Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:24, контрольная работа
В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы показывают собой эстетическое наполнение. Тоска Григория, все сужающийся черный круг его жизни даны на фоне победной донской весны - с буйным разливом Дона, со сказочным цветением степи, сплошь покрывающейся фиалками и тюльпанами, с перелетными стаями птиц, с неутихающим шумом привольного ветра в затопленном талой водой обдонском лесу, с лебедями, которых видит Григорий на восходе солнца. В описаниях картин природы Шолохов достиг очень высокой степени совершенства. Описанная Шолоховым картина встает перед читателем как живая, так как строится на выразительной силе восприятия. Его образы многогранны. «Золотая дрема лунного света...» - чарующее сияние луны воспринимает Григорий, упоенный молодой радостью жизни, любви. В этом образе и есть и живописная красота, и лирика, и психология.
Сходен поэтический этап удивительного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его «-свет померк в его очах». Он был виновником смерти Аксиньи и многих других людей, вот что значил для него ужас черного солнца.
Природные образы, отдельные детали и целые картины определяют авторское отношение к героям. В изображении героев пейзаж взаимодействует с фольклорным контекстом, представители дворянства рисуются по-иному. Восприятие природы у образованной части общества опосредовано широким литературным контекстом. М.А.Шолохов не противопоставляет народную и интеллигентскую культуру, а лишь отмечает сословную разницу чувства природы. Как глубоко народный художник, Шолохов не отлучает героев от природы по политическим или классовым соображениям. Отдалены и непоказаны природой лишь те персонажи, которые целиком поглощены идеей борьбы.
3) отличие романтического пейзажа от «психологического параллелизма»: - «психологический параллелизм» в фольклоре: природные процессы и душевные состояния человека развиваются параллельно, но при наличии их глубокого сходства они внутренне независимы друг от друга; природа выступает как равновеликая человеку сила; - примеры «психологического параллелизма» в романе М. Шолохова: см. кв. I, ч. II, гл. XIII и XVIII; кн. IV, ч. VII, гл. I; XVI.
Глубокий психологизм, детализация человеческого чувства, соединившись у Шолохова наивным и поэтическим восприятием мира, дали нам неповторимую радость того, что мы с полным правом называем шолоховской образностью и своеобразием. Весь окружающий человека мир - в движении, в работе... Все одушевлено, пережито, воспринято чувством. Многообразный мир природа и мир человека соединяются как проявление единого, вечно сущего - матери-жизни. В эпических параллелях «Тихого Дона» Шолохов часто применяет прием предварения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, готовят читателя к восприятию, показывают, в каком направлении будут развиваться эти события, к каким последствиям они приведут.
Великим художественным открытием Шолохова являются образы главных героев романа-эпопеи. При создании образов писатель мастерски использовал характерологические и психологические возможности пейзажа. Шолохов продолжил традиции классической литературы, в которой пейзаж был важным средством типизации, психологизма, философичности, всегда связан с сюжетом, образами и идеей произведения. Новаторство М.А.Шолохова состоит в том, что он изнутри осмыслил крестьянский и казачий мир, показал его в новых социально-исторических условиях, когда рушились устоявшиеся представления о мире и человеке. Для шолоховского миросозерцания характерно органичное восприятие души и быта казаков. Художник существенно расширил приемы воссоздания народного характера. Перекличка между событиями мира природы и событиями мира людей нередко выражается в романе в форме прямого параллелизма или сравнения:«Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло», «как выжженная черными палами степь, черна стала жизнь Григория».
Еще один пример взаимовлияния – то, как военные события сказываются на мире природы (5 ч.): «Желто-бурая худая коза выскочила из поросшего татарником и тернами буерака, несколько секунд смотрела с пригорка на порубщиков, напряженно перебирала тоненькими, точеными ногами<…> — Что это за штука? — роняя топор, спросил Матвей Кашулин. С ничем не объяснимым восторгом Христоня рявкнул на весь завороженно-молчаливый лес: — Коза, стал быть! Дикая коза, растуды ее милость! Мы их повидали в Карпатах! — Значит, война ее, горемыку, загнала в наши степя? Христоне ничего не оставалось, кроме как согласиться». И, в целом, война в «Тихом Доне» нарушает ту гармонию, которая, по мысли Шлохова, должна существовать между человеком и природой.
Для творческой манеры М. Шолохова наиболее характерны следующие типы психологического пейзажа: авторский символико-психологический пейзаж; пейзаж-впечатление, воспоминание; рассредоточенное в тексте изображение природного процесса, идущего в параллели с человеческим сюжетом; пейзаж-сравнение, входящий в состав рассуждения автора или героя.
Художественному видению М.Шолохова свойственны пространственная открытость и временная перспектива. Образу природы принадлежит в эпопее обобщающая роль, именно пейзажи «переводят» конкретно-историческое повествование в бытийный план. Социальные конфликты художник рассматривает в антитезе жизни и смерти, оценивает революционные разрушения как вселенские, противоречащие вечности и милосердию. В свете этого глубокий философский смысл приобретает то, что пейзажи расположены в ключевых точках композиции: завязке и развязке сюжетных эпизодов и произведения в целом, кульминационных частях. Природа как воплощение вечности и естественности жизни появляется во всех сценах гибели героев «Тихого Дона», в кладбищенских пейзажах.
Природа у Шолохова как художника-мыслителя является зеркалом, благодаря которому он познает историю, народ и личность. Повествователь в эпопее мыслит природными образами, поэтому самым распространенным приемом осмысления действительности являются сравнения с природой. Сравниваются чаще всего динамические природные явления и исторические процессы, движения души героев. Развернутые до целой картины сравнения входят в состав рассуждений автора или героев. Авторские итоговые философские обобщения также опираются на образы природы.
В шолоховском понимании отношений между природой и человеком нет однозначного ответа на вопрос: что выше? Природа осмысляется диалектически: как гармонически упорядоченная, целесообразная, созидательная сила и бессознательная, разрушительная стихия. В природе есть свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть. Этот психологический параллелизм позволяет автору использовать сравнения, находя тождественное и противоположное в социуме и природе. При этом Шолохов чаще подчеркивает единство человека с природой, чем их разлад, поэтому символические параллели распространены в тексте больше, чем контрасты.
Природа в романе сопровождает не только кульминационные моменты судеб героев. Она сопутствует всем битвам и любым трагическим потрясениям. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рождать будущее. Что бы ни делали люди, природа вечна и неизменна. Это прекрасно чувствуют герои Шолохова, умеющие слышать шум леса и любоваться голубым небом. В трудные минуты они припадают к земле, словно наливаются силами от нее. Нет большего счастья для провоевавшего семь лет Григория, как пройти за плугом по свежей борозде, — мечта так и не осуществившаяся для него.
Роман и завершается эпической картиной — отец с сыном на руках около родного дома,светлое небо над головой,а где-то гремят бои…….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