Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:31, реферат
В последние десятилетия сместились в обществе нравственные ориентиры. Критикуют многое в истории Отечества, и только Москва со своими многовековыми традициями, богатейшей историей, высочайшей и древнейшей культурой не подлежит никакой переоценке и остается верхом совершенства. Москва пережила многие эпохальные события и все они нашли свое отражение в различных произведениях о Москве.
1. Введение………………………………………………стр.2
2. Москва М. Ю. Лермонтова……………………………стр. 3
3. Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »
………………………………………………………………стр. 5
4. « Москва и москвичи » М. Н. Загоскина…………стр. 7
5. Москва в произведениях Л. Н. Толстого……………стр. 9
6. Цветаевская Москва……………………………………стр. 11
7. Заключение…………………………………
Летом 1921 года, узнав от И. Эренбурга, что ее муж, после разгрома белой армии, остался жив и собирается ехать из Константинополя в Прагу, Цветаева бесповоротно решила ехать к нему. И теперь, когда в цветаевских предотъездных стихах возникала Москва, она представала все более хмурой, окаменевшей, застывшей. Это уже не «подруга» поэта, а страдающий, покрытый снегом, исполосованный кровью погибших город. Лирическая героиня отшатывается от Красной площади, которая погребла жертвы революции, — ведь Цветаева всегда на стороне поверженных, кто бы они ни были: «Прав, раз упал...»
Вот они тесной стальной когортой,
К самой кремлевской стене приперты,
В ряд Спят...
Но и такой город по-прежнему и неизменно любим, хотя и ненавидим в то же время; и тем больше любим, что предстоит разлука, и ненавидим за то, что в нем — «па кровушке па свежей — пляс да яства»:
Первородство — на сиротство!
Не спокаюсь.
Велико твое дородство:
Отрекаюсь.
Тем как вдаль гляжу на ближних —
Отрекаюсь.
Тем как твой топчу булыжник —
Отрекаюсь...
В мае 1922 года Цветаева уехала; Москва осталась «за шпалами», далекая, невозможная, сновиденная . Уже пять месяцев Цветаева на чужбине; после семи недель в Берлине, с августа 1922 года, она с семьей живет в Чехии;
уже много написано — творческая энергия не иссякает вней. И — внезапным приступом ностальгии — вырывается стихотворение «В сиром воздухе загробном...», которое Цветаева не включила в свою книгу стихов, и оно осталось в ее тетради:
...Точно жизнь мою угнали
По стальной версте —
В сиром мороке — две дали...
(Поклонись Москве!)
Эти «поклоны» Москве были постоянны — теперь уже
главным образом в прозе: «Герои труда», «Мать и музыка»,
очерки об отце и его музее, «Дом у Старого Пимена»,
«Повесть о Сонечке», «Мой Пушкин» — всего не счесть.
В июне 1939 года Марина Цветаева
вернулась ив Франции, где
ноября 1925 года, в Москву. И здесь началась самая драматическая, хотя и короткая, часть «романа» поэта с городом. . Драматизм с самого начала заключался в том, что в Москве для Цветаевой но оказалось моста. Столица се отвергала, не впускала. «И кто она такая, чтобы передо мной гордиться?» — с грустным юмором обмолвилась Марина Ивановна в одном письмо. Так Цветаева встретилась со своей третьей Москвой — с негостеприимной хозяйкой, выгонявшей из дома на улицу, из тепла и света — в темень и холод. Москва, сегодня не принимавшая поэта, словно бы мстила за то, что Цветаева некогда покинула ее. Впрочем, по сути оно и было так... Но, поскольку Марина Ивановна, при своем внутреннем одиночестве, стремилась к общению, то знакомые, преимущественно литературные (ведь приходилось зарабатывать на жизнь переводами), у нее были. С теми из них, кто не шарахался от нее как от жены и матери репрессированных, можно
было побродить — по Замоскворечью, Воробьевым горам, даже съездить за город. И конечно, она читала свои стихи, переписывала их и дарила. (Был и такой лик Москвы!)
По-видимому, Марина Ивановна в разговорах затрагивала свою
больную тему: бездомность в родном городе, свое право на Москву. И быть
может, задетая письмом либо бестактно оброненными словами одной знакомой, она записала в тетрадь ответ ей. Этот документ и ныне — обвинение человеческому равнодушию, так часто скатывающемуся к непорядочности. Вот отрывок: «Стихи о Москве» — «Москва, какой огромный странноприимный дом»... «У меня в Москве — купола горят»... «Купола — вокруг, облака — вокруг»... «Семь холмов — как семь колоколов»... — много еще! — не помню, и помнить — не мне. Но даже — не напиши я Стихи о Москве — я имею на нее право в порядке русского поэта, в ней жившего и работавшего, книги которого в ее лучшей библиотеке…
Москва- живой организм, она разная в разное время, её части – улицы, дома – не похожи одна на другую, многие поэты и прозаики разных веков, разных направлений, пристрастий, общественных слоёв писали о Москве.
Москва не только город,
тихие безлюдные улочки и огромные шумные проспекты, небольшие ручейки и огромная Москва – река, коренные москвичи и бесчисленные туристы, ветхие домики на окраинах и высотные здания в центре и ещё много - много всего, что невозможно выразить простыми словами, но возможно почувствовать побывав в Москве и навсегда заболеть ею…
Так, однажды приехав в Москву французская художница Э. Виже –
Лебрен долго стояла на высоком берегу Москвы – реки с палитрой и кистями в руках, пытаясь изобразить открывшуюся перед ней панораму, а затем бросила краски и сказала:
- Не смею…
Наиболее наглядное
Список используемой литературы :
1. Бердяев Н. А. « Судьба России » М; « Худ. лит. » 1990
2. Военно-патриотический журнал « Ориентир » М., « Журнал министерства
обороны России » № 9 1997
3. « Город чудный, город древний » М; « Худ. лит. » 1986
4. Загоскин М. Н. « Москва и москвичи » М; «Худ. лит. » 1988
5. Лермонтов М. Ю. « Песня про купца Калашникова » М.,
« Худ. лит. » 1984
6. Митрополит Иоанн « Самодержавие духа. Очерки русского самосознания »
7.Пушкин А. С. « Евгений Онегин » М., « Худ. лит. » 1980
8. Тралкова Н. Б. , Москва в произведении М. Ю. Лермонтова « Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова », «
Литература в школе » № 8 г. 2001
9. Телегин С. Н. « Мифология восточных славян » М., « Дрофа » г. 1994
10. Толстой Л. Н. « Война и мир » М.,« Худ. лит. » 1980
11. Толстой Л. Н. « Анна Каренина » М., « Худ. лит. » 1983
12. Цветаева М. И. « Стихотворения » М., « Худ. лит. »
Информация о работе Изображение Москвы в произведениях русской литературы