, связь человека с Вселенной Гумилёв- космич. Энергия влияет на отдельных людей( кассионарии), которые потом вплёскивают эту энергию в общество. Теория развития этносов( сначала всплеск космич энергии порождает «пассионарность» этноса примерно наа 1000 лет, затем идёт умирание этноса) |
64. Диссидентская кул-ра советской России. |
Дис-ты: ак-к Сахаров, пис-ли Солженицин, Максимов, муз-ты: Растропович, Высоцкий, худ. Эрнст Неизвестный. Произ-я: Пастернак “Д-р Живаго”, фильм ”Вечный зов” Хар. черты: антисоветизм, антикоммунизм, Появ-ся худ-ки 70-ки;Предст-ли: Назаренко, Ситникова. |
Билет 17
17. Фрейдизм и неофрейдизм о проблемах К |
Фрейд: человек постоянно страдает от каких-либо комплексов по причине противоречия желаний человека и неудовлетворённости этих желаний. Человек перемещает (сублимирует) потенциал от биологических потребностей к духовным в результате влияния к-ры. Школа культурного психоанализма. Юнг (последователь): объясняет происхождение культуры ещё и коллективной бессознательностью. Носитель этого – аретип ( результат спонтанного порождения образов мозгом), сознание человека формируется под воздействием нескольких архетипов. |
40. К массов. и к-ра элитарная. |
Массовая к-ра – это следствие массового общества. Противоречия: разделение массовой к-ры на 3 уровня: высшая(элитарная), к-ра средних социальных слоев общества, вульгарная(низшая)- массовая. Особое место занимает кич (от немецкого – халтура). В массовой к-ре глубина проникновения в существо явлений почти всегда ничтожно. Основн. черта- удовлетворени потребностей человека. По поводу массовой к-ры Ортега-и-Гассет сказал: “Герои исчезли, остался хор.” Фрейд:”Сегодня сформировалась массовая душа.” Массовая к-ра развивается по закону рынка, появилось коммерциализированное искусство. Бэлл :”Рост информативности, коммуникавтивности- причина возникновения массовой к-ры.” Массовое сознание носит характер: прагматичный, классовый, консервативный.
|
Билет 30
52. Отеч. к-ра ВОВ |
Основные силы работников культуры и искусства были направлены на художественное обслуживание фрониа и тыла. Публицистика – А. Толстой, Леонов, Шолохов, Фадеев, Симонов (Молдая гвардия). Поэты – Твардовский(Василий Теркин). Музыканты – Прокофьев(увертюра “1941 год”), Шестакович(“7-я симфония”) 1942 год – первый полнометражный фильм “Машенька”. |
62. содерж произв иск и метод анализа. |
Последовательность и содержание идейно – художественого анализа произведения искусства. Изучение литературы об авторе времени создания и самом произведении искусства. Учет условий и времени восприятия произведения искусства. Раскрытие содержания произведения искусства определение его. Идеи, замысла,темы,сюжета, Определение качественных формальных особенностей произведения искусства. Вид искусства, жанр,форма,композиция, художественные средства создания образа. Оценка имторико-художественной ценномти произведения искусства. Определение воспитательного значения произведения искусства. |
Билет 21
48. Культура России 2 половины 19 в. |
Обслуживает интересы простых
людей, а не аристократии. Формируется
новая прослойка – интеллигенци |
44. Становление R централиз русск гос . |
Значимые исторические
события: абсолютизм, монархия.Россия
приобретает свой вес, важное место
в мире. Иван 3 и Иван 4 создали мощное государство. К 15 в. начинает формироваться
единая культура. Развивается в литературе публицистика (рассказ
о светской жизни общества). Формируется
дворянство, а лите5ратура отображает
роль этого класса в жизни. Проводятся
различные реформы.Яркие произведения: «сказание
о князьях Владимирских».Писатели- |