Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:22, шпаргалка
1.Культурология как наука: формирование, место среди других наук, предмет, методы научного исследования, основные разделы культурологи.
Термин культурология ввел Уайт, опираясь на научные исследования Освальда. В 1968г этот термин помещается в международную энциклопедию социальных наук
Культурология- отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как упорядоченность феноменов- первоначальное определение.
Культурология, как наука о культуре возникла в середине 20в
Историческая типология культуры- классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Критерии для выделения разных типов культур могут быть различные. Это могут быть: этнографические критерии, пространственно-географические критерии, хронологическо-временные, ценностные ориентации.
6.Основные
школы и направления в
Неокантианство
Расцвет неокантианства приходится на 90-е г 19в и 20-е 20в. Главные сферы изучения: гносеология, философия науки (методы научного исследования), аксиология ( о ценностях). Ценности- идеальные нормы, не зависящие от человеческих потребностей и желаний. В связи с этим формируется проблема: а где и как они существуют? Одни считали , что человек соотносит с ценностями своё восприятие тех или иных явлений, поступков. Другие- ценности не существуют, они значат. Третьи стремление к идеальным ценностям люди реализуют в ценностных благах (основных сферах культуры)-истина: наука, добро-этика, право, красота- эстетика.
Проблема исследования методов научного исследования. Методы исследования естественных и гуманитарных наук принципиально различны. Науки о природе пользуются номотетическими методами (законодательное искусство), выводящих из отдельных явлений общие законы и понятия). Науки о культуре пользуются идеографическими методами(описательными), описывающий индивидуальные, неповторимые особенности явлений культуры.
Неокантианство представлено двумя философскими школами: а) Марбургской (Г.Коген, Э. Кассирер). Они абсолютизируют кантовские положения об активности субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд, Генрих Риккерт). Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях. Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по
реализации ценностей. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.
Марксизм
Карл Маркс не был культурологом, но концепция
Маркса несет в себе вполне определенные
культурно-философские представления.
Вначале образ культуры у молодого Маркса
прорисовывается через Абсолютный Дух.
Но уже вскоре, он утверждает предметность
человеческой деятельности, “сплавляя”
воедино “материальное” и “идеальное”,
образует особую структуру, по существу
являющуюся носительницей культуры. Даже
человеческие чувства у Маркса носят предметно-культурный
характер, встроены в социальное бытие
и являются результатом всей всемирной
истории. Уже в ранних работах Маркса
появляется “деятельная” тема, и культура
понимается как “деятельность”. Маркс
стремится воплотить целостное, универсальное
видение человека и культуры, понятой
как единство во многообразии, человеческой
деятельности, утверждающей человеческое
начало в мире. При этом сущность человека
и культуры видится в их социальности.
“Индивид есть общественное существо.
Индивида самого по себе — мыслящего,
страдающего, наполненного внутренней
жизнью, индивида как особого рода культурной
реальности для Маркса не существует.
Философия жизни
1. Шопенгауэр. Всё существующее Шопенгауэр
понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается
как универсальный феномен, а каждая сила
в природе - как воля. Человек есть проявление
воли, его природа поэтому иррациональна.
Разум вторичен по отношению к воле.
2.Ницше. Выделял разные начала культуры:
1) аполоническое начало, 2) иррациональное
начало.
3. Дильтей- науки о духе- описательная
психология, рациональные методы не работают.
4.Зиммель- культура-
вторичное бытие, вторая жизнь.
В основе антология. Занимаются проблемами
антологического статуса культуры. Каково
отношение культуры к бытию, какого типа
бытие представляет собой культура. В
большинстве случаев представители этого
направления определяют культуру как
вторичное, неподлинное, иллюзорное бытие.
Психоанализ
В основе концепции фрейда- либидо (от
лат. Желание, влечение, страсть). У фрейда
эта психическая энергия связана с сексуальным
влечением, движущая сила всей психической,
социальной и культурной деятельности
человека, ключ к пониманию человеческой
психологии во всех её проявлениях.
Три способа расходования энергии либодо:
1) желание реализуется- чувство психического
удовлетворения 2) желание не реализуется-
вытеснение желания в бессознательное-
невроз.3) сублимация- переключение, переориентация
энергии либидо на какую- либо, одобряемую
обществом деятельность, не связанную
с инстинктами.
Таким обрахом культура
по Фрейду результат сублиации либидо.
Причина кризиса культуры в непрерывном
конфликте между сверх я и оно.
-с помощью сознания человек формирует
своё собственное «Я» (эго);
-«оно» (ид) - бессознательная часть
психики, глубинный слой, унаследованный
людьми, в котором скрыты движения души,
инстинкт человека.
- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные
запреты общества (воздействующие на «Я»).
7. История западных культурологических учений 20 века: экзистенциализм, игровая теория культуры, культурная антропология, структуализм.
Особенности развития западной философии культуры 20в. Характеризуются:
1.развитие и
расцвет экзистенциализма и
2. в Европе расцвет
тоталитарных политических
3. Начиная с 60-х- 70-х годов кризис большинства направлений философии.
Экзистенциализм- (существование) философия человеческого существования. Экзистенция- человеческое бытие в мире. Оно неуловимо в понятиях, рационально не познаваемое, неразрывно связано с человеческой свободой. Ему противостоит мир повседневности, который подавляет свободу человека, растворяя человеческую личность в своих структурах, нормах ценностях. Прорыва к подлинному бытию возможен через переживания смерти, страха, отчаяния, боли. Критика культуры как омертвление человеческого существования, разрыва с подлинным бытием.
Игровая теория культуры— исследование
роли мифов, фантазии в мировой цивилизации,
игры как всеобщего принципа становления
человеческой культуры. Игра- сущность
культуры, специфический тип поведения,
суть которого в сознательном и добровольном
следовании правилам, установленным самими
людьми. Человеческая игра противостоит
миру природы, где господствуют объективные
законы, инстинктыю. Кризис культуры 20в
Хёйзинге связываетс стремлением к «игре
без правил». Игровая теория
культуры подчеркивает антиавторитаризм
игры, допущение возможностей выбора игровых
средств, отсутствие гнета «серьезности».
Основоположник игровой теории культуры Хейзинги
Культурная антропология- изучает не самотические ,не биологические аспекты жизнедеятельности человека, исследует культуру как форму жизни и деятельности человека, особую среду обитания людей. В рамках культурной антропологии можно выделить: 1) этнография- собирание фактического материала, сведений о культурах различных стран и народов. «) этнология- теоретическое обобщение фактов, сравнительный анализ, изучение законов развития культур. 3) материалы лингвистики, археологии, психологии, регионоведения.
Структурализм- Барт, Леви-Стросс,
Фуко. Особенность структурализма- поиск
и изучение в различных сферах культуры
структур- т.е устойчивых отношений между
элементами целого, сохраняющих своё постоянство
при различного рода изменениях.
8.Теория локальных культур (цивилизаций) Н Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.
Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Данилевскому. Он не признает понятие «человечество», реальные единицы истории- культурно-исторические типы. Главные типы культур в 19 веке: германо- романский ( европейский) и славянский (Россия и славянские народы). Славянский тип сможет сочетать в себе все 4 основы: религиозную, культурную, политическую, социальную. Он отвечает на вопрос: почему Россию не воспринимают как европейскую страну? Между Россией и Европой существует невидимая, но всеми ощущаемая граница, не географическая, а культурная.
Следующим значительным событием
в становлении теории локальных
цивилизаций стала работа немецкого
философа и культуролога Шпенглера. Как
и Данилевский, решительно отвергая общепринятую
условную периодизацию истории на «Древний
мир — Средние века — Новое время», Шпенглер
выступил сторонником другого взгляда
на мировую историю — как на ряд независимых
друг от друга культур, проживающих, подобно
живым организмам, периоды зарождения,
становления и умирания. Главная концептуальная
идея- идея множественности культуры.
Он использует метод исторической морфологии,
описывает уникальные особенности культур.
Шпенглер выделял 7 умерших- изучающихся
по остаткам культур: египетская, индийская,
китайская, вавилонская, греко-римская,
византийско- арабская, культура мая. 1
живая- европейская. Каждая культура существует
1000-1500лет, в основе любой заложен неповторимый
пра-символ, определяющий все особенности
данной культуры.
Более весомый вклад в изучение локальных
цивилизаций внёс английский историк Тойнби. Религия-
главный фактор выделения цивилизаций.
История- процесс развития не человечества
в целом, а прежде всего отдельных человеческих
обществ. Стадии развития цивилизации:
1. Возникновение. 2. Рост- связан с деятельностью
«творческого меньшинства». 3. Надлом-
раскол среди «творческого меньшинства,
революции, войны. 4.упадок- новое господствующее
меньшинство, опирающееся на силу денег,
оружия. 5. Разложение и гибель.
Теория вызова и ответа,
говорит о том, что вызов- это
природное или социальное явления, которое
ставит существующую цивилизацию под
угрозу. Ответ- способность цивилизации
приспособиться к новым условиям и выжить.
