История восстановления Новониколаевского краеведческого музея в повести М. А. Кравкова «Ассирийская рукопись»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:06, научная работа

Краткое описание

Цель: доказать, что М. А. Кравков в повесть «Ассирийская рукопись» вводит факты из собственной музейной деятельности, рассказывает историю Новониколаевского краеведческого музея 20-х годов XX века
Задачи:
- изучить биографию М.А.Кравкова
- проанализировать художественный текст
- на основе анализа описать историческую действительность начала 20-х годов
- установить соответствие между деталями художественного повествования и фактами истории Новониколаевского краеведческого музея

Содержание

- обоснование актуальности выбранной темы
- цель:
- задачи:
- объект исследования
- предмет исследования
- методы исследования
- гипотеза
Раздел 2. Основная часть
- краткие факты биографии Кравкова М.А.
- анализ повести «Ассирийская рукопись»
- сопоставление деталей повести и фактов исторической действительности
Часть 3. Заключение
- результаты исследования
- выводы
Использованные источники информации

Вложенные файлы: 1 файл

исследовательская работа по Крвкову.docx

— 136.12 Кб (Скачать файл)

II открытые Тихомировские Чтения

на базе Новосибирской  классической гимназии №17

Секция: филология

 

 

 

Исследование по теме:

История восстановления Новониколаевского краеведческого музея в повести М. А. Кравкова «Ассирийская рукопись»

 

 

Учебный предмет: литература

 

 

 

                            Ф.И.О. руководителя исследования:

 Наконечная Ирина Анатольевна,

первая квалификационная категория,

тел. 89137058430,

e-mail: irina.naknechnaja@rambler.ru

 

Ф.И. учащегося, выполнившего исследование:

 Гольцова Виктория Владиславовна

     ОУ: МБОУ СОШ №162

 с углубленным изучением  французского языка

                                                Класс: 7

 

 

 

г. Новосибирск

2012 

-2-

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Раздел 1. Введение

- обоснование актуальности выбранной темы

- цель:

- задачи:

- объект исследования

- предмет исследования

- методы исследования

- гипотеза

Раздел 2. Основная часть

- краткие факты биографии Кравкова М.А.

- анализ повести «Ассирийская  рукопись»

- сопоставление деталей  повести и фактов исторической  действительности

Часть 3. Заключение

- результаты исследования

- выводы

Использованные  источники информации

 

 

 

-3-

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Обоснование актуальности выбранной темы: В 2012 году Новосибирск отмечает 120-летие, поэтому в начале учебного года ребята нашего класса под руководством учителя русского языка и литературы начали поиск информации по писателям-новосибирцам. Я обратила внимание на имя Кравкова Максимилиана Алексеевича, потому что этот год оказался особенным и для него – 125 лет со дня рождения. Как выяснилось, поиск художественных произведений оказался почти безрезультатным: в библиотеках Советского района нашлись единичные экземпляры его книг – только повесть «Ассирийская рукопись», а ресурсы Интернета предлагали электронные версии все той же «Ассирийской рукописи» и нескольких рассказов. Познакомившись с биографией Кравкова М. А. и прочитав повесть «Ассирийская рукопись», я обратила внимание на то, что в повести рассказывается о восстановлении краеведческого музея какого-то города, а ведь сам автор как раз и занимался музейным делом в Новониколаевске (так назывался наш Новосибирск раньше). Кроме того, меня удивило, что в Интернете имеются несовпадения в изложении биографических данных: что Кравкова М.А. называют то первым, то вторым директором новосибирского краеведческого музея. Я обратилась со своими наблюдениями к учителю русского языка и литературы Наконечной Ирине Анатольевне, и она поддержала меня, посоветовав провести исследовательскую работу по данным наблюдениям и тем самым пролить свет на историю города Новосибирска и ее созидателей

 

Цель: доказать, что М. А. Кравков в повесть «Ассирийская рукопись» вводит факты из собственной музейной деятельности, рассказывает историю Новониколаевского краеведческого музея 20-х годов XX века

 

Задачи:

- изучить биографию М.А.Кравкова

- проанализировать художественный  текст

- на основе анализа описать историческую действительность начала 20-х годов

- установить соответствие  между деталями художественного  повествования и фактами истории Новониколаевского краеведческого музея

-4-

 

 Объект исследования: биография М.А.Кравкова и его художественное произведение «Ассирийская рукопись»

 

Предмет исследования: история Новониколаевского краеведческого музея в 20-е годы XX века

 

Методы исследования: 

1. Изучение биографии  М.А.Кравкова

2. Анализ художественного текста

3. Сравнение художественного текста и исторической действительности

 

Гипотеза: директор Новосибирского исторического музея М.А.Кравков в своей повести «Ассирийская рукопись» на основе личного опыта рассказывает о восстановлении именно указанного музея

