Гениальность и многогранность натуры Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:34, реферат

Краткое описание

Познакомившись с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы выяснили, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и цветового.

Содержание

I. Введение …………………………………………………………….2
II. Основная часть……………………………………………………..5
1. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова……………5
2. Развитие художественных способностей в раннем детстве …….6
3. Ранние опыты – «Испанский цикл»……………………………….8
4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова………………………………...9
5. Портретная живопись ……………………………………………...10
6. «Кавказский цикл»……………………………………………………………………14
7. Военная тема в живописи Лермонтова……………………………16
III.Заключение…………………………………………………………20
IV. Литература…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Проект на конкурс Лермонтов - художник.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

I. Введение …………………………………………………………….2

II. Основная часть……………………………………………………..5

1. Гениальность и многогранность  натуры Лермонтова……………5

2. Развитие художественных  способностей в раннем детстве  …….6

3. Ранние опыты – «Испанский цикл»……………………………….8

4. «Юнкерская тетрадь»  Лермонтова………………………………...9

5. Портретная живопись  ……………………………………………...10

6. «Кавказский цикл»……………………………………………………………………14

7. Военная тема в живописи  Лермонтова……………………………16

III.Заключение…………………………………………………………20

IV. Литература…………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение 
 
 
                                                                      Что за звуки! неподвижен внемлю 
                                                                                                 Сладким звукам я; 
                                                                          Забываю вечность, небо, землю, 
                                                                                                           Самого себя. 
 
                                                                                                            М.Ю. Лермонтов 
 
        Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший влияние на русскую литературу. Многие стихи Лермонтов на слуху у каждого образованного человека, и мало кто при имени Лермонтова вспоминает его картины, а между тем, по семейному преданию, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. 
        Познакомившись с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы выяснили, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и цветового. 
        Перед нами встал вопрос: как живописные дарования отразились в поэзии Лермонтова? 
       В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель. 
       Именно поэтому, мы и мы приняли решение создать проект «М.Ю.Лермонтов –  художник». 
       Актуальность. Выявив проблему (как живописные дарования отразились в поэзии Лермонтова), изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным. Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Белла Ахмадулина назвала Лермонтова «высочайшим юношей вселенной». Он навсегда останется одновременно и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром. А это значит, что его творчество всегда будет современным, всегда будет находить сильнейший отклик в сердцах молодых людей. 
       Задачи проекта: 
1. Показать талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова. 
2. Проследить, как развивались художественные способности Лермонтова в разные периоды его жизни. 
3. Раскрыть основные темы живописного искусства М. Лермонтова. 
       Цель проекта – осветить творчество Лермонтова в сфере живописи. 
       Проект предполагает знакомство с биографией Лермонтова, а также рассмотрение его творчества как художника. 
       При написании работы был использован метод функционального анализа. 
      Была изучена биографическая и библиографическая литература, касающаяся данной проблемы. 
      Собранный нами материал может пригодиться учащимся, которые интересуются поэзией Лермонтова. Его можно использовать как дополнительную литературу при подготовке к урокам литературы, МХК или внеклассным мероприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть

1. Гениальность  и многогранность натуры Лермонтова. 
 
                                                     «…Но я тебя молю, мой неизменный Гений: 
                                                      Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений 
                                                      Согреться миг один, последний, и тогда 
                                                      Пускай остынет пыл сердечный навсегда…» 
                                                                                               М.Ю. Лермонтов 
 
 
          Трагический дуэльный выстрел 15 июля 1841 года у подножия горы Машук на Кавказе оборвал жизнь талантливого поэта М.Ю.Лермонтова.

          Пуля прошла навылет, задев правое и левое лёгкое. Надежды на спасение не было. Царь Николай I после гибели поэта произнес фразу, ставшую известной: «Собаке собачья смерть!» Так официальные власти отреагировали на смерть гениального поэта.

Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительны. Природа щедро наделила его не только высоким даром поэта, но и музыкальностью, и талантом художника.  Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборвись его жизнь в 27 лет. Мы узнали, что, по свидетельству его дяди А.П. Шан-Гирея, Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Он писал: « Вообще, Михаил был счастливо одарён способностями  к искусствам… Уже в 12 лет рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины: охоту на зайцев, сражение Александра Македонского при Арбеллах».  Другой очевидец  сообщал, что в Тарханах находились рисунки  карандашом, изображавшие кулачные бои в деревне и хватание разбрасываемых крестьянам подарков, различные юмористические домашние сцены.      
          Если бы он занимался живописью более серьёзно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером. Рисовал он  всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. У него было много рисунков акварелью, пером, карандашом. Многие его работы не сохранились, однако и то, что дошло до нас – а это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность поэта и писателя сказалась и здесь.

 

  2. Развитие художественной способности в раннем детстве.

 
 
         Воспоминания об увлечении рисованием  Лермонтова относятся к его  раннему детству. Так, например, в  одном из самых ранних детских  портретов, выполненном неизвестным  художником, он изображён с мелком  в правой руке за рисованием  в возрасте 4-5 лет. Многие современники по детству в Тарханах вспоминают о его увлечении изобразительным искусством. Любопытно, что на самом раннем портрете неизвестного художника (вероятно, крепостного)  Лермонтов изображён в возрасте 4 – 5 лет с мелком в правой руке.

 

Малыш изображён почти во весь рост, в белом платьице; правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Создаётся впечатление милого, нежного малыша, у него собственный мир, в котором он главный герой. 
        Дом, в котором рос маленький Лермонтов, был большим, красивым. Ведь бабушка была богатой помещицей, из старинного рода, на нее работало шестьсот крестьянских семей. Мебель в доме тоже была красивой. А детская комната маленького Лермонтова помещалась на хорах. И пол там был застлан сукном. 
         Маленький Лермонтов любил ползать по нему, рисовать мелом. 
         Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у маленького Лермонтова лошадка получилась и собачка. Его еще никто никаким наукам не учил, и рисованию тоже, а он уже очень хорошо нарисовал. 
           И тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было выходить из дома. Он сидел около большого подоконника и рисовал акварелью то, что видел в окно. 
           А в окне он видел сад, вдалеке на поле стога, еще дальше – лес. И все это маленький Лермонтов изображал разноцветными красками. 
Гости к бабушке приехали, а бабушка им сразу рисунки маленького Лермонтова показывать. 
          – Какой одаренный ребенок! – удивлялись гости. – Ведь это подлинные пейзажи, и рисует он восхитительно! Эти его рисунки надо обязательно сохранить, а ну как он сделается знаменитым художником! – советовали гости. 
           И некоторые детские рисунки любимого внука бабушка сохранила. 
           А. П. Шан-Гирей вспоминал: «Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; уже в раннем детстве – рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно также переход через Граник и сражение при Арбеллах, со слонами, колесницами, украшенными стеклярусом, и косами фольги»  
            И в последующие годы Лермонтов не оставлял живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В его раннем литературном творчестве встречаются имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембранта.

 

 3. Ранние опыты – «Испанский цикл» 

 
          В ранних опытах Лермонтова  привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев" представляют собой зрительные парафразы трагедии. Обратим внимание на самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. "Испанская страсть", в соответствии с романтическиским каноном - потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.

