Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 14:51, реферат
Таким образом, целью данной работы стал:
поиск места и форм использования новых технологий на уроке
Задачи:
1. Актуальность применения информационных технологий на уроке.
2. Анализ имеющихся материалов.
3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.
Введение
Глава 1 Актуальность применения информационных технологий на уроке.
Особенности и преимущества интерактивных форм обучения.
Особенности восприятия
Основные факторы, влияющие на память
Глава 2 Анализ имеющихся материалов
Глава 3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.
Заключение.
Литература.
Оглавление
Введение
Глава 1 Актуальность применения информационных технологий на уроке.
Глава 2 Анализ имеющихся материалов
Глава 3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение
В настоящее время, современная школа должна находить новые формы и методы обучения. Одним из новых направлений является использование информационных технологий.
Содержание медиаобразования впервые было определено в материалах ЮНЕСКО в 70-е гг.:
„Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний…“.
Таким образом, целью данной работы стал:
поиск места и форм использования новых технологий на уроке
Задачи:
1. Актуальность
применения информационных
2. Анализ имеющихся материалов.
3. Возможности
практического использования
Работа по данному направлению ведётся второй год.
Основными формами практической работы с детьми являются: индивидуальные и групповые занятия.
Глава 1 Актуальность применения информационных технологий на уроке.
КАК МЫ УЧИМСЯ
Любой человек получает и обрабатывает информацию посредством:
1 % - органов вкуса,
1,5% - органов осязания,
3,5% - органов обоняния,
11 % - органов слуха,
83 % - органов зрения.
Китайская поговорка:
Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю.
Результаты данных исследований, конечно, применимы только к тем ситуациям, в которых они изучались. Но их весьма похожие результаты говорят о значимости аудиовизуальных средств для эффективности, как короткого, так и длительного обучения.
Кроме того, необходимо отметить, что процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
10% того, что читаем,
20% того, что слышим,
30% того, что видим,
50% того, что видим и слышим,
80% того, что говорим,
90% того, что говорим и делаем.
Мы помним:
Способы подачи материала |
Через 3 часа |
Через 3 дня |
Через год |
Лекция - рассказ |
70% |
10% |
3% |
Показ- шоу |
72% |
20% |
13% |
Лекция + Показ |
85% |
65 % |
33% |
Рассказ, показ и практика |
98% |
95% |
75% |
Пирамида обучения
Результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), представлены на схеме, получившей название "пирамида обучения".
Она демонстрирует средний процент усвоения знаний.
Лекции - 5%
Чтение - 10%
Видео- и аудиоматериалы - 20%
Демонстрация - 30%
Дискуссионные группы - 50%
Практические действия - 75%
Обучение других, безотлагательное
применение знаний - 90%
Приведённые здесь данные наглядно показывают нам преимущества интерактивных методов обучения. Позволяющих использовать, и умело применять на практике целый арсенал разнообразных средств и способов работы с материалом, учитывать личный опыт и активную позицию участников, а также особенности аудитории.
1.2 Особенности восприятия
Современные исследования учёных, свидетельствуют о различиях в деятельности полушарий головного мозга, а точнее, его внешнего пласта — коры больших полушарий.
Кора каждого полушария отвечает за следующие ментальные навыки:
Левое полушарие — логическое
Обработка только одного фрагмента информации. Линейная обработка информации. Последовательные действия. Письмо. Анализ. Связь идей. Абстракция. Формирование категорий. Логика. Умеренность. Суждения. Математика. Вербальная память. Использование символов. |
Правое полушарие — творческое Интегрирование в целостное Воспроизведение множества данных. Образное мышление Знания без четких определений. Рассмотрение решения в целом. Нахождение сходства. Интуиция. Озарение. Внутренние чувства, эмоции. Синтез. Визуализация. Зрительная память. Распознавание образов. Соотношение с действительностью. Ритм. Мимика. Цвет, запах. |
Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает ее в целом, на уровне интуиции. В естественном процессе мышления и обучения мозг использует не левое и правое полушария отдельно, а оба полушария одновременно.
