Язык как основополагающий феномен человеческого бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, доклад

Краткое описание

Наука исходит в объяснении феномена языка из его знаковой природы. Знак – это особый объект, имеющий двустороннюю сущность: он матери-ален, поэтому может восприниматься человеческими органами чувств, и одновременно идеален, так как содержит в себе значение. Благодаря двусторонней сущности языковых знаков человек получил возможность условно (в своей психической деятельности) замещать ими объекты окружающего мира, переносить эти объекты в свой внутренний мир, сохранять их в нём, выполнять с ними различные условные действия и операции, формируя тем самым языковую систему и своё сознание. Контактируя со средой, человек с помощью знаков «заселял» свой внутренний мир, всё новыми представлениями о различных материальных предметах и их свойствах, действиях с предметами (процессах), явлениях природы и общества, характере отношений между предметами. Так формировалось сознание человека, и оно неотделимо от языка

Вложенные файлы: 1 файл

Yazyk_kak_osnovopolagayuschy_fenomen_chelovecheskogo (2).doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

ЯЗЫК КАК  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  БЫТИЯ

 

Может ли человек и  общество существовать без языка? Очевидно, что нет. Философы, лингвисты, психологи, физиологи и палеонтологи утвержда-ют, что формирование человека как особого вида живых существ и возникно-вение языка – взаимообусловленные процессы.

В чём же суть такого явления как  язык? Как язык определяет природу  и бытие человека, являясь в  то же время его творением?

Наука исходит в объяснении феномена языка из его знаковой природы. Знак – это особый объект, имеющий двустороннюю сущность: он матери-ален, поэтому может восприниматься человеческими органами чувств, и одновременно идеален, так как содержит в себе значение. Благодаря двусторонней сущности языковых знаков человек получил возможность условно (в своей психической деятельности) замещать ими объекты окружающего мира, переносить эти объекты в свой внутренний мир, сохранять их в нём, выполнять с ними различные условные действия и операции, формируя тем самым языковую систему и своё сознание. Контактируя со средой, человек с помощью знаков «заселял» свой внутренний мир, всё новыми представлениями о различных материальных предметах и их свойствах, действиях с предметами (процессах), явлениях природы и общества, характере отношений между предметами. Так формировалось сознание человека, и оно неотделимо от языка. Этот древний механизм лежит в основе формирования и развития сознания современного человека.

Создавая язык, люди расширяли возможности  общения друг с другом, что позволило  им оптимизировать свою деятельность, совершенствовать технологии и орудия труда.

Что в языке является знаком? Звук? Буква? Слог? Слово? Морфема? Запятая? Если знак одновременно материален и идеален, т. е. имеет форму и значение, то такую единицу языковой системы, как, например, звук, нельзя рассматривать в качестве знака: звуки не имеют значений. Наиболее типич-ным языковым знаком является слово.

Пристальней рассмотрим то, что замещается словом. Возьмём, к при-меру, слова, обозначающие снег в словарях южных народов и в словарях народов севера. Мы обнаружим, что понимание одного и того же объекта (снег) у южан и северян несколько различается: у северян, снег может рассматриваться, например, как материал для строительства жилища. Северянин наблюдает снег гораздо дольше, чем южанин, и знаком с теми его свойствами, которые южанин в силу климатических условий не может наблюдать. Другой иллюстрацией несовпадения объекта и представления о нём (оно выражено в слове, замещающем данный объект) может быть, к примеру, слово «бабочка», употребляемое специалистом в области энтомологии и человеком, не имеющим какого-либо отношения к этой сфере. В обоих случаях мы видим, что знак замещает только ту часть, те стороны, свойства объекта, которые познаны человеком (или свойства, приписыва-емые объекту в силу верований, заблуждений и предрассудков). Познанные человеком свойства объекта представляют только часть объекта.

Снова, в качестве примера, обратимся к слову «бабочка». Оно может относиться к каждой бабочке, летающей над какой-нибудь поляной, хотя бабочки могут быть совершенно разными по цвету, размерам, форме. То же можно сказать и о слове «снег»: он может быть в виде больших хлопьев, в виде крупы, прошлогодний, свежевыпавший и т.п. Каждое слово обозначает объект как представителя класса объектов, объединённых существенными, специфическими свойствами (в разные эпохи, у разных народов и разных людей представления о таких свойствах относительно одного и того же объекта могут разниться, как уже было показано ранее). Слово объединяет однородные объекты в класс и обобщает их.

Обобщающая функция слова, безусловно, облегчает задачу наимено-вания объектов (не надо придумывать отдельное название для каждой конкретной бабочки). Главное же состоит в том, что эта функция сформировала у человека способности к выполнению определённых мыслительных операций, позволяющих выделять во всех объектах закономерные свойства, отсеивать случайные, то есть создавать понятия. Понятие ‒ это форма мышления; элементарная мысль, о наиболее общих, существенных и специфических свойствах и связях объекта, его отношениях к другим объектам.

К мыслительным операциям, необходимым для создания понятий, относятся прежде всего анализ (условное расчленение объекта на части для удобства исследования), абстрагирование (мысленное отвлечение от объекта его свойств с целью рассмотрения каждого в отдельности), выделение наиболее существенных свойств), сравнение (сопоставление объектов, их частей и свойств с целью выявления сходства/различия между ними, степени необходимости), синтез (объединение познанных частей отдельных объектов в единое целое, дающее обобщённое представление об однородных объектах). И понятие, и названные мыслительные операции, необходимые для создания понятий, углублённого изучения объектов, входят в число основных категорий логики ‒ науки о формах и законах человеческого мышления.

Итак, слово является носителем  понятия. В сознании каждого человека имеются только те сущности, которые диктует ему его словарь. Человеческое мышление преимущественно является понятийным. Формирование языка находится в неразрывной связи с формированием сознания, логического (словесного, вербального) мышления.

Термины «понятие» и «значение слова» могут употребляться как сино-нимы. Но обычно они различаются оттенками значений: для термина «поня-тие» более актуально то, что это логическая категория, форма мышления, определённым образом описывающее объект; термин «значение слова» может включать в себя, кроме понятийного содержания, и дополнительную информацию, например, эмоциональную характеристику объекта («берёзонь-ка», «толстяк», «глазки», «дружище»). В значениях некоторых слов понятийное содержание может и отсутствовать: «ай-яй-яй», «ух», «ха-ха», «гм», «за», «от».

Замещающая, обобщающая и называющая (номинативная) функция слова огромна. Однако для отражения отношений между разнообразными объектами, выражаемыми словами, служат другие знаки языка – морфемы и предложения. С их помощью человек может описывать мир в его сложнейших взаимосвязях. Например, изменяя всего лишь окончание слова, мы можем выражать разные отношения между объектами, обозначаемыми словами «письмо» и «друг»: «письмо другу», «письмо друга» (в первом случае – отношения объекта и его адресата, во втором – объекта и его отправителя).

Самый высокий уровень мышления человека достигается благодаря его способности выражать отношения между его собственными мыслями – суждениями. Отношения между суждениями в речи строятся по законам правильного, адекватного реальности мышления. Эти законы ощущаются человеком интуитивно; по мере развития наук они были познаны, описаны и системно представлены в логике. Познанные логические законы позволяют контролировать правильность мышления.

Основными логическими категориями  являются понятия, суждения и умозаключения. Языковой основой суждения является предложение, утверждающее или отрицающее что-либо. Суждение состоит из понятий, выраженных словами. Умозаключение – форма мышления, характеризу-ющая способ движения мысли от двух и более истинных суждений к новому суждению – выводу, или заключению. В выводе (заключении) содержится новое знание; оно формируется не непосредственно из опыта, а в результате выполнения логических операций с определёнными понятиями. Вывод (в данном случае назовём тезисом) может заключать в себе известное утвер-ждение, но считавшееся ранее недостоверным, вызывающим сомнения. Если при построении умозаключения соблюдались все необходимые логические правила (правила вывода), то выведенное суждение (вывод, заключение, тезис) признаётся истинным. Суждения, являющиеся основаниями для вывода (заключения, тезиса), называются также посылками, или аргументами. С помощью умозаключений можно получить (обосновать) принципиально новые знания, которые в данный момент нельзя получить из опыта.

Пример умозаключения:

 

1. Когда ХОЛОДНО, нужно надевать тёплую одежду.

2. Сегодня ХОЛОДНО.

---------------------------------------

Вывод: Сегодня нужно надеть тёплую одежду.

 

Правила построения умозаключений  такого типа следующие. А) необ-ходимы два предложения (суждения, аргумента, посылки); одно из них по содержанию имеет обобщающий характер (1), другое – частный (2). Б) оба предложения должны быть истинны и В) связаны между собой общим понятием («холодно»). Г) Из этих суждений можно вывести третье суждение, которое будет считаться верным (истинным), если в нём повторятся по одному понятию из каждой посылки (в примере они выделены шрифтом).

Окончательным критерием правильности построения любого умозаключения и истинности полученного знания является практика.

Способ умозаключения, представленный в данном примере, называ-ется дедуктивным. Приведём ещё пример дедукции:

 

1. Все цветы – растения.

2. Этот цветок – роза.

Вывод: Все розы – растения.

 

Задание. Найдите ошибки в умозаключениях:

1. Все  звёзды являются спутниками Земли. Марс – звезда. Значит Марс – спутник Земли.

2. Ты покраснела. Значит ты виновата.

 

В логике известны ещё  два основных типа умозаключений: индукция и аналогия. Каждое из них имеет свои правила вывода.

Пример индукции:

 

Железо, медь, золото, платина, … – металлы.

Железо – твёрдое  вещество.

Медь – твёрдое  вещество.

Золото – твёрдое  вещество… (То же можно сказать относительно всех металлов, кроме ртути.)

Вывод: Все металлы – твёрдые вещества.

 

Схема умозаключения  по аналогии:

 

А имеет признаки abcd.

B имеет признаки abc.

Вывод: Вероятно, что B имеет признак d.

 

Задание. Обоснуйте утверждения с помощью аналогии:

 

1. Любовь подобна лихорадке.

2. На Марсе тоже есть жизнь.

 

Умозаключения лежат в основе структуры текстов-рассуждений (дока-зательств), отличающихся от других текстов тем, что в них главную, структу-рирующую роль играют логически связанные друг с другом предложения, вводящие аргументы, и предложения, содержащие в себе выводы. Тот или иной доминирующий тип умозаключений (дедукция, индукция или аналогия) определяет направление развёртывания текста-рассуждения.

 

Язык, будучи неразрывно связанным с понятиями, суждениями, умоза-ключениями, определяет, организует наше мышление. В языкознании давно признаётся факт «тирании слов». Основатель науки о языке Вильгельм фон Гумбольдт утверждал в середине 19 века, что «человек живёт с предметами так, как преподносит ему язык… Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постоль-ку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». В 21 веке наука, возможно, не столь категорично, но по-прежнему признаёт, что мышление, сознание человека в основном определяется его словарём, навыками и уме-нииями оперировать языковыми знаками.

Подытоживая сказанное, можно заключить, что важнейшей функцией языка является отнюдь не только передача информации, но и (прежде всего!) обеспечение процессов мышления, познания. В науке эта функция называ-ется когнитивной.

Функция передачи информации  называется коммуникативной. Она обусловленная тем, что человек формировался и жил тысячелетиями как существо социальное. Только совместная деятельность позволяла человеку выжить в борьбе за своё существование. Совместная деятельность невоз-можна без общения, только в общении достигается её координация и оптимизация. Звуковые языковые знаки создавались не только как орудие мышления, но и как наиболее эффективное средство общения людей.

Совместная деятельность (несмотря на культ индивидуализма в совре-менном обществе) является условием нашего благополучного существования и сейчас. За последние десятилетия она чрезвычайно усложнилась, соответ-ственно усложнились и формы взаимодействия людей, их язык. Очевидно, что подготовка молодёжи к активной жизни в обществе требует больших усилий, направленных также и на овладение родным языком как важнейшим инструментом коммуникации в профессиональной и социальной сферах деятельности.

Язык представляет собой важнейшее средство не только познания и общения, но и сохранения, передачи знаний от одного поколения другому. Он выполняет кумулятивную (аккумулятивную) функцию. Язык, благодаря прежде всего словарю, – основное вместилище народного опыта. Этот опыт всегда имеет национальную окраску, поэтому переводы с одного языка на другой в очень большом числе случаев в принципе не могут быть тождественными (как перевести, например название книги Б. Пастернака «Сестра моя жизнь» на чешский язык, если в чешском слово «жизнь» мужского рода?).

Кумулятивная функция языка способствует сохранению народа и развитию его культуры. Язык, осуществляя культурную преемственность поколений, является условием поступательного развития общества. Долг каждого поколения сохранить и преумножить богатства родного языка.

Частными проявлениями указанных функций языка являются фатическая (контактоустанавливающая), и волюнтативная (побудительная) функции.

Фатическая функция реализуется в приветствиях, выражениях типа «Как дела?», «А вот и я!», «Хочу сказать несколько слов», в словоформах «послушайте», «знаете» и т.п. В фатическую функцию выполняет разговор о погоде, когда ещё не обозначился предмет, интересный для обоих собеседников.

Волюнтативная функция особенно ярко выступает в языке рекламы, в речи политиков, в обиходно-бытовой сфере общения. Самый распро-странённый языковой способ выражения побудительных намерений – ис-пользование форм повелительного наклонения, а также разнообразных смяг-чённых форм: «Не хотели бы вы…?», «А не поехать ли нам завтра …».

Лингвисты отмечают также и другие функции языка. Эмотивная (экс-прессивная) функция проявляется в выражении субъективного отношения к предмету речи. Эмоция – одна из форм отражения действительности. Язык пронизан эмотивными формами. Это междометия, устойчивые синтак-сические конструкции типа «Вот это да!», «С какой стати?», экспрессивные интонации: «Ну и нарисовал!», «Сколько цветов!», уменьшительно-ласка-тельные суффиксы, эмоционально окрашенная лексика: «лик», «рожа», «ро-жица», «физиономия». Эстетическая функция направлена на создание посредством языка форм, соответствующих представлениям о прекрасном. Может выражаться в стремлении к благозвучию при отборе слов слов, в звукописи (известные пушкинские строки об осени, передающие звуки шуршащих листьев) и в других средствах. Наиболее широко проявляется в художественной литературе.

Информация о работе Язык как основополагающий феномен человеческого бытия