 

4. «Юнкерская  тетрадь» Лермонтова 
 
      Когда в 1880-е годы в Петербурге создавался Лермонтовский музей, среди прочих пожертвований поступила туда тетрадь, содержащая 245 рисунков (из них большинство - лермонтовские) на 68 листах. Дарителем был князь Н. Н. Манвелов, бывший воспитанник школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, приятель и соученик Лермонтова. Он-то и рассказал историю получения этой тетради и раскрыл оригиналы многих изображенных в ней персонажей. "Когда произведены были в офицеры юнкера выпуска 1834 года и в числе их и Лермонтов и приятель его Леонид Николаевич Хомутов, выпущенный в конногренадеры, то я, будучи назначен на место сего последнего старшим отделенным унтер-офицером 4-го уланского взвода, должен был занять и его койку в дортуаре и находившийся при ней шкапик, приводя в порядок который я нашел завалившуюся между стенками выдвижного ящика и стенками самого шкапика тетрадку, виденную мною прежде у Лермонтова и признанную товарищами как принадлежавшую Лермонтову, и так как никто из товарищей моих в школе, ни кто-либо иной не заявлял прав на эту находку, то она так и осталась у меня...". 
         Содержание тетради многообразно - сцены из юнкерской жизни, карикатуры, портретные зарисовки юнкеров и их воспитателей. 
         Большинство жанровых сценок и портретных зарисовок сделано с натуры. Романтическая интонация не подавляет, а усиливает индивидуальную выразительность рисунка. Обучение в юнкерской школе во многом поменяло и предопределило всю дальнейшую жизнь Лермонтова. Когда он её закончил, ему было ровно 20 лет – жить оставалось шесть с половиной лет!

 

5. Портретная  живопись 
 
      В последние годы жизни Лермонтов немало внимания уделял портретной живописи, изображая друзей и знакомых. Особое место в этой галерее занимает портрет Вареньки Лопухиной.

      Варенька была сестрой университетского товарища Лермонтова.               
     Варенька была блондинкой с чёрными глазами. Это  придавало ей оригинальную прелесть. Каждая перемена настроения, мимолётное чувство, промелькнувшая мысль-  всё отражалось на её подвижном лице. В минуты внутреннего подъёма оно становилось прекрасным, а порой Лопухина могла показаться совершенно некрасивой. 
     
     Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Дневной досуг, как и Татьяна  Ларина, она заполняла чтением. Весной 1831 года 16-летнюю Вареньку привезли в Москву на ярмарку невест. Она только одну зиму выезжала и ещё не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. 
      Сельское уединение и романы сделали её мечтательной. Но эта мечтательность умилялась природной живостью, весёлостью и общительностью. Свою склонность мечтать она на выказывала, а наоборот, стыдилась её как слабости. 
      Лермонтов знал её  с детства и привык не обращать на неё никакого внимания . Отсутствие томной бледности и безыскусственность обращения делали её несколько прозаической в глазах романтического юноши. Он относился  чуть- чуть свысока к этой скромной девушке. 
     Роман начался весной  1831 года  в Москве, во время  поездки молодёжи в Симонов монастырь ко всенощной.   
      Был тёплый весенний день. Цветущие ветки сирени склонялись из-за заборов на широкую, покрытую зеленой травой улицу. Чёрный арап в пунцовой чалме посадил на линейку молоденькую девушку. Из- под шляпки, завязанной большим бантом под самым подбородком, выглядывало открытое и приветливое лицо с живым, свежим румянцем и чёрным родным пятнышком над бровью. Лермонтов совершенно случайно оказался рядом с Варенькой. Он был недоволен и готовился проскучать всю дорогу, но постепенно завязался разговор. Совершенно неожиданно для обоих нашлось много любимцев среди героев прочитанных книг. Суждения Лермонтова были резкими и противоречивыми. То, что он говорил, не всегда было понятно Лопухиной, но он нашел в ней внимательную слушательницу. И это льстило его самолюбию. Варенька говорила, живо, просто и довольно свободно.

        После этой поездки Лермонтов стал чаще бывать у Лопухиных, что никого не удивляло: ведь они были чуть не родственниками и жили по соседству. Роман продолжался в Середникове. А.П Шан- Гирей писал:            « Чувство к ней у Лермонтова было безотчетно, но сильно и истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения».

Информация о работе Гениальность и многогранность натуры Лермонтова