Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:51, реферат
Последний роман Федора Михайловича Достоевского “Братья Карамазовы” стал воплощением итоговых размышлений писателя о человеке. Жизнь человека по Достоевскому – это страдание, поиск истины через утверждение или отрицание Бога. В “Братьях Карамазовых” Федор Михайлович подошел к оформлению своих взглядов на человеческую жизнь в определенную философскую систему (карамазовщину).
Нрав дан ему отчаянный и страстный.
Во всем он любит бешенство, размах.
От радостей земли он ежечасно
Срывается куда-то впопыхах.
Да, отчаянный нрав у карамазова. Во всем он любит широту, бешенство и размах, именно во всем, во всем и во вся. Подходя к последнему, седьмому элементу карамазовщины, следует сказать, что карамазовская надежда, в отличии от карамазовской силы, является внутренней скрепой системы, ибо в романе ее принадлежность к определению карамазовская не проговариваетя. Тем не менее, карамазовская надежда, как внутренний элемент карамазовщины, имеет в романе три направления. Эти три направления карамазовской надежды составляют желание перейти к системе покоя через утверждение Бога и бессмертия. Утверждение Бога и бессмертия карамазовская надежда подразумевает через открытие чуда, тайны или авторитета. Чудо. Надежда на обретение истинной веры через чудо. “Чтобы уверовать в Бога, надо Бога”, - как замечает Шатов в “Бесах”. Как близки тютчевские строки:
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса…
“Я чуду верю, - говорит брат Дмитрий Алеше, - чуду промысла божьего…”
Тайна. Все на свете тайна и загадка. Понять тайну, значит добыть Бога. Понять тайну можно мужицким трудом, как советует Шатов, и любовью, как учит Зосима. В черновых набросках к “Братьям Карамазовым” в “Исповеди старца” сказано: “Кругом человека тайна божия, тайна великая порядка и гармонии”; и там же: “Все сейчас же бы могли сделать рай”. То есть возможность понять истину через открытие тайны составляет второе направление карамазовской надежды. Авторитет. В главе “Контроверза” все сидящие за обеденным столом у Федора Павловича называют русской черту (которую мы вместе с тем назовем и чертой карамазовской), черту веры в неких двух пустынников, абсолютно решивших для себя карамазовский вопрос в сторону утверждения Бога и бессмертия и, могущих верой своей даже горы сдвигать. Третье направление карамазовской надежды связано с авторитетом этих пустынников, способных обратить в веру массы. Надежда на авторитет выливается в утверждение: “Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится на всей земле, как обещано”. Выразив в “Братьях Карамазовых” систему страдания человека, Федор Михайлович в самом конце романа заключил внешнее и внутреннее скрепляющее карамазовщины. Это был “миг новой надежды и новой силы” и, вместе с тем, это был миг необычайного торжества.
- Карамазов! – крикнул Коля, - неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мертвых и оживем и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку?
- Непременно восстанем и непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу все, что было, - полусмеясь, полу в восторге ответил Алеша. “Страданьями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах. Но кто уже приобрел одну из этих крупиц, тот уже не имеет права скрывать ее от других”, - писал в “Выбранных местах из переписки с друзьями” Н. В. Гоголь. Федор Михайлович Достоевский мыслил об устройстве судьбы каждого человека, совместив в себе два несовместимых положения, любовь к ближнему и любовь к человечеству. Звезда Достоевского закатилась почти сразу после своего самого безудержного взлета: в декабре 1880 года появились “Братья Карамазовы”, в январе 1881 – не стало Достоевского. Быть может, писатель нашел истину, дошел до предела, и на этом его земной путь завершился. Как верно звучат строки у Д.С.Мережковского, того самого Мережковского, первое стихотворение которого в пух и прах было раскритиковано Федором Михайловичем:
Мы - над бездною ступени,
Дети мрака, солнца ждем,
Свет увидим и, как тени,
Мы в лучах его умрем.
Писатель, увидевший свет истины, умер в его лучах. В этом же году (какое совпадение!) исполняется и 120-лет со дня его кончины. В заключении мне хотелось бы поместить то, что Достоевский поместил в начале, а именно эпиграф к “Братьям Карамазовым”: “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Евангелие от Иоанна, гл.12, 24).
Список литературы.
1. Библия. Книги священного
писания Ветхого и Нового
2. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. – М.: Известия, 1990. – 656 с, ил.
3. Гете И.В. Избранное. Страдания юного Вертера / Пер. с нем. Н.Касаткиной. – М.: ТЕРРА – Книжный Клуб, 2001. – 528 с.
4. Гете И.В. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2: Пер. с нем./ Сост. И.Солодуниной; Комм. А.Аникста и Н.Вильмонта; Худ. А.Яковлев. – М.: Правда, 1985. – 704 с.
5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 тт. Т. 7. Статьи 1831 – 1847 гг., М.: Изд-во “Правда”, 1984. – 528 с.
6. Горький М. Преображение мира / Сост., автор предисл. И примеч. А.М.Ушаков: Худож. А.Денисов. – М.: Сов. Россия, 1980. – 400 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах/ Под ред. Проф. И.А.Бодуэна де Куртенэ. – М.: Терра – книжный клуб, 1998. – 912 с.
8. Достоевский Ф.М. Бесы/ Вступ. Ст. А.Б.Есина; Прим. А.Б.Есина, Т.А.Касаткиной; Ил. Ю.С.Гершковича – М.: Правда, 1990. – 704 с., ил.
9. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в 4-х частях с эпилогом. Ч. I, II. – М.: Современник, 1981. – 368 с. 1 л. портр.
10. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в 4-х частях с эпилогом. Ч. III, IV, эпилог. – М.: Современник, 1981. – 542 с.
11. Достоевский Ф.М. Идиот: Роман в четырех частях/ Худож. Б.Юдкин. – М.: Сов. Россия, 1981. – 592 с., ил.
12. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Т. 15. Братья Карамазовы Книги XI – XII. Эпилог. Рукописные редакции. – Л.: Изд-во “Наука”, 1976. – 624 с.
13. Достоевский Ф.М. Подросток: Роман. – М.: ООО “Фирма” Издательство АСТ”; Харьков: Фолио, 1998. – 624 с.
14. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 тт. Т. 5. Преступление и наказание. – Л.: “Наука”, 1989. – 576 с.
15. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 тт. Т.4. Униженные и оскорбленные. Повести и рассказы 1862 – 1866. Игрок. – Л.: “Наука”, 1989. – 784 с.
16. Мережковский Д.С. Л.Толстой
и Достоевский. Вечные
17. Мережковский Д.С. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 4. Царство зверя III. Рождение богов. Итальянские новеллы. Стихотворения. / Сост. и общ. Ред. О.Михайлова. – М.: Изд-во “Правда”, 1990. – 672 с.
18. Михайловский Н.К.
19. Пушкин А.С. Сочинения: В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит., 1985. – 735 с.
20. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т. Т.8. Анна Каренина: Роман в 8-ми частях. Части 1-4./Коммент. Э. Г. Бабаева. – М.: Худож. лит., 1981. – 495 с.
21. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т. Т.9. Анна Каренина: Роман в 8-ми частях. Части 5-8./Коммент. Э. Г. Бабаева. – М.: Худож. лит., 1982. – 462 с.
22. Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. – М.: Олимп; ООО “Фирма” Издательство АСТ”, 1999. – 560 с.
23. Шекспир У. Избранные произведения. – Л.: Лениздат, 1975. – 800 с.
Информация о работе «Карамазовщина» в героях романа «Братья Карамазовы»