Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 14:51, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы стал:
поиск места и форм использования новых технологий на уроке

Задачи:
1. Актуальность применения информационных технологий на уроке.
2. Анализ имеющихся материалов.
3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.

Содержание

Введение

Глава 1 Актуальность применения информационных технологий на уроке.
Особенности и преимущества интерактивных форм обучения.
Особенности восприятия
Основные факторы, влияющие на память
Глава 2 Анализ имеющихся материалов
Глава 3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Кроме готовых мультимедийных учебников, большие ресурсы для учителя предоставляет Интернет. В настоящее время, большинство школ получили доступ к Сети и возможность использовать подобные ресурсы.

В частности:

- оригиналы исторических источников;

- карты и иллюстрации;

- фото и видеоархивы;

Эти ресурсы позволяют подготовить материалы к уроку в наиболее оптимальном, с точки зрения учителя, объёме и последовательности.

Наиболее оптимальный вариант сочетания иллюстративных и текстовых материалов возможен при составлении учителем презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета Microsoft Office. Она позволяет использовать материалы в динамике на любом моменте урока.

Кроме того, Интернет предоставляет возможность создавать не только собственные презентации, но и применять на уроках готовые презентации, созданные другими преподавателями.

 

 

 

Глава 3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.

 

Арсенал информационных технологий достаточно велик и полноценному использованию их в качестве средства обучения часто мешает то обстоятельство, что, сталкиваясь с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без квалифицированной помощи он работать не сможет, так как его знания ПК не позволяет чувствовать себя на уроке уверено и оперативно решать проблемы, нередко неожиданно возникающие на уроке.

Для чего же тогда ПК может пригодиться преподавателю? Ответ на этот вопрос достаточно прост: если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как «заменитель» преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда преподавателя. При таком подходе компьютер превращается в универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти программное обеспечение, которое бы отвечало потребностям преподавателя.

Принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

  • программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателю, так и учащимся, управление программой должно быть максимально простым;
  • преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация;
  • программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудио фрагменты).

Более всего этим требованиям отвечает программа создания презентаций, поэтому в своей практической работе я использую программу PowerPoint из пакета Microsoft Office. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя непосредственно на ходе урока.

 Анализ  поурочных пакетов презентаций  показал, что эти пакеты можно отнести к трем основным типам:

  • компьютерный диафильм с использованием элементов анимации;
  • программы для повторительно-обобщающих уроков;
  • классические компьютерные презентации.

 Вместе  с тем готовая презентация  зачастую не отвечает тем целям  и задачам, которые ставятся непосредственно мною в процессе урока. Поэтому нередко приходится идти по пути создания собственных презентаций. Подготовка к созданию начинается с тщательного отбора материала, в котором участвуют и учащиеся. Участие учащихся в сборе материала повышает их интерес к предмету, стимулирует познавательную деятельность, позволяет им по-новому взглянуть на исторические проблемы. Презентации удобны для использования не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Опыт использования  презентаций показал, что они позволяют видоизменять содержание занятий, привлекать к проведению уроков и внеурочных мероприятий учащихся разного уровня подготовки, задействовать творческие группы учащихся, сочетать показ презентаций с литературно-музыкальными композициями. 

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов.

Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке, но это материал, который достался ученику даром и практически не требует от него работы и осмысления.

При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся.

В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Информационные технологии незаменимы:

·        на факультативных, индивидуальных занятиях;

·        для организации проверочных уроков, тестирования;

·        при проведении вводных лекций;

·        в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;

Вместе с тем, при использовании презентаций выявились  и определенные недостатки. Презентации наиболее эффективно демонстрировать через проектор. Это позволяет учащимся детально рассмотреть иллюстрации, схемы, диаграммы, внимательно прочесть текстовую информацию. К сожалению, возможность демонстрации презентаций через проектор появляется не очень часто.

 

Такая же проблема существует и с вопросом доступности компьютера на каждом уроке. В связи с этим, в настоящее время информационные технологии используются в групповых и индивидуальных занятиях.

 

Возможным вариантом решения данной проблемы представляется межпредметная интеграция через использование медиатехнологий, особенно при модульной системе обучения.

Такой подход возможен и при проведении предметных недель. Он позволяет выдать огромный объём материала в доступной, интересной, но весьма компактной форме.

Конкретные примеры авторских и ученических работ предоставлены для ознакомления в приложении.

 

 

Заключение

 

Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо отметить следующие моменты:

 

    1. Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным.
    2. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов.
    3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории // Преподавание истории в школе. ─ 2004. ─ № 8. ─ С. 24─29.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  3. Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. -  с. 117
  4. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М., 1995.

 


Информация о работе Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории