Евгений Онегин в русской критике XIX-XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Уже третье столетие роман Пушкина «Евгений Онегин» привлекает умы большого количества людей, как в России, так и за её пределами. Он занимает центральное место в творчестве А.С.Пушкина. Роман является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового уровня. «Евгений Онегин» своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причём содержание произведения, всё его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно её раскрыть и развернуть во всех подробностях

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Роль романа «Евгений Онегин» в литературе первой пол. XIX ………………3
Критика романа «Евгений Онегин»……………………………………………5
Отзыв современника Пушкина Белинского………………………………7

Взгляд на «Евгения Онегина» десятилетия спустя в лице Писарева..12

Роман в стихах «Евгений Онегин» спустя почти два столетия……………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Онегин.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

       Да, это — "Разговор книгопродавца с поэтом". С Евгением Онегиным, уже изрядно постаревшим. Этот "Разговор" следует читать в сочетании именно с первой главой романа, где в сжатом виде изложены основные этапы жизни Онегина; тогда становится понятным, что в "Разговоре" изложен итог его неудавшейся любви; становятся заметными очевидные параллели и прямые отсылки к содержанию романа, основная часть которого в 1824 году еще не была даже положена на бумагу. В сочетании с "Разговором" первая глава предстает как план всего романа, об отсутствии которого у "автора" "издатель" Пушкин предупреждал читателя там же, в предисловии. Когда Пушкин так писал, он ничуть не покривил душой: "автор"-Онегин действительно не имел никакого плана и писал свои мемуары, не представляя четко до самого конца, когда и чем завершит свой опус. Ведь в предисловии Пушкин предупредил читателей и о том, что "большое стихотворение" вряд ли будет вообще закончено, но содержанием "Разговора" и первой главы внес коррективы, не только дав понять, что эти предупреждения относятся не к нему самому, а к "автору» - Онегину, но и загодя изложив четкий план, которому следовал до самого конца, включая в каждую главу своего романа по мере его создания прямые отсылки к "Разговору".

        В заключении свидетельство самого Пушкина. Находясь в Михайловском, он вел интенсивную переписку со своим братом Львом, который в Петербурге занимался изданием его произведений. Вдогонку к рукописям Пушкин направлял мелкие правки, в том числе и такую (4 декабря 1824 г.):

"N.B. г. Издатель Онегина

Стихи для вас одна забава,

Немножко стоит вам присесть.

        Понимаете? Да и нельзя ли под разговором поставить число 1823 год?.."

       Это — правка "Разговора", речь идет о замене одного слова. И вот вместо наименования персонажа "Книгопродавец" у него выскочило вдруг: "г. Издатель Онегина".

        Не будем останавливаться на двусмысленности этих стихов, которую слово "немножко" еще более подчеркивает (позже слово "стихи" вообще было заменено на "стишки"). В принципе, стряпня Онегина большего и не заслуживает. Главное то, что в ближайшем окружении Пушкина уже тогда не только знали, что Поэт, который принес Книгопродавцу свою рукопись, — Онегин, но и кого конкретно из своих злейших "приятелей" Пушкин подразумевает под этим персонажем.

          Подытоживая сказанное, осталось назвать самую последнюю фразу романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

        Таким образом, в ответ на уговоры издателя Онегин переходит на "презренную" прозу: "Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся". Вот это и есть концовка романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Эта фраза делает правоту, как Белинского, так и Писарева исторической реальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        А.С. Пушкин был гением, гением, которого не может разрушить время. Действия Пушкина подчинены его уникальной природе. Не исключением, а скорее правилом, является его роман «Евгений Онегин». Он является, по сути, самой большой эпиграммой, которую за время своей жизни написал Пушкин.

       Произведения Пушкина обсуждаются до сих пор. Одним из наиболее обсуждаемых произведений является «Евгений Онегин». Причём эта закономерность не исчерпывается критикой XIX века. Наследником бесконечных исследований и вопросов по роману стал и XXI век.

      Основные выводы по изучению романа можно сделать следующие:

1. Роман Евгений Онегин  – это завуалированная эпиграмма;

2. Форма романа говорит  о сложных терзаниях, как самого автора, так и описываемых в нём персонажей;

3. Тонкая игра бесконечных  смыслов в романе является  лишь попыткой разрешить многочисленные  противоречия реальной жизни  со стороны Пушкина;

4. Как Белинский, так и Писарев правы в оценках романа;

5. Появление диаметрально противоположной критики романа в лице Белинского и Писарева было предопределено желаниями самого Пушкина;

6. Представленные в исследовании критики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» очертили рамки будущих высказываний по отношению к роману.

       О ком же и о чем этот необычный стихотворный роман, такой, казалось бы, общедоступный – и такой в действительности глубокий, разноаспектный, проблемный? Об одиноком, духовно дезориентированном человеке, скитальце по жизни, страстно ищущем свое место в ней, сомневающемся, ошибающемся, страдающем. О человеке, оказавшемся на историческом и личном перепутье, когда прежние критерии и нормы во многом отвергнуты и девальвированы, а новые еще не сложились. Пушкин признается в письме 1836г. Чаадаеву, что это «отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине может привести в отчаяние». (16, С. 461)

       Роман «Евгений Онегин» - симфония любви, милосердия, светлой печали. А.С.Пушкин всем своим творчеством поднимает вечные вопросы: о жизни и смерти, о добре и зле.

       Эти  вопросы  обращены, прежде всего, к себе самому и очень актуальны  в сегодняшнее непростое время.

Список использованной литературы:

1.  Александр Генис, Петр Вайль. Родная речь. М., 1991. С. 55, 58,59.

2.  Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья    8//Отечественные записки, 1844, № 12. т. XXXVII, отд. V, с. 45—72

3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 9 //Отечественные записки, 1845, № 3. т. XXXIX, отд. V, с. 1—20

4.  Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. VII, М. 1955

5.  Гайдуков Д.А. Опыт конкорданса к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приложением текста романа. 2003

6.  Егоров Б. Ф. Очерки по истории русской литературной критики середины XIX века. Л., 1973

7. Коган Л.А. Даль свободного романа // Вопросы философии, 2004. №11

8.  Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. М., 1982.

9.  Коротков Ю. Н. Писарев. М., 1976. (ЖЗЛ)

10.  Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. М., 1963

11.  Мысляков В. А. Писарев: романтик реализма // Руская литература, 1990. № 4

12.  Писарев Д. И. Исторические эскизы: Избр. статьи. М., 1989.

13.  Писарев Д. И. Литературная критика: В 3 т. Л., 1981.

14.  Писарев Д. И. Собрания сочинений в 4 т. М., 1955—1956

15. Пушкин А.С. Лирика. Поэмы. Повести. Драматические произведения.           Евгений Онегин. 2003

16. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. II, М.,        1991.

 

 

 


Информация о работе Евгений Онегин в русской критике XIX-XX века