Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:37, курсовая работа
Рождение когнитивной лингвистики официально было провозглашено весной 1989 года в Дуйсбурге на симпозиуме, организованном Рене Дирвеном и другими европейскими учеными. На этом симпозиуме было запланировано создание Международной ассоциации когнитивной лингвистики, издание журнала «Когнитивная лингвистика» и серии монографий «Исследования по когнитивной лингвистике». В первом номере журнала «Когнитивная лингвистика» его главный редактор Дирк Герэртс следующим образом определил задачи нового лингвистического направления – исследование языка как средства организации, обработки и передачи информации.
Введение…………………………………………………………
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ О ЯЗЫКЕ
1.1Когнитивная наука и когнитивная лингвистика…………………………..
1.2 Основные направления в современной когнитивной лингвистике……….
1.3 Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку……………..
1.4 Понятие концептуализации. Формирование концептов в фило- и онтогенезе. Номинативная плотность концепта ………
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.В.ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
2.1.Номинативная плотность в произведении Н.В. Гоголя “Ночь перед рождеством”………………………………………………………………
2.2. Анализ некоторых художественных концептов разных видов в произведении Н.В. Гоголя “Ночь перед рождеством”………………………………………………
2.3. Эмоционально-реактивный феномен в произведении Н.В. Гоголя “Ночь перед рождеством”, как сформировавшийся концепт в филогенезе……………..
Предметы и ситуации внешнего мира, получившие обозначение с помощью языковых знаков - референты.Предложенная выше модель позволяет с достаточной четкостью очертить основные сферы лингвистического изучения. Из нее видно, что лексемы и семемы образуют систему языка, семемы и денотаты формируют семантическое пространство языка, а денотаты и смыслы составляют концептосферу человека. Соответственно становится более определенным предмет изучения того или иного отдела языкознания.
1.4 Понятие концептуализации. Формирование концептов в фило- и онтогенезе. Номинативная плотность концепта
Концептуализация - это процесс образования и формирования концептов в сознании (Болдырев, 2004), осмысление новой информации, ведущей к образованию концепта (КСКТ, с. 93-94).
Сознание человека, выделив в объективной или субъективной (мысленной) действительности некоторую отдельную область, сферу, осмысляет ее, выделяя ее отличительные признаки и подводя ее под определенный класс явлений. Это и является концептуализацией. Результат концептуализации - концепт, мысленное отражение выделенных признаков данной области, выступающей денотатом концепта, то есть той реальной сферой, которая нашла в концепте мыслительное отражение.
Концептуализация денотата - длительный процесс как в онтогенезе, так и в филогенезе.
В онтогенезе ребенок концептуализирует действительность постепенно, поэтапно, его концепты по содержанию и структуре существенно отличаются от концептов взрослого и сильно изменяются с его развитием и взрослением (Гри-щук, 1999, 2002, 2005; Лемяскина, 1999, 2000, 2004; Чернышова, 2001; Чернышова, Стернин, 2004).
Формирование концепта в онтогенезе идет от образного, чувственного к более абстрактному, рациональному. У маленького ребенка концепты на начальном этапе его развития практически равны образам формирующегося универсального предметного кода, концепт обычно равен конкретному чувственному образу, и только впоследствии эти образы начинают «обрастать» рациональными и эмоциональными признаками, возникают новые компоненты концепта, углубляется и расширяется его содержание, формируется структура.
Маленький ребенок сначала мамой называет только свою маму и лезет драться, когда кто-то называет мамой другую женщину: концепт мама для него пока - только его личная мама. Для ребенка Джерри, собака, колли и животное - все эти слова репрезентируют один чувственный концепт - образ собственной собаки. Впоследствии каждая из названных лексем будет представлять разные, хотя и связанные между собой концепты.
Таким образом,
в онтогенезе чувственный образ
сначала выступает как
Концепты формируются в сознании человека по крайней мере из следующих источников:
1.из его непосредственного сенсорного опыта - восприятия действительности органами чувств;
2.из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности;
3. из мыслительных операций человека с другими, уже существующими в его сознании концептами - такие операции могут привести к возникновению новых концептов; Г. Г. Слышкин называет их метаконцептами (Слышкин, 2004а);
4. из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен, предложен человеку в языковой форме, например в процессе обучения, в образовательном процессе, - ребенок все время спрашивает, что значит то или иное слово или для чего тот или иной предмет;
5. из
самостоятельного познания
Язык, таким
образом, выступает лишь одним из
способов формирования концептов в
сознании человека. Для эффективного
формирования концепта в сознании,
для полноты его формирования
только одного языка мало - необходимо
обязательное привлечение чувственного
опыта (лучше один раз увидеть, чем
сто раз услышать), необходима наглядность
(что отчетливо проявляется в
процессе обучения), необходима предметная
деятельность с той или иной вещью.