 

 

-5-

 

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

 

     

      Кравков Максимилиан Алексеевич родился 10 сентября 1887 года в Рязани. 
      В 1904 году поступил в Санкт-Петербургский университет на геолого-минералогическое отделение. Будучи студентом, примерно в 1906 году он вступил в партию эсеров-максималистов. 
      В 20 лет М. А. Кравков был арестован как организатор подпольной лаборатории по подготовке взрывчатых веществ. Был осужден на 5 лет одиночного тюремного заключения. 
      В 1913 году М. А. Кравков выслан на поселение в село Тайшет  Енисейской губернии и с тех пор до конца жизни не покидал Сибири. 
      После Октябрьской революции М. А. Кравков первоначально примкнул к антибольшевистскому лагерю. В 1918-1919 годах назначен гласным Нижнеудинского уездного земства, членом губернской комиссии по земским делам, управляющим Нижнеудинским уездом Иркутской губернии. 
      После восстановления Советской власти Максимилиан Алексеевич заведовал краеведческим музеем в Иркутске. В 1920 году он был арестован по обвинению в принадлежности к эсерам-максималистам. После подачи им заявления о выходе из этой партии дело было прекращено. 
     В 1921-1922 годах жил и работал в Омске, занимал должность заведующего подотделом музеев Сибирского отдела народного образования. В Омске вышла в свет его первая книга – «Что такое музей и как его организовать в деревне». 
     В 1922 году М. А. Кравков отправился в Новониколаевск в связи с переездом туда советских учреждений из Омска. Он стал заведующим Новониколаевским городским музеем. М. А. Кравков активно занимался

-6-

 

организацией музея, вел  в нем отдел геологии. При этом он успевал еще вести краеведческие  и геологические кружки в музеях и школах Новосибирска. 
     Совершая поездки по Сибири, привозил для музея много ценных экспонатов.

       В 1922 году М. А. Кравков стал одним из организаторов литературного журнала «Сибирские огни» здесь же состоялся его литературный дебют как очеркиста-краеведа. Максимилиан Алексеевич писал также повести и рассказы. Самое известное произведение – детективная повесть «Ассирийская рукопись». 
      В мае 1937 года М. А. Кравков был арестован по обвинению в участии в «японо-эсеровской террористической диверсионно-шпионской организации» и осужден. 1 августа 1958 года был посмертно реабилитирован. [1]

   Нужно сказать, что биография Максимилиана Кравкова требует уточнений. В  источниках информации имеются разночтения, путаница с датами. Одни говорят о смерти в заключении 5 сентября 1942 года [3], другие – о расстреле 12 октября 1937 [1] . Одни – что воспитывался после смерти родителей у тетки по отцу [9], другие – у дяди по отцу [3]. Обнаруживаются разногласия в рассказах о музейной деятельности Кравкова. В одних источниках говорится, что он  организовал Новониколаевский краеведческий музей и стал его первым директором [6], в других, что руководил музеем уже в 20-е годы, основателем же музея был Владимир Александрович Анзимиров .[7]

     Я обратилась к руководителю  нашего школьного музея, учителю  истории Болячевой Татьяне Павловне с просьбой помочь получить данные о руководителях Новониколаевского краеведческого музея в 20-е годы. Татьяна Павловна связалась с главным хранителем фондов Новосибирского государственного краеведческого музея Орловой Ириной Викторовной, и та подтвердила, что Кравков М.А – второй директор музея, но в личном архиве Кравкова очень мало экспонатов, наиболее ценные из них – рукописи.

      Представленная выше краткая биография, на мой взгляд, наиболее точно отражает действительность, потому что указывает, что именно с 1922 года М.А.Кравков руководит краеведческим музеем Новониколаевска, а значит, он не мог быть первым его директором, потому что музей образован в 1920 году.

      На основе изученных источников мною создана схема, отражающая этапы музейной работы М.А Кравкова.

 

Основные  этапы музейного дела Кравкова М.А.

 

                                                       1920-1921 гг.

 Заведующий краеведческим музеем в г.Иркутске

 

1921-1922 гг.

 Заведующий подотделом музеев Сибирского отдела народного образования (г. Омск)

 

 

1922-1931гг.

Заведовал Новониколаевским (Новосибирским) городским музеем. 


 

     Данная схема помогает представить себе географию музейного дела М.А.Кравкова и установить соответствие между деталями художественного повествования повести «Ассирийская рукопись», опытом музейной работы Кравкова.

    Литературной  деятельностью Кравков М.А. занимается с 1910 года. [8]

    Повесть «Ассирийская рукопись» написана в 1925 году [9]. В ней запечатлена атмосфера жизни, быта и нравов первых лет революции.

 

 

 

Цитаты из повести [10]

Время действия

 

«Стаи голодных людей вразброд, в одиночку рассыпались по улицам, по учреждениям»

 

«…почти у каждого за спиной у важных или нудных занятий стоял проклятый или шутливый вопрос: чем я буду сегодня сыт? Все обтрепались и пообносились. И победно серел цвет фронта, цвет войны, окопов, лишений и смерти. Солдатская шинель. Во всех видах, фасона»

 

 «…среди большого, оборванного и голодного города…»

 

«…эвакуированных убегавшими белогвардейцами…»

 

 «Здание университета, пострадавшее в гражданскую войну,  было, как оспой, изъязвлено пулеметными  пулями»

 

 «Мутный город, серые  люди, грязный снег, изредка пламя  флагов»

 

«…живейшее участие принимали прохожие. Какие-то красноармейцы …»

 

«С риском попасть под  облаву и быть застигнутым на торжище  в час, когда все должны быть на работе, а следовательно, оказаться причисленным к спекулянтам, — я вышел на базар»

 

«…доходя до Чека, люди свертывают с тротуара и идут по другой стороне, и многие взглядывают украдкой на большой трехэтажный дом с  многочисленными подъездами»

 

«Глухим щелчком отзовется  с улицы одинокий выстрел —  и опять тишина в пустоте»

Быт и нравы

 

«…пошел обедать в столовку Нарпита»

 

«…старое свое пальто…»

 

«…в рваном заплатанном пальтишке с торчавшей ватой»

 

«…надо было бороться за жизнь…»

 

 «…у меня осталась последняя порция угля на сегодняшнюю ночь»

 

«…потом получить по карточкам для сотрудников папиросы»

 

«…там царил отчаянный холод, все работали в полушубках»

 

«Это была крепость, забронированная  со всех сторон требованиями невыполнимых смет и расчетов, огражденная колючей  изгородью тысяч разрешительных инстанций, разбросанных по всему городу»

 

«В один из воскресников мы вместе грузили шпалы…»

 

«…мне как раз полфунта муки принесли…»

 

«…которые донашивали старые,  «приличные» пальто и шубки…»

 

«Букин вынул ломтик черного  хлеба, посыпанный солью, разломил его  пополам и угостил меня…»

 

«Говорят, что в городе на два дня только хлеба осталось...»


 

      Особенность этой маленькой повести — использование большого количества разнообразнейшего материала, связанного с музейным делом. Изображаются будни коллектива «вновь организованного городского музея» [10]. Необыкновенный подъем и воодушевление испытывают они, целиком творчески отдаются всему, что связано с изучением и сохранением вещей, документов, произведений искусства. Думают, как сделать лучше, трудятся, не считаясь со временем и затратой сил, в музее все — от истопника и сторожа до заведующего и научного руководителя.

 

 

Цитаты из повести [10]

Коллектив музея

 

«Но нам было некогда скучать»

 

«Нас не занимало личное и интимное: мы пытались построить большое историческое здание и самозабвенно собирали строительный материал»

 

«Художник Сережа, пылкий энтузиаст…»

 

«Если я, художественный эксперт, приглашен сюда для руководства музейной работой, то я совсем не желаю, чтобы меня связывали с этой вакханалией обирательств и реквизиций!»

 

«…мы весело и вдохновенно работали в музее…»

 

«…же спасаем важное для науки…»

 

«Удивительное время. Мы смотрели на жизнь в телескоп, мы стремились приблизить к себе дух событий... А там, в глубине, меж корнями пришедших в движение массивов, из неведомых недр просачивались незаметные ручейки нездорового, странного и причудливого, вытекшего из болота жизненного отстоя. Мы замечали их, когда они лезли в глаза, и все-таки не удивлялись»

Лирический герой повести

 

«Я был хранителем великой красоты… Точно костер пылал…Я был приставлен к этому костру и был по-своему счастлив»


 

      Герои преданы делу, за которое взялись, верят в торжество справедливости, называют себя энтузиастами. Тем и привлекательна сегодня маленькая повесть М. Кравкова, что она передает это главное  – «дух событий» [10] удивительного времени.

   Меня же как исследователя интересовал вопрос: отражается ли в повести история именно Новониколаевского музея?

    Изучая текст «Ассирийской рукописи», я обратила внимание на некоторые детали, например, на имена собственные. Имя сотрудника музея  – Сергей Киряков. Фамилия, на мой взгляд, созвучная с фамилией Кравков. Не исключено, что Кравков М.А. сделал себя прототипом этого героя, вложив в этот образ черты своего характера, взгляды, настроения. К тому же по сюжету Киряков был арестован по доносу и содержался в «одиночке» [10], а факт содержания в одиночной камере был и в биографии Кравкова.

Информация о работе История восстановления Новониколаевского краеведческого музея в повести М. А. Кравкова «Ассирийская рукопись»