Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 07:01, реферат
Цель работы: На основании анализа источников этнографии и антропологии исследовать проблему изучения этногенеза айнов.
Задачи:
1. Дать представление об основных антропологических теориях происхождения айнов.
2. Дать описание основных вех взаимодействий айнов с японцами и русскими в хронологическом порядке.
3. Сравнение айнской мифологической картины мира с японскими мифологическими представлениями для выявления общих черт.
4. Характеристика современных айнских локальных групп, их общие и различные черты, самоидентификация, а также этнологические процессы, происходящие внутри данных групп.
Введение…………………………….....…… 3
§1. Толкование этнонима «айны», его краткая характеристика. Основные
антропологические гипотезы происхождения айнов. ……………………………………………………………………………………4-7
§2. Процесс взаимоотношения айнов с японцами и русскими……………………………………………………………….……… 8-13
§3. Мифологические представления айну и японцев. Общие черты ………………………………………………….………………………………..14-21
§4. Современные общности айнов. ……………………………..…………… 22-24
Заключение…………………………………………………….…..……………25-26
Список используемой литературы………………………….……………………. 27
Федеральное Агенство по Образованию
Федеральное Государственное
Бюджетное Образовательное
Высшего профессионального Образования
Иркутский Государственный Лингвистический Университет
Факультет социальных наук
Кафедра менеджмента, экономики и туризма
Реферат
Этногенез айну
Выполнила:
Студентка группы РВК1-09-01
Жарова Светлана
Проверила:
Старший преподаватель
Максимова
Влада Михайловна
_________________(подпись)
Иркутск, 2013
Содержание:
Введение…………………………….....…… 3
§1. Толкование этнонима «айны», его краткая характеристика. Основные
антропологические гипотезы происхождения
айнов. ………………………………………………………………………………
§2. Процесс взаимоотношения айнов с японцами
и русскими…………………………………………………………
§3. Мифологические представления айну и
японцев. Общие черты ………………………………………………….…………………………
§4. Современные общности айнов. ……………………………..…………… 22-24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………….……………………. 27
Введение:
В числе основных
проблем российской этнографии
Дальнего Востока находится про
Цель работы: На основании анализа источников этнографии и антропологии исследовать проблему изучения этногенеза айнов.
Задачи:
1. Дать представление об основных антропологических теориях происхождения айнов.
2. Дать описание основных вех взаимодействий айнов с японцами и русскими в хронологическом порядке.
3. Сравнение айнской мифологической картины мира с японскими мифологическими представлениями для выявления общих черт.
4. Характеристика современных айнских локальных групп, их общие и различные черты, самоидентификация, а также этнологические процессы, происходящие внутри данных групп.
Основной упор был сделан на книгу Таксами Ч. М. Косарева В. Д. «Кто вы айны?» как общего ознакомительного, популярного, много раз переиздававшегося и, соответственно, достоверного источника информации. Мифологический аспект был освещен с помощью книг Невского, Н. А. «Айнский фольклор.» и Спеваковского А.Б. «Духи, оборотни, демоны и божества айнов». Теории происхождения айнов были взяты из печатной лекции Акулова А.Ю. «Путь Востока. Традиции освобождения.» и Иофана Н.А. «Культура древней Японии.».
§1.Толкование этнонима «айны». Основные этнологические гипотезы происхождения айнов
А́йны (букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка,Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.
Пока что доподлинно известно, что по
основным антропологическим показателям
айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов,
Происхождение айнов в настоящее время остаётся неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древне- каменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от 1европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный эквато- риальный пояс на суровый северо-восток?
Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на четыре группы:
Несмотря на то, что построения Штернберга об айнско-австронезийском родстве не подтвердились, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии, сама по себе гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной ввиду того, что в последнее время появились определённые лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народам мяо-яо, живущим в Южном Китае и ЮВА.2
Палеолинтвист Эдо Найланд выдвинул гипотезу о родстве айнов и басков (гипотеза сама по себе не нова, но интересно то, что Найланд в качестве доказательства сопоставляет айнские и баскские слова). Он утверждает, что айны и баски являются реликтовыми этносами, потомками какого-то очень древнего суперэтноса. Он полагает, что культурный центр этого суперэтноса находился где-то на территории Средиземноморья. В этом этносе существовал некий универсальный язык. Затем из этого древнего центра началось расселение. Слово ain’u Найланд интерпретирует как производное от баскского слова aienatu (исчезнувшие, ушедшие).
Эдо Найланд приводит баскское слово bertsolari, обозначающее профессиональных запоминателей. Они были обязаны помнить легенды и мифы, заменявшие отсутствовавшую письменность. Время от времени эти профессиональные запоминатели съезжались отовсюду в определенный центр — который скорее всего находился на острове Мальта — чтобы стандартизировать свои знания, и, конечно же, сам язык. Когда же расселение завершилось, и потомки того древнего суперэтноса оказались разделены огромными пространствами, частые контакты профессиональных запоминателей, естественно, прекратились; хотя сама традиция bertsolari не исчезла, она лишь приобрела локальный характер. Такие встречи теперь происходили локально: в Индонезии, Меланезии, на Марианских островах, на Новой Зеландии. Имели место они и в айнских землях (на Японском архипелаге и Курильских островах). Так языки постепенно все более и более обособлялись, поэтому теперь мы имеем то, что имеем.
Эдо Найланд полагает, что на Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад, что подтверждает гипотезу японского этногенеза, которую выдвинул Ока Масао, так как по Ока эпоха Дзёмон началась именно около 8 — 7 тысяч лет назад. Очень возможно также и то, что айны, по крайней мере часть из них, прибыла на Японские острова не из Азии, а с островов Тихого Океана. Найланд утверждает, что айны не только совершали плавания на Аляску за оленьими шкурами, но и совершали еще более дальние путешествия. Практики мореплаванияпередавались из поколения в поколение от отца к сыну и хранились в тайне от остальных соплеменников. Это умение было достоянием лишь некоторых родов.3
Вывод: айны – народ, появившийся на японских островах задолго до самих японцев. Однако, теории его этногенеза весьма различны. В параграфе их 4.Из низ следуют разные выводы – согласно разным теориям , айны в древние времена могли прийти на японские острова как с центральной Европы и Сибири, так и с Юга – Австралии и Океании. Отдельно рассмотрена гипотеза Эдо Найланда, т. к. большинство современных ученых этнологов и антропологов придерживается именно ее и считает ее наиболее достоверной., несмотря на относительно странные вещи, высказанные Э. Найландом (Он предполагал, будтоайны японских островов наиболее схожи с басками в Испании, сравнивая сходство по внешним признакам, а также некоторые лингвистические особенности баскского языка).
§2. Процесс формирования и самоопределения айнов как этноса и их отношений с ближайшими соседями – японцами и русскими с 17 века до наших дней.
Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались без- брежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом. Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.
Первые письменные упоминания об айнах, составленные японскими летописцами, рассказывают о тех временах, когда японцы еще не были хозяевами всей территории сегодняшней Страны восходящего солнца. Потому что возраст айнской культуры «дземон» (когда создавались керамические сосуды, украшенные спиралевидными узорами) около восьми тысяч лет, а современная японская народность начала формироваться лишь в IV—I веках до нашей эры. Основой для нее послужили племена, хлынувшие в это время с Корейского полуострова на восток. Выходцы с континента вначале заняли ближайший к нему остров Кюсю. Оттуда они пошли на север — остров Хонсю и на юг — архипелаг Рюкю. Покорение огромного Хонсю продвигалось медленно. Еще в начале VIII века нашей эры айны удерживали за собой всю его северную часть. Военное счастье переходило из рук в руки. А затем японцы стали подкупать айнских вождей, награждать их придворными титулами, переселять целые деревни айнов с захваченных территорий 4на юг, а на освободившемся месте создавать свои поселения. Мало того, видя, что армия не в силах удержать захваченные земли, японские правители решились на очень рискованный шаг: вооружили уходивших на север переселенцев. Так было положено начало служилому дворянству Японии — самураям, переломившим ход войны и оказавшим огромное влияние на историю своей страны. Однако XVIII век еще застает на севере Хонсю небольшие деревушки неполностью ассимилированных айнов. Большинство же коронных островитян частью погибли, а частью успели еще раньше перебраться через Сангарский пролив к своим соплеменникам на Хоккайдо — второй по величине, самый северный и самый малозаселенный остров современной Японии.
