Изображение Москвы в произведениях русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия сместились в обществе нравственные ориентиры. Критикуют многое в истории Отечества, и только Москва со своими многовековыми традициями, богатейшей историей, высочайшей и древнейшей культурой не подлежит никакой переоценке и остается верхом совершенства. Москва пережила многие эпохальные события и все они нашли свое отражение в различных произведениях о Москве.

Содержание

1. Введение………………………………………………стр.2

2. Москва М. Ю. Лермонтова……………………………стр. 3

3. Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »
………………………………………………………………стр. 5

4. « Москва и москвичи » М. Н. Загоскина…………стр. 7

5. Москва в произведениях Л. Н. Толстого……………стр. 9

6. Цветаевская Москва……………………………………стр. 11

7. Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Изображение Москвы в произведениях русской литературы.docx

— 56.37 Кб (Скачать файл)

 

         Летом 1921 года, узнав от И. Эренбурга,  что ее муж, после разгрома белой армии, остался жив и собирается ехать из Константинополя в Прагу, Цветаева бесповоротно решила ехать к нему. И теперь, когда в цветаевских предотъездных стихах возникала Москва, она представала все более хмурой, окаменевшей, застывшей. Это уже не «подруга» поэта, а страдающий, покрытый снегом, исполосованный кровью погибших город. Лирическая героиня отшатывается от Красной площади, которая погребла жертвы революции, — ведь Цветаева всегда на стороне поверженных, кто бы они ни были: «Прав, раз упал...»

                                                

Вот они тесной стальной когортой,               

К самой кремлевской стене приперты,             

В ряд Спят...                               

 

Но и такой город  по-прежнему и неизменно любим, хотя и ненавидим в то же время; и тем больше любим, что предстоит разлука, и ненавидим за то, что в нем — «па кровушке па свежей — пляс да яства»:

                                            

Первородство — на сиротство!                

Не спокаюсь.                                

Велико твое дородство:                      

Отрекаюсь.                                  

Тем как вдаль гляжу  на ближних —            

Отрекаюсь.                                  

Тем как твой топчу булыжник —               

Отрекаюсь...                           

 

 

В мае 1922 года Цветаева уехала; Москва осталась «за шпалами», далекая, невозможная, сновиденная . Уже пять месяцев Цветаева на чужбине; после семи недель в Берлине, с августа 1922 года, она с семьей живет в Чехии;

уже много написано —  творческая энергия не иссякает вней. И — внезапным приступом ностальгии — вырывается стихотворение «В сиром воздухе загробном...», которое Цветаева не включила в свою книгу стихов, и оно осталось в ее тетради:

              

...Точно жизнь мою угнали    

По стальной    версте —      

В сиром мороке — две  дали... 

(Поклонись Москве!)

 

Эти «поклоны» Москве были постоянны — теперь уже

главным образом в прозе: «Герои труда», «Мать и музыка»,

очерки об отце и его  музее, «Дом у Старого Пимена»,

«Повесть о Сонечке», «Мой Пушкин» — всего не счесть.

 

         В июне 1939 года Марина Цветаева  вернулась ив Франции, где жила  с

ноября 1925 года, в Москву. И здесь началась самая драматическая, хотя и короткая, часть «романа» поэта с городом. . Драматизм с самого начала заключался в том, что в Москве для Цветаевой но оказалось моста. Столица се отвергала, не впускала. «И кто она такая, чтобы передо мной гордиться?» — с грустным юмором обмолвилась Марина Ивановна в одном письмо. Так Цветаева встретилась со своей третьей Москвой — с негостеприимной хозяйкой, выгонявшей из дома на улицу, из тепла и света — в темень и холод. Москва, сегодня не принимавшая поэта, словно бы мстила за то, что Цветаева некогда покинула ее. Впрочем, по сути оно и было так... Но, поскольку Марина Ивановна, при своем внутреннем одиночестве, стремилась к общению, то знакомые, преимущественно литературные (ведь приходилось зарабатывать на жизнь переводами), у нее были. С теми из них, кто не шарахался от нее как от жены и матери репрессированных, можно

было побродить — по Замоскворечью, Воробьевым горам, даже съездить за город. И конечно, она читала свои стихи, переписывала их и дарила. (Был и такой лик Москвы!)