Только в таком сочетании разных
видов восприятия в сознании человека
формируется полноценный
Образная основа концепта, составляющая его ядро как единицы УПК, носит всегда индивидуально-перцептивный характер, поскольку формируется на базе личного чувственного опыта человека. Первичный эмпирический образ, лежащий в основе концепта и становящийся впоследствии единицей УПК, сродни представлению, знаку в концепции А. А. Потебни. Эти образы конкретны и, в общем, случайны - часто они отражают первое впечатление о том или ином предмете или явлении либо основаны на опыте взаимодействия с предметом, который получил данный человек в тот или иной момент своей жизни.
К примеру, концепт университет кодируется у одного выпускника университета образом тяжелой входной двери, которую надо было открывать, у другого - дверью кафедры, у третьего - - видом длинного извилистого коридора, у четвертого - образом аудитории, где проходило большинство лекций, у пятого - общим видом здания с той стороны, с которой он обычно подходил к нему от остановки транспорта, и т. д.
Образ, кодирующий концепт и превращающий его в единицу УПК, может быть несущественным для данного концепта именно в силу его сугубо личной, индивидуальной природы, но тем не менее он выполняет кодирующие, знаковые функции для концепта в целом. Многие образы, лежащие в основе соответствующих единиц УПК, выявляются в ассоциативных экспериментах: город - Воронеж:, дом - родной, мама - моя, кот - Васька и т. д. Не случайно так мало ассоциативных стимулов, на которые испытуемые давали бы в своей массе одинаковые образные парадигматические ответы - образ, кодирующий концепт, отражает индивидуальный опыт.
Если же единообразные ответы появляются, то они обычно отражают либо устойчивую сочетаемость (темный - лес, интересный - фильм, дорогой - подарок, белый - Бим Черное ухо, дерево - жизни, держать - в руках, культура - речи, принимать - гостей, резать - хлеб и др.), либо уже стандартизованный концептуальный образ (кузница - молот, кровь - красная, расческа - волосы, рост - высокий, спать - долго). Такие ответы называют образный компонент концепта, но сам образ резания хлеба, темного леса, белого Бима, приема гостей и т. д. все равно будет в сознании каждого человека индивидуальным.
Многие концепты сохраняют и у взрослого человека преимущественно чувственный, эмпирический характер - например, концепты кислый, сладкий, соленый, гладкий, шероховатый, а также такие, как окурок, яма, лужа, ложка, вилка, тарелка, чашка, стол, стул и под. Соответствующие концепты отражают чисто чувственное знание о предмете, которого для мышления об этих предметах и оперирования с ними в практической деятельности вполне достаточно. Содержание таких концептов раскрывается преимущественно остенсивно - через демонстрацию предмета или явления (кислый - это лимон, попробуй', яма - это вот то, что сейчас перед нами и т. д.). Если легче показать, продемонстрировать предмет или явление, чем объяснить, что это такое, - значит, с высокой долей вероятности можно предположить, что соответствующий концепт носит преимущественно чувственно-образный характер, его образное ядро очень яркое и занимает основной объем содержания концепта.
Таким образом, концепт рождается как чувственный образ, но, появившись в сознании человека, этот образ способен продвигаться по ступеням абстракции. С увеличением количества закрепленных концептом признаков, с возрастанием уровня абстрактности концепт постепенно эволюционирует от чувственного образа к собственно мыслительному. Вместе с тем тот общеизвестный факт, что любую абстракцию надо объяснять на примере, свидетельствует об образной природе (основе) любого концепта. Об этом же свидетельствуют многочисленные когнитивные метафоры, формирующие образный компонент абстрактных концептов.
Жизненный опыт человека постоянно обогащает содержание концептов, которые составляют его концептосфе-ру, причем усложняется как образный компонент концепта (съездив на море, человек пополняет содержание своего концепта «море», увидев пожар, человек расцвечивает содержание концепта «пожар»), так и рациональная составляющая - информационный минимум и интерпретационные признаки (человек получает дополнительные сведения о море, пожарах, осмысляет или переосмысляет уже имевшиеся у него сведения).
В процессе исторического развития концептосфера человека также претерпевает изменения. Многие концепты исчезают в ходе развития общественной жизни - например, русский концепт местничество, который играл большую роль в жизни российского общества и государства в XVI-XVII вв., научный концепт эфир.
В. И. Карасик
вводит понятие угасание концепта -
например, угасает в русской
Многие концепты претерпевают существенные изменения в условиях преобразований в человеческом обществе (ср., например, движение признаков в концепте БЫТ, выявленное А. В. Рудаковой в русском сознании (Рудакова, 2003). Одновременно возникают новые концепты.Филогенез в принципе предполагает концептуализацию действительности в направлении от образного к рациональному.
Е. С. Кубрякова подчеркивает первичность предметных, бытийных концептов в сознании человека и развитие на их базе новых, более абстрактных производных концептов в процессе развития общества и познания:
«Не сомневаясь в том, что у истоков человеческого опыта оказывались концепты, основанные на телесