Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Основная цель работы-раскрыть суть приемов анализа и их эффективность в развитии интересе младших школьников к чтению.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1.Проанализировать имеющуюся научно - методическую литературу по данному вопросу.
2.Раскрыть смысл приемов анализа художественного произведения.
Введение
Глава I. Методологические основы темы
1.1.Психолого-педагогический взгляд на чтение как процесс развития
школьников
1.2. Методы чтения художественного произведения
Выводы по I главе
Глава II. Анализ произведения как средство развития интереса младших
школьников на уроках чтения
2.1. Виды анализа
2.2. Приемы работы над произведением
2.3. Идейный анализ произведения как путь познания и развития интереса к чтению
2.4. Первичный синтез и его место в развитии интереса младших школьников
2.5. Формирование самостоятельной читательской деятельности с учетом интереса младших школьников
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Также культивирование самостоятельной работы учащихся позволяет разгружать групповое занятие от тех видов, которые можно выполнять без непосредственного руководства со стороны преподавателя. Это очень важно, так как создает предпосылки за вынесения за рамки группового занятия значительной части подготовительной работы, и, следовательно, дает возможность заниматься на уроке преимущественно или исключительно речевой практикой.
Самостоятельная работа имеет и большое воспитательное значение, является важным компонентом воспитания трудолюбия, сознательного отношения к труду, стремление идти навстречу трудностям и умело преодолевать их.
Научить учащихся самостоятельно работать - значит, внести вклад в их подготовку к профессиональной общественной и всякой иной полезной деятельности на благо общества.
Успех в изучении русского языка в значительной степени зависит от умения учащихся работать самостоятельно, от желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться словарем, справочными материалами, заниматься поисковой деятельностью.
Задача учителя - помочь учащимся сформировать необходимые навыки самообразовательной деятельности, что особенно важно в условиях сегодняшней жизни. Самообразование не возможно без умения работать самостоятельно, то есть рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками информации, работать книгой, читать в быстром темпе и так далее.
Чтение интересной книги является удовольствием, развлечением, отдыхом. Для тог, чтобы самостоятельное чтение было продуктивным, учащиеся должны
осознать поставленную перед ними задачу, понимать воспринимаемый зрительно текст, догадываться о значении новых слов, делать умозаключения, выводы, определять свое отношение к прочитанному, использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выводы по II главе
Анализ художественного произведения привел нас к следующим выводам:
1. Беседа основывается на постановке вопроса. Существуют определенные требования.
2. Анализ программы начальных классов показал, что работа над художественным произведением идет с класса в класс, становясь все более разнообразнее и научнее.
3. Речевое развитие детей в значительной степени происходит при непосредственном изучении художественного произведения.
4. Первичное восприятие текста - это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.5. Научить учащихся самостоятельно работать - значит, внести вклад в их подготовку к профессиональной общественной и всякой иной полезной деятельности во благо общества.
Заключение
В ходе исследования я выяснила, что чтение художественного произведения -это сложный, непрерывный и очень важный процесс, который способствует развитию младшего школьника. Чтение является одной из важнейших частей литературоведения, так как способствует развитию речевой деятельности. Его изучение начинается с первого класса и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Развивая речь, учитель развивает у учащихся мышление при изучении чтения.
Решение проблем речевого развития в начальной школе требует творческого подхода, ибо для творческой мысли «пределы не поставлены»,, она всегда бьет животворным ключом в школах. В каждом ученике нужно зажечь желание овладеть речью, убедить его, что умение говорить - это навык, необходимый в жизни каждому.
Я убедилась в ходе исследования. Что чтение художественного произведения способствует речевому становлению младшего школьника. Поэтому цель моей работы. Я считаю достигнутой. Задачи, поставленные в ходе исследования - решены.
Учитывая все, выше сказанное, я убедилась, что выдвинутая мной гипотеза о важности и необходимости изучения художественного произведения для улучшения культуры речи детей, полностью подтвердилась.
Список используемой литературы
1. Алексеева И.В. Упражнения направленные на развитие творческого воображения учащихся. - М., 2007.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2006.
3. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений// Начальная школа - 2000 - №11, 19-25с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов - М.: Логос, 2000, 383 с.
5. Игнатьева О.Б. Преподавание в начальных классах. - М., 2005.
6. Кустарева В.А. Методика русского языка. - М.: Издательство «Просвещение», 1982.
7. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения// Начальная школа. -2005- №3, 67-68 с.
8. Кудрина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 2006, 79 с.
9. Кудина Г.Н. как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Издательство « Просвещение», 2008.
Ю.Леонтьев А.А. обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.:
Издательство «Просвещение», 2004, 215 с.
11.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. 142-144 с.
12.Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных
классах. - М.: Издательство «Просвещение», 2006,112 с.
13.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения -
М.: Издательстао «Просвещение», 2008, 224 с.
14.Никифорова О.И. Восприятие зудржественной литературы школьниками. - М.:
Издательство «Учпедгиз», 2007, 206 с.
15.Реан А.А. Психология и педагогика. Питер, 2000, 432 с.
16.Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. - М.:
Издательство «Просвещение», 2005, 437 с.
17.Соловейчик М.С. Русский язык в ачальных классах. Теория и практика обучения.
- М.: Издательство « Просвещение», 2000, 321 с.
18.Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. - М.: Издательство
«Просвещение», 2003, 220 с.
19.Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Издательство
«Искусство», 2006, 86 с.
20.Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. // начальная школа, 2005 №1, 20-21 с.
Приложение 1
Анализ художественного произведения
Исходя из того, что первые вопросы после знакомства с текстом должны быть, прежде всего, направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, затем на проверку понимания детьми общего смысла произведения (после чего проводится более детальный анализ содержания), определите, какой из вопросов каждой пары удачен в качестве первого, задаваемого сразу после чтения произведения? А.П. Чехов. «Ванька».
- В какое время жил Ванька Жуков?
- Какое чувство вызвал в вас этот рассказ? А.А. Фет. «Ласточки пропали...»
- О чем это стихотворение?
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Г. Сенкевич. «Янко-музыкант».
- Что особенного взволновало вас в этом рассказе?
- Что вы узнали о жизни Янко из этого рассказа? С.А. Есенин. «Пороша».
- Какие картины вы видели, слушая это стихотворение?
- Какое время года изображено в стихотворении?
Приложение 2
Анализ произведения В.А. Осеевой «Три товарища».
Определите, какова методическая цель заданий и вопросов такого типа (В.А. Осеева. «Три товарища»): 1) Найдите в тексте слова автора, которые помогают вам представить состояние Вити во время перемены;
2) Прочитайте на доске: - «А ты где его потерял? - спросил Миша. - не знаю -... сказал Витя и ...». Задание: Сравнить с текстом. Определить, какие слова пропущены. Что изменится, если их не будет?
Содержание
Введение......................
Глава I. Методологические основы темы
1.1.Психолого-педагогичческий взгляд
на чтение........................
1.2.Методы чтения художественного произведения..................
Выводы по I главе.........................
Глава II. Анализ произведения как средство развития интереса младших школьников на уроках чтения
2.1. Виды анализа.......................
2.2. Приемы работы над произведением.................
2.3. Идейный анализ произведения как
путь познания и развития интереса к чтению........................
2.4. Первичный синтез и его место в
развитии интереса младших школьников....................
2.5. Формирование самостоятельной читательской деятельности с учетом
интереса младших школьников....................
Выводы по II главе.........................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Приложения
Информация о работе Анализ произведения как средство развития интереса младших школьников