Жизнь и творчество Тургенева А.С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:54, реферат

Краткое описание

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

3) Третий период (1862-1883) начался  двумя «ссорами» — с журналом  «Современник», с которым Тургенев  перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением»,  вызванной публикацией «Отцов  и детей». Хлесткий и несправедливый  разбор романа напечатал в  «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов  писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился  и расширился, его творчество стало  «многослойным». В 1860-е гг. он вновь  обратился к «Запискам охотника»  и дополнил их новыми рассказами. Еще  в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

 

В мистически окрашенных «таинственных  повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева  отразил общую тенденцию в  развитии «высокого» реализма: от художественного  исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии  современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х  гг. писатель шел к осмыслению философских  основ человеческой жизни. Философская  насыщенность произведений Тургенева  второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских  проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева  от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и  проповедничеству, нежелание создавать  рецепты общественного и личного  «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия  жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х  гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую  литературу во Франции и французскую  — в России. Только в конце 1870-х  гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно  чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной  Тургенев работал над своими «прощальными»  произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его  смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа.

В конце жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.

Умер писатель 22 августа (3 сентября) 1883 в Буживале, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).

Гроб с телом Тургенева  отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в  них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество Тургенева А.С