Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:59, контрольная работа
Библиотековедение достаточно богато литературой по профессиональной ориентации и мотивации, статьями и книгами о судьбах выдающихся библиотекарей, публикациями результатов социологических исследований состояния подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров и т.д. Эта литература в основном адресована квалифицированным библиотекарям, то есть людям, изначально сделавшим библиотекарский труд своей жизненной установкой.
Введение ………………………………………………………………………….. стр. 3
«Библиотекарь, он же учитель». О взаимосвязи библиотечной и педагогической профессии ………………………………………………………
стр. 4
Заключение ………………………………………………………………………. стр. 3
Список использованной литературы …………………………………………… стр. 3
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Институт дополнительного профессионального образования
по курсу: «Библиотечная профессиология»
тема: «Ю.Н. Столяров о библиотечной профессии»
Челябинск 2013
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
стр. 3 |
«Библиотекарь, он же учитель». О взаимосвязи библиотечной и педагогической профессии ……………………………………………………… |
стр. 4 |
Заключение ………………………………………………… |
стр. 3 |
Список использованной литературы …………………………………………… |
стр. 3 |
Введение
Библиотековедение достаточно богато литературой по профессиональной ориентации и мотивации, статьями и книгами о судьбах выдающихся библиотекарей, публикациями результатов социологических исследований состояния подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров и т.д. Эта литература в основном адресована квалифицированным библиотекарям, то есть людям, изначально сделавшим библиотекарский труд своей жизненной установкой.
В то же время практически отсутствуют источники, обращенные к тем, кто стал библиотекарем случайно, волею судеб, кто готовил себя к другому поприщу, но вдруг, порой неожиданно для самого себя, связал свою жизнь с библиотекой. Но ведь превалируют-то в кадровом составе библиотек именно такие люди! Согласно данным статистики и социологическим замерам, в России свыше 80 процентов библиотекарей не имеют специального библиотечного образования. Каким путем они пришли сюда, почему в конце концов, отказавшись от изначальных планов, стали библиотекарями? Жизненные перипетии, превратности судьбы у каждого свои. Но они интересны для коллег, поскольку позволяют понять, чем привлекла библиотечная профессия тех, кто решил в ней остаться на всю жизнь, сравнить их «линии судьбы».
Каким образом можно получить об этом достоверную и убедительную информацию? Один из верных путей – услышать чистосердечные исповедальные признания людей, в которых они сами захотели бы раскрыться перед коллегами, выплеснуть то, что накипело в душе, так как прежде не представлялось такой возможности, теперь же она появилась.
Ежегодно на протяжении десятков лет Высшие библиотечные курсы при крупнейших библиотеках принимают на обучение лиц, имеющих высшее непрофильное образование. Что за люди приходят на эти курсы, почему жизненная судьба привела их в библиотеку на постоянное место работы? Думали ли они прежде о том, что их жизненный удел – стать библиотекарем? Какую роль сыграла книга в их судьбе? Под чьим влиянием они избрали новую для себя профессию? что думают о себе как о библиотекаре, о коллегах, о начальстве, о своих читателях? Короче говоря, чем живут наши слушатели высших библиотечных курсов?
профессор Ю.Н. Столяров
«Библиотекарь, он же учитель».
О взаимосвязи библиотечной и педагогической профессии
Есть истины и факты, которые
представителям одной профессии
кажутся азбучными и
Именно так обстоит
дело в вопросе о соотношении
учительской профессии и
Что было, когда школ не было
Каждому, думается, понятно, что существовало время, когда еще некому было учить детей грамоте, потому что никто не готовил самих учителей. Откуда же взялись учителя изначально?
Ответ на этот вопрос таков: за несколько тысячелетий (!) до появления учительской профессии были люди, приобщенные к таинству грамоты, пониманию и толкованию текстов самого различного содержания. Этими людьми поначалу были жрецы, храмовые служители, которых и в Ветхом, и в Новом Завете именуют книжниками. Они же одновременно исполняли обязанности и библиотекарей, т.е. необходимые книги отбирали, систематизировали, размещали и хранили. В порядке вещей было и собственно написание книг ими самими или переписывание нужных текстов, сочиненных другими авторами.
Библиотека изначально рассматривалась как одновременно и учебное заведение. Именно ей принадлежит приоритет в организации первоначального этапа постановки обучения детей. Самые ранние исторические свидетельства гласят, что еще в 988 году князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». Куда отдал? В библиотеку, разумеется, ибо книги имелись именно и только там.
Никаких учебников в ту пору, естественно, еще не было, да и никому и в голову не приходила идея такого жанра литературы. Детей учили по священным книгам, то есть брали религиозные тексты и по ним объясняли буквы, учили понимать смысл слов, а потом и предложений.
Ярослав Мудрый, получивший это свое прозвание за книголюбие и мночтение, призвал в Новгороде до трехсот детей, чтобы «учити книгам». Как сообщает «Повесть временных лет» (1037), Ярослав «собрал книгописцев множество…и написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным». «Учение книжное» - самое естественное выражение в тексте «Повести», ибо иной способ быть образованным в те времена исключался.
«Велика ведь бывает польза от учения книжного, - констатирует «Повесть временных лет»; - книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания… Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и Жития Святых отцов, получаем для души великую пользу».
Созданные святой Евфросинией библиотеки были одновременно и школами, а сама она была и настоятельницей двух монастырей, и библиотекарем, и учительницей в одном лице. Умению читать, писать, считать, рассказывать наизусть, петь (молитвы) – в первом цикле обучения; осваивать иностранные языки, природоведение, риторику, медицину, историю (особенно родословие Рогволодовичей, прошлое Полоцкой земли и всего восточного славянства) – во втором цикле – она обучала именно в библиотеке, на книгах ею же собираемого библиотечного фонда.
Когда, собирая детей в помещении библиотеки, Евфросиния воспитывала у своих подопечных терпение и воздержание от пороков, чистоту душевную и телесную, обучала «ступанию кротку, гласу смирену, слову благочесну, явлению и питию безмолвну, при старейших молчати, мудрейших послушати, к старейшим покорение, к … меньшим любовь без лицемерия, мало вещати, а много разумети», она выступала более как воспитатель, нежели как библиотекарь. Трудно разделить в ней библиотекаря и учителя, когда она обучала читателей красноречию, а наиболее одаренных – поэтике.
Монастырские уставы предписывали монахам регулярно, в определенные часы собираться в «книгохранительной комнате» и читать книги по строго обязательному списку. Большое значение придавалось чтению вслух – как в книгохранительнице (книгохранилии, книжнице, либерсе), как тогда называли библиотеку, но в процессе монастырских занятий – при трапезе, в больницах и пр.
Чтение книг рассматривалось как подвиг во имя церкви; подчеркивалось, что читающий книги «обновляется, и просвещается, и спасается». Руководители чтением, а тем самым и обучением, и просвещением, естественно, библиотекари – наиболее образованные люди из монашеской братии.
Соединение функций библиотеки и учебного заведения было свойственно и Западной Европе XII-XIII веков.
Средневековый университет Западной Европы представлял собой синкретическое учреждение, в котором каждый профессор был заинтересован в создании и поддержании в порядке фонда книг по своему предмету. Обучение строилось по принципу: профессор снимал книгу с полки, читал ее школярам (так назывались поначалу студенты), а те быстро за ним записывали ее краткое или полное содержание. Затем стремились выучить записанное максимально близко к оригинальному тексту (зазубрить). Функции профессора и библиотекаря в большинстве случаев сливались воедино.
В России большие новшества принесли с собой светские библиотеки, начавшие возникать в XVIII веке. Выдающийся деятель Петровской эпохи Федор Степанович Салтыков – чего стоит один только его проект экспедиции для отыскания морского пути в Индию через Северный Ледовитый океан – выдвинул идею создания специальных – учебных – библиотек, ориентированных на обучение контингента учителей и удовлетворение запросов учащихся в возрасте от 6 до 23 лет. В своих «Пропозициях», адресованных Петру I, он советовал «велеть из разных языков и из разных наук делать библиотеки как в Англии – в Оксфорде и Кембридже». Строить (организовывать) учебные (а также научные) библиотеки можно, по его мысли, только лицам, «которые видали то строение в других государствах». Иными словами, он одним из первых понял, что библиотекарь должен обладать специальными знаниями.
