Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:34, реферат
Познакомившись с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы выяснили, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и цветового.
I. Введение …………………………………………………………….2
II. Основная часть……………………………………………………..5
1. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова……………5
2. Развитие художественных способностей в раннем детстве …….6
3. Ранние опыты – «Испанский цикл»……………………………….8
4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова………………………………...9
5. Портретная живопись ……………………………………………...10
6. «Кавказский цикл»……………………………………………………………………14
7. Военная тема в живописи Лермонтова……………………………16
III.Заключение…………………………………………………………20
IV. Литература…………………………………………………………
Содержание.
I. Введение …………………………………………………………….2
II. Основная часть……………………………………………………..5
1. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова……………5
2. Развитие художественных способностей в раннем детстве …….6
3. Ранние опыты – «Испанский цикл»……………………………….8
4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова………………………………...9
5. Портретная живопись ……………………………………………...10
6. «Кавказский цикл»…………………………………
7. Военная тема в живописи Лермонтова……………………………16
III.Заключение…………………………………………
IV. Литература……………………………………………………
Все знают, что
Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный
поэт, нашедший признание еще при жизни
и оказавший влияние на русскую литературу.
Многие стихи Лермонтов на слуху у каждого
образованного человека, и мало кто при
имени Лермонтова вспоминает его картины,
а между тем, по семейному преданию, по
свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея,
начал рисовать едва ли не раньше, чем
писать стихи.
Познакомившись
с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы выяснили,
что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество
не только поэта, но и человека творчески
одаренного и в музыке, и в живописи; человека,
ощущающего свою тесную взаимосвязь с
миром природы. Лермонтов видел природу
глазами художника, он слушал её как музыкант.
Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями
воспринимается не только с точки зрения
содержания, смысла стихотворений, но
и с точки зрения ее особого звучания,
особого "голоса" лирики: зрительного
и цветового.
Перед нами встал
вопрос: как живописные дарования отразились
в поэзии Лермонтова?
В нашем представлении
лирика Лермонтова эмоциональная и яркая,
но не броская, как рисунок масляной краской,
а прозрачная и нежная, как акварель.
Именно поэтому, мы
и мы приняли решение создать проект «М.Ю.Лермонтов
– художник».
Актуальность. Выявив
проблему (как живописные дарования отразились
в поэзии Лермонтова), изучив соответствующую
литературу, мы пришли к выводу, что данная
проблема актуальна в наши дни, так как
Лермонтов – то явление в поэзии, которое
принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие,
а Лермонтов становится поэтом всё более
современным. Каждый заново открывает
для себя Лермонтова. Гений его настолько
всеобъемлющ и многосторонен, что эти
открытия будут продолжаться без конца.
Белла Ахмадулина назвала Лермонтова
«высочайшим юношей вселенной». Он навсегда
останется одновременно и зрелым поэтом
– по силе своего таланта и ума, и порывистым
юношей – по страстности чувств и максимализму
отношений с миром. А это значит, что его
творчество всегда будет современным,
всегда будет находить сильнейший отклик
в сердцах молодых людей.
Задачи проекта:
1. Показать талантливость и многогранность
натуры М.Лермонтова.
2. Проследить, как развивались художественные
способности Лермонтова в разные периоды
его жизни.
3. Раскрыть основные темы живописного
искусства М. Лермонтова.
Цель проекта – осветить
творчество Лермонтова в сфере живописи.
Проект предполагает
знакомство с биографией Лермонтова, а
также рассмотрение его творчества как
художника.
При написании работы
был использован метод функционального
анализа.
Была изучена биографическая
и библиографическая литература, касающаяся
данной проблемы.
Собранный нами материал
может пригодиться учащимся, которые интересуются
поэзией Лермонтова. Его можно использовать
как дополнительную литературу при подготовке
к урокам литературы, МХК или внеклассным
мероприятиям.
II. Основная часть
1. Гениальность
и многогранность натуры
Трагический дуэльный выстрел 15 июля 1841
года у подножия горы Машук на Кавказе
оборвал жизнь талантливого поэта М.Ю.Лермонтова.
Пуля прошла навылет, задев правое и левое лёгкое. Надежды на спасение не было. Царь Николай I после гибели поэта произнес фразу, ставшую известной: «Собаке собачья смерть!» Так официальные власти отреагировали на смерть гениального поэта.
Гениальность и многогранность
натуры Лермонтова поистине поразительны. Природа щедро наделила его
не только высоким даром поэта, но и музыкальностью,
и талантом художника. Трудно сказать,
в каком направлении развивалось бы творчество
поэта, не оборвись его жизнь в 27 лет. Мы
узнали, что, по свидетельству его дяди
А.П. Шан-Гирея, Лермонтов начал рисовать
едва ли не раньше, чем писать стихи. Он
писал: « Вообще, Михаил был счастливо
одарён способностями к искусствам…
Уже в 12 лет рисовал акварелью довольно
порядочно и лепил из крашеного воска
целые картины: охоту на зайцев, сражение
Александра Македонского при Арбеллах».
Другой очевидец сообщал, что в Тарханах
находились рисунки карандашом, изображавшие
кулачные бои в деревне и хватание разбрасываемых
крестьянам подарков, различные юмористические
домашние сцены.
Если бы он
занимался живописью более серьёзно, профессионально,
то, несомненно, стал бы большим мастером.
Рисовал он всю свою недолгую жизнь,
и его художественное наследие содержит
произведения различных жанров: пейзажи
и путевые зарисовки, батальные сцены,
портретные миниатюры. У него было много
рисунков акварелью, пером, карандашом.
Многие его работы не сохранились, однако
и то, что дошло до нас – а это более десятка
картин маслом, более пятидесяти акварелей,
свыше трёхсот рисунков – даёт возможность
составить достаточно полное представление
о его живописном наследии. Конечно, изобразительное
творчество Лермонтова уступает литературному,
тем не менее, одаренность поэта и писателя
сказалась и здесь.
2. Развитие художественной способности в раннем детстве.
Воспоминания об увлечении
Малыш изображён почти во весь
рост, в белом платьице; правой рукой ребёнок
что-то чертит на грифельной доске, в левой
держит полуразвёрнутый лист бумаги с
какими-то зарисовками. Создаётся впечатление
милого, нежного малыша, у него собственный
мир, в котором он главный герой.
Дом,
в котором рос маленький Лермонтов, был
большим, красивым. Ведь бабушка была богатой
помещицей, из старинного рода, на нее
работало шестьсот крестьянских семей.
Мебель в доме тоже была красивой. А детская
комната маленького Лермонтова помещалась
на хорах. И пол там был застлан сукном.
Маленький
Лермонтов любил ползать по нему, рисовать
мелом.
Сначала няня
хотела это запретить, а потом смотрит
– у маленького Лермонтова лошадка получилась
и собачка. Его еще никто никаким наукам
не учил, и рисованию тоже, а он уже очень
хорошо нарисовал.
И тогда
бабушка с няней принесли ему акварельные
краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов
как раз снова заболел, и ему нельзя было
выходить из дома. Он сидел около большого
подоконника и рисовал акварелью то, что
видел в окно.
А в окне
он видел сад, вдалеке на поле стога, еще
дальше – лес. И все это маленький Лермонтов
изображал разноцветными красками.
Гости к бабушке приехали, а бабушка им
сразу рисунки маленького Лермонтова
показывать.
– Какой
одаренный ребенок! – удивлялись гости.
– Ведь это подлинные пейзажи, и рисует
он восхитительно! Эти его рисунки надо
обязательно сохранить, а ну как он сделается
знаменитым художником! – советовали
гости.
И некоторые
детские рисунки любимого внука бабушка
сохранила.
А. П.
Шан-Гирей вспоминал: «Великим постом
Мишель был мастер делать из талого снегу
человеческие фигуры в колоссальном виде;
уже в раннем детстве – рисовал акварелью
довольно порядочно и лепил из крашеного
воску целые картины; охоту за зайцем с
борзыми, которую раз всего нам пришлось
видеть, вылепил очень удачно также переход
через Граник и сражение при Арбеллах,
со слонами, колесницами, украшенными
стеклярусом, и косами фольги»
И
в последующие годы Лермонтов не оставлял
живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном
пансионе, он посещал обязательные уроки
рисования, изучал перспективу, «снимал»,
как тогда говорили, с натуры ландшафты,
а затем, в Петербурге, брал уроки у известного
тогда живописца П.Е. Заболотского. В его
раннем литературном творчестве встречаются
имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино,
Рембранта.
3. Ранние
опыты – «Испанский цикл»
В ранних опытах Лермонтова
привлекают внимание работы, образующие
"испанский цикл". Обращение к Испании,
традиционное для тогдашнего искусства,
связано с драматической историей испанской
революции - но в лермонтовском увлечении
присутствуют и личные мотивы: в семье
бытовало предание о происхождении рода
от испанского герцога Лермы. Стремление
к свободе - главному романтическому идеалу
- молодой поэт выражает на испанском материале.
В 1830 году была создана трагедия "Испанцы".
Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом",
"Испанец", "Испанец с фонарем и
католический монах", "Испанец в белом
кружевном воротнике", портретная миниатюра
Эмилии - героини "Испанцев" представляют
собой зрительные парафразы трагедии.
Обратим внимание на самое значительное
в этом цикле - "Портрет герцога Лермы"
(1832-1833), первое известное живописное произведение
Лермонтова. Своему легендарному предку
художник придал автопортретные черты.