Чтобы помочь участникам эффективно использовать оба полушария мозга, мы должны помнить, что информация сохраняется в видео, аудио и чувствах-системах:
Видео Картинки — Сценки - Образы — Логотипы — Диаграммы — Графики — Схемы — Фотографии — Чертежи
Аудио Слова — Музыка — Звуки — Акценты — Разговоры
Чувства Эмоции — Запахи — Вкусы — Тактильные ощущения — Боль/Комфорт
Стимулирование левого и правого полушарий
Людям, которые тренировали и использовали в работе одно полушарие мозга больше, чем другое (бухгалтеры, инженеры, художники, музыканты), сложно "переключаться" в случае необходимости на другой вид деятельности.
Многоканальные сообщения
Поскольку люди могут сохранять информацию в левом и правом полушариях мозга в виде картинок (видео), слов (аудио) или чувств, мы должны сообщать многоканальные сведения,
Если мы обеспечиваем цветовую визуальную поддержку нашим вербальным сообщениям, одновременно обращаясь к чувствам и эмоциям, то наши сообщения будут сохраняться сразу в нескольких участках левого и правого полушарий. Таким образом, мы увеличиваем шансы участвующих на лучшее запоминание информации.
1.3 Основные факторы, влияющие на память
Первое
Повторяемое
Непривычное Взаимозависимое
Последнее |
Мы лучше помним начало события или первое в серии событий Уровень запоминания быстро снижается через 24 часа без повторения Мы очень хорошо помним необычные вещи Уровень запоминания высок для тех предметов, событий, которые связаны аналогией или мнемоникой (техникой запоминания). К примеру, в русском языке цвета радуги "закодированы" фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" Мы лучше запоминаем финал события или последнее в серии событий |
• Если обычный человек может думать со скоростью 800 слов в минуту, то обычный тренер может говорить со скоростью 120 слов в минуту. Поэтому мы должны заинтересовать участвующих чем-то еще в течение оставшихся 680 слов в минуту
• Мозг переходит в режим "автостопа" после 10 минут, если его ничем не простимулировать. Поэтому мы должны разнообразить информационные средства и передавать многоканальные сообщения
• Если сообщение передано один раз, то через год мозг будет помнить лишь 10% информации; если сведения предоставлены шесть раз, объем запоминаемого увеличивается до 90%. Поэтому мы должны повторять, резюмировать и делать обзоры
• Мозг предпочитает закругленные диаграммы; округленные цифры; темные буквы на светлом фоне, цвета.
Таким образом, чтобы достигнуть наиболее полного уровня восприятия и запоминания информации нельзя ограничиваться стандартными формами деятельности на уроке. Необходимо его красочное визуальное оформление, что и возможно достигнуть при использовании мультемедийных информационных технологий.
Кроме того, новые стандарты школьного образования, в том числе и по истории, включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами, т.е. сообщениями средств массовой коммуникации. В частности, можно назвать следующие: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения (1). Способствовать выполнению этих требований может в том числе медиаобразование, интегрированное в базовое историческое.
Глава 2. Анализ имеющихся материалов
Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются «История России с 862 по 1917 год», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага», «Флот во славу России».
В 2004
– 2005г. Вышла серия дисков «
Кроме этого, в настоящее время имеется масса дисков, не имеющих прямого отношения к «Истории», но дающих огромный иллюстративный и текстовый материал по темам «Культура» и «Религия».
Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.
Более подробно хотелось бы остановится на использование компьютерного учебника «История России: XX век», который является первым комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью соответствует существующим вариантам школьного исторического образования и программам по истории России XX века. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории неоднократно излагались в журнале «Преподавание истории в школе».
на основе мультимедийного учебника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К сожалению, большинство этих вариантов предполагает использование большого количества компьютеров или проведение уроков в компьютерном классе. Поэтому из всех вариантов наиболее приемлемо является проведение урока, где видеоряд учебника используется в качестве наглядного пособия (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, анимированные карты, кинохроника, фоно- и фото документы). Поэтому для показа на уроке необходимо отбирать в первую очередь наиболее ярко иллюстрированные лекции в наибольшей степени, эмоционально воздействующие на учащихся. Лекции, в которых использованы анимированные карты (например, описание военных действий первой и особенно второй мировых войн) позволяют представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно преподавателю воспроизвести на стенной карте. Также эффективно использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала. Они демонстрируются как с голосом диктора, так и по ходу рассказа преподавателя. К сожалению, использование такой формы работы почти исключает возможность дифференцированного обучения, поскольку предполагается единый принудительный ритм работы для учащихся с различным уровнем подготовки и различными интересами.