До конца XVIII века айны жили в сравнительной изолированности от японцев на острове Хоккайдо (в то время его называли Эдзо, или Эзо, то есть «дикий», «земля варваров») – основного места расселения айнов, не слишком интересовал японских правителей. Написанная в начале XVIII века «Дайннипонси» («История Великой Японии»), состоящая из 397 томов, упоминает об Эдзо в разделе, посвященном иностранным государствам. Хотя уже в середине XV века даймё (крупный феодал) Такэда Нобухиро решил на свой страх и риск потеснить айнов южного Хоккайдо и построил там первое постоянное японское поселение. С тех пор иностранцы иногда называли остров Эдзо иначе: Матмай (Матс-май) по имени основанного Нобухиро Мацумаэского клана.
Так начался процесс завоевывания айнских племен, предшествовавший процессу их геноцида со стороны японцев.
Новые земли японцам приходилось брать с боем. Айны оказывали упорное сопротивление. Народная память сохранила имена наиболее мужественных защитников родной земли. Один из таких героев Сякусяин, который возглавил восстание айнов в августе 1669 года. Старый вождь повел за собой несколько айнских племен. За одну ночь были захвачены 30 прибывших из Хонсю торговых кораблей, затем пала крепость на реке Кун-нуи-гава. Сторонники дома Мацумаэ едва успели спрятаться в укрепленном городке.
Но посланное осажденным подкрепление успело вовремя. Бывшие хозяева острова отступили за Кун-нуи-гава. Решающее сражение началось в 6 часов утра. Закованные в латы японские воины с усмешкой смотрели на бегущую в атаку толпу необученных регулярному строю охотников. Когда-то эти орущие бородачи в доспехах и шапках из деревянных пластин были грозной силой. А теперь их оружие по сравнению с японским, устарело. Падавшим на излете стрелам ответили пушки...
Уцелевшие айны бежали в горы. Еще месяц продолжались схватки. Решив поторопить события, японцы заманили Сякусяина вместе с другими айнскими военачальниками на переговоры и убили.
Сопротивление было сломлено. С этого
началась история падения айну как племени.
Из свободных людей, живших по своим обычаям
и законам, все они, от мала до велика, превратились
в подневольных работников клана Мацумаэ.
Установившиеся в то время отношения между
победителями и побежденными описаны
в дневнике путешественника Екои:
«...Переводчики и надсмотрщики совершали
много дурных и подлых дел: они жестоко
обращались со стариками и детьми, насиловали
женщин. Если эзосцы начинали жаловаться
на подобные бесчинства, то еще вдобавок
получали наказание».
Поэтому многие айны убегали к своим соплеменникам на Сахалин, южные и северные Курилы. Там они чувствовали себя в относительной безопасности — ведь здесь японцев еще не было. Это дало начало более обширным контактам с на тот момент еще не известными русскими. Косвенное подтверждение тому мы находим в первом известном историкам описании Курильской гряды. Автор этого документа казак Иван Козыревский. Он побывал в 1711 и 1713 годах на севере гряды и расспросил ее жителей о всей цепочке островов, вплоть до Матмая (Хоккайдо).