Резкий боковой свет подчеркивает напряженную
скорбь в темных глазах, в складке плотно
сомкнутого рта. "Испанская страсть",
в соответствии с романтическиским каноном
- потаенная, сдерживаемая усилием воли,
подобно тому, как скрывается тело под
глухим покровом одежды.
4. «Юнкерская
тетрадь» Лермонтова
Когда в 1880-е
годы в Петербурге создавался Лермонтовский
музей, среди прочих пожертвований поступила
туда тетрадь, содержащая 245 рисунков (из
них большинство - лермонтовские) на 68
листах. Дарителем был князь Н. Н. Манвелов,
бывший воспитанник школы гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров,
приятель и соученик Лермонтова. Он-то
и рассказал историю получения этой тетради
и раскрыл оригиналы многих изображенных
в ней персонажей. "Когда произведены
были в офицеры юнкера выпуска 1834 года
и в числе их и Лермонтов и приятель его
Леонид Николаевич Хомутов, выпущенный
в конногренадеры, то я, будучи назначен
на место сего последнего старшим отделенным
унтер-офицером 4-го уланского взвода,
должен был занять и его койку в дортуаре
и находившийся при ней шкапик, приводя
в порядок который я нашел завалившуюся
между стенками выдвижного ящика и стенками
самого шкапика тетрадку, виденную мною
прежде у Лермонтова и признанную товарищами
как принадлежавшую Лермонтову, и так
как никто из товарищей моих в школе, ни
кто-либо иной не заявлял прав на эту находку,
то она так и осталась у меня...".
Содержание
тетради многообразно - сцены из юнкерской
жизни, карикатуры, портретные зарисовки
юнкеров и их воспитателей.
Большинство
жанровых сценок и портретных зарисовок
сделано с натуры. Романтическая интонация
не подавляет, а усиливает индивидуальную
выразительность рисунка. Обучение в юнкерской
школе во многом поменяло и предопределило
всю дальнейшую жизнь Лермонтова. Когда
он её закончил, ему было ровно 20 лет –
жить оставалось шесть с половиной лет!
5. Портретная
живопись
В последние
годы жизни Лермонтов немало внимания
уделял портретной живописи, изображая
друзей и знакомых. Особое место в этой
галерее занимает портрет Вареньки Лопухиной.
Варенька была сестрой университетского
товарища Лермонтова.
Варенька была блондинкой
с чёрными глазами. Это придавало ей
оригинальную прелесть. Каждая перемена
настроения, мимолётное чувство, промелькнувшая
мысль- всё отражалось на её подвижном
лице. В минуты внутреннего подъёма оно
становилось прекрасным, а порой Лопухина
могла показаться совершенно некрасивой.
Варенька была пылкая, восторженная,
поэтическая натура. Дневной досуг, как
и Татьяна Ларина, она заполняла чтением.
Весной 1831 года 16-летнюю Вареньку привезли
в Москву на ярмарку невест. Она только
одну зиму выезжала и ещё не успела утратить
ни свежести деревенского румянца, ни
сельской естественности и простоты.
Сельское уединение и
романы сделали её мечтательной. Но эта
мечтательность умилялась природной живостью,
весёлостью и общительностью. Свою склонность
мечтать она на выказывала, а наоборот,
стыдилась её как слабости.
Лермонтов знал её
с детства и привык не обращать на неё
никакого внимания . Отсутствие томной
бледности и безыскусственность обращения
делали её несколько прозаической в глазах
романтического юноши. Он относился
чуть- чуть свысока к этой скромной девушке.
Роман начался весной
1831 года в Москве, во время поездки
молодёжи в Симонов монастырь ко всенощной.
Был тёплый весенний
день. Цветущие ветки сирени склонялись
из-за заборов на широкую, покрытую зеленой
травой улицу. Чёрный арап в пунцовой чалме
посадил на линейку молоденькую девушку.
Из- под шляпки, завязанной большим бантом
под самым подбородком, выглядывало открытое
и приветливое лицо с живым, свежим румянцем
и чёрным родным пятнышком над бровью.
Лермонтов совершенно случайно оказался
рядом с Варенькой. Он был недоволен и
готовился проскучать всю дорогу, но постепенно
завязался разговор. Совершенно неожиданно
для обоих нашлось много любимцев среди
героев прочитанных книг. Суждения Лермонтова
были резкими и противоречивыми. То, что
он говорил, не всегда было понятно Лопухиной,
но он нашел в ней внимательную слушательницу.
И это льстило его самолюбию. Варенька
говорила, живо, просто и довольно свободно.
После этой поездки Лермонтов стал чаще бывать у Лопухиных, что никого не удивляло: ведь они были чуть не родственниками и жили по соседству. Роман продолжался в Середникове. А.П Шан- Гирей писал: « Чувство к ней у Лермонтова было безотчетно, но сильно и истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения».
Информация о работе Гениальность и многогранность натуры Лермонтова