Сорокин. История- циклическое развитие
социально- культурных систем, ядром которых
является определенное мировоззрение.
Общество находится в процессе постоянных
изменений, которые имеют определенный
ритм и периодичность. Время от времени
в социально- культурных системах происходят
радикальные изменения мировоззрения,
отсюда войны, революции, террор. Вслед
за этим меняются все остальные элементы
культуры. Три типа мировоззрения:
1Чувственный- ориентирован на чувственные удовольствия
2.Идеациональный- направлен на интеллектуальное наслаждение
3.Идеалистический-
9.История культурологических учений в России: западники и славянофилы 19в, религиозно-философский ренессанс, евразийство, отечественная культурология в советский период.
Предпосылки появления западников и славянофилов- дворянская интеллигенция, изучавшая немецкую философию. Интеллектуальным вызовом стало философское письмо Чаадаева, в котором поднимались вопросы о месте России среди других народов, об отношении к западной цивилизации, об оценке петровских реформ.
Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) – не существует единой общечеловеческой цивилизации. Культура народа- органические образования. Основа- народный дух. (религия, искусство, государственная жизнь). В России народный дух принципиально отличается от европейского. Петр исказил культуру, преобразовал общество, расколол его на два уклада: почва- крестьяне, цивилизация- дворянство. Почва не менялась, цивилизация- иностранцы в собственной стране. Петр убил душу русскую, превратил Россию в Европейскую цивилизацию.
Западники.(Герцен, Белинский, Тургенев, Ломоносов, Чаадаев). Есть единая человеческая цивилизация. Россия тоже страна европейская, но не на высокой ступени, как бы окраина Европы. Петр вернул Россию на путь европейский. Это самые яркие реформы. Главное мерило- прогресс, стремление вернуть Россию к европейским стандартам.
Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних.
Евразийцы - это представители нового начала в мышлении и жизни, это группа деятелей, работающих на основе нового отношения к коренным, определяющим жизнь вопросам. Евразийцы дают новое географическое и историческое понимание России и всего того мира, который они именуют российским или "евразийским". Евразийство сочетало в себе противоречивым образом обращение как к религии, с одной стороны, и к эколого-географической среде — с другой. Это противоречивое сочетание с самого начала составляло особенность евразийства, которая нашла свое выражение и в философии истории, и философии культуры. Природно-экологический подход к феномену и процессам культуры, постепенно возобладавший в идеологии евразийства, позволил его теоретикам осмыслить единство природы и культуры, учесть в типологии культур специфику отношения к природе тех или иных социальных групп. Другим общеметодологическим принципом евразийства выступает принцип полицентризма, противопоставленный европоцентризму. История человечества в евразийской теории рассматривается не как единое целое с единственным историко-культурным центром в Европе, а как мозаичная целостность, разбитая на ландшафты.
Культурная мысль советского периода имела 3 направления:
1)Деятельностный подход, рассматривает культуру как особую форму человеческой деятельности, в которой своеобразно проявляются творческие способности человека.
2) охватывает различные аспекты истории культуры.
3) семиотическое
направление, представлено
10. Основные концепции антропо- и культурогенеза. Синкретизм архаичной культуры. Неолетическая революция.
Антропогенез – происхождение физического типа человека.
Культурогенез – происхождение культуры как специфически человеческого способа приспособления к среде.
Проблема культурогенеза состоит из двух аспектов:
- происхождение культуры
- происхождение основных форм культуры (формогенез).
Культура невозможна без человека. Человек невозможен без культуры.
Теория происхождения человека.
Несколько точек зрения на антропогенез:
1) Теологическая. Создание
человека Богом. Начало
2) Естественно-научная. Человек – это модифицированный предмет. Эта точка зрения была характерна для античности – человек вышел из звероподобного состояния. В эпоху Просвещения человека и обезьяну относили к одному классу животных. В 19в. Дарвин создает теорию происхождения видов.
3) Энгельс писал, что
труд сделал их обезьяны
- переоценка интеллекта обезьян
- эволюция не могла произойти за столь короткий срок.
4) Геомагнитная версия. Смещение
магнитного полюса Земли
5) Г.Н. Матюшин. Прародина
человека – Восточная Африка,
зона высокой тектонической
Теория происхождения культуры.
Существует три основные теории:
1) Марксистско-Ленинская.
Культура создается в
2) Игровая теория (Шиллер, Гессе). Культура возникает из игры, развивается, как игра, и сущность культуры – это игровая сущность. Игра создает культуру. В современной культуре происходит утрата игрового начала, что является кризисом культуры.