Библиотекарь и учитель в одном лице
При Петре I школа выделилась из библиотеки и стала существовать как самостоятельный общественный институт. Однако от низких и средних до высших учебных заведений долгое время – до XX века, когда возникла профессиональная подготовка и переподготовка библиотекарей – было традиционным соединение должности библиотекаря и учителя.
Образованнейший человек своего времени, крупный государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович (1681-1736) в составленном в 1721 г. для Синода «Духовном регламенте» считал естественным слияние в школе обязанностей библиотекаря и учителя. Этот специалист обязан устанавливать порядок работы библиотеки (для учителей быть открытой «по вся дни и часы… только бы книг по кениям не разбирали, но чли бы оные в самой библиотечной конторе. А ученикам и прочим охотникам отворять библиотеку в уреченные дни и часы»), обеспечивать правильную постановку ее работы и – что самое главное – руководить чтением учащихся.
В день своего дежурства учитель превращался в библиотекаря, выполняя в «библиотечной конторе» всю организационно-техническую работу. Он был обязан спрашивать ученика о том, произведение какого автора тот читал, что записал «а если чего не разумел, то б ему объяснил учитель». Чтение «скоро человека … превращает в иного, хотя бы прежде грубых был обычаев».
Еще один крупный деятель Петровской эпохи, Борис Михайлович Салтыков, поставил вопрос о специальной подготовке библиотекарей. В проектируемой им Публичной библиотеке должна функционировать школа, « в которой участники – дети и служители их – будут обучаемы без всякой платы, с возможною исправностию, российской грамоте и арифметике». Школа будет готовить «множество искусных чтецов [библиографов], исправных писцов [каталогизаторов], проворных счетчиков и достойных книгодержателей [книгохранителей]». Как видим, библиотека и здесь выступает одновременно в качестве (специального) учебного заведения.
Библиотека с XVIII в. представляет в учебном заведении его неотъемлемую составную часть, основное (не вспомогательное, как сейчас) структурное подразделение учебного назначения. С письменными и печатными текстами вплоть до начала XX в. работали самые образованные люди, обладавшие двумя равнозначными умениями. Одно из них состояло в умении писать, читать, понимать, переводить, хранить книгу. Другое – уметь передавать свои знания другим людям, тем из них, кто не был причастен к таинству смыслов, прячущихся за непонятными значками. Такие люди были особо почитаемы, они – то и составили корпус библиотечных специалистов.
В появившихся с середины XIXв. российских университетах установилась традиция избирать библиотекарей из числа самых достойных профессоров. Свой след одновременно в библиотечном деле и на учебно-научном поприще оставили, например Ф.Ф. Рейсс (1778-1852) – физик, химик, первооткрыватель явления электрофореза, академик Медико-хирургической академии и Российской академии, доктор медицины и хирургии, профессор Московского университета.
Будучи библиотекарем (директором)
Московского университета, он восстановил
сгоревшую в 1812 г. библиотеку, превратив
ее в одну из лучших в России и
Европе. Свой опыт и рекомендации другим
библиотекарям Ф.Ф. Рейсс изложил
в книге «Расположение
Профессор в университетах, академиков в Академиях наук было много, но библиотекарями избирали лучших из лучших, и должность библиотекаря считалась чрезвычайно престижной.
Совмещали в соей деятельности функции ученого, преподавателя и библиотекаря и другие специалисты. Так, академик Карл Бернгард (Карл Антонович) Триниус (1778-1844) – знаменитый ботаник, специалист по систематике и морфологии злаков, лекарственных растений, был библиотекарем основанного им же музея, собранного из валявшихся в сарае старого знания богатейших ботанических коллекций. В 1829 г. ему доверили преподавать естественные науки наследнику царского престола (будущему императору Александру II).