          По-видимому, Марина Ивановна в  разговорах затрагивала свою

больную тему: бездомность  в родном городе, свое право на Москву. И быть

может, задетая письмом  либо бестактно оброненными словами  одной знакомой, она записала в тетрадь ответ ей. Этот документ и ныне — обвинение человеческому равнодушию, так часто скатывающемуся к непорядочности. Вот отрывок: «Стихи о Москве» — «Москва, какой огромный странноприимный дом»... «У меня в Москве — купола горят»... «Купола — вокруг, облака — вокруг»... «Семь холмов — как семь колоколов»... — много еще! — не помню, и помнить — не мне. Но даже — не напиши я Стихи о Москве — я имею на нее право в порядке русского поэта, в ней жившего и работавшего, книги которого в ее лучшей библиотеке…

 

 

 

                                 Заключение

 

 

         Москва- живой организм, она разная в разное время, её части – улицы, дома – не похожи одна на другую, многие поэты и прозаики разных веков, разных направлений, пристрастий, общественных слоёв писали о Москве.

         Москва не только город, столица.  Это ещё и золотые купола  церквей,

тихие безлюдные улочки и  огромные шумные проспекты, небольшие ручейки и огромная Москва – река, коренные москвичи и бесчисленные туристы, ветхие домики на окраинах и высотные здания в центре и ещё много - много всего, что невозможно выразить простыми словами, но возможно почувствовать побывав в Москве и навсегда заболеть ею…

         Так, однажды приехав в Москву французская художница Э. Виже –

Лебрен долго стояла на высоком берегу Москвы – реки с палитрой и кистями в руках, пытаясь изобразить открывшуюся перед ней панораму, а затем бросила краски и сказала:

 

         - Не смею…

 

Наиболее наглядное представление  о Москве – его зданиях, улицах, обстановке жилищ, одежде, всём так называемом быте горожан даёт рисунок или живописное полотно. Но зато художественная проза и поэзия имеют больше возможностей для изображения внутренней духовной жизни, изменяющихся во времени нравов и быта. Большинство произведений XVIII – начала XX века , посвящённых Москве, не споря с изобразительным искусством, а часто прямо ссылаясь на него, представляет читателю внутреннюю, духовную историю московской жизни…

 

 

 

                     Список  используемой  литературы :

 

   1. Бердяев Н. А.  « Судьба России » М; «  Худ. лит. »  1990

 

   2. Военно-патриотический  журнал « Ориентир »  М., «  Журнал министерства

   обороны России  »  № 9   1997

 

3. « Город чудный, город  древний » М; « Худ. лит. »   1986

 

4. Загоскин М. Н. «  Москва и москвичи » М; «Худ. лит. »    1988

 

5. Лермонтов М. Ю. «  Песня про купца Калашникова » М.,

« Худ. лит. » 1984

 

6. Митрополит Иоанн «  Самодержавие духа. Очерки русского  самосознания »

 

7.Пушкин А. С. « Евгений  Онегин » М., « Худ. лит. » 1980

 

8. Тралкова Н. Б. , Москва в произведении М. Ю. Лермонтова « Песня про царя

Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца  Калашникова », «

Литература в школе  »  № 8 г. 2001

 

9. Телегин С. Н. «  Мифология восточных славян »  М., « Дрофа »  г. 1994

 

10. Толстой Л. Н. «  Война и мир » М.,« Худ. лит. » 1980

 

11. Толстой Л. Н. «  Анна Каренина » М., « Худ. лит. » 1983

 

12. Цветаева М. И. «  Стихотворения » М.,  « Худ. лит. »


Информация о работе Изображение Москвы в произведениях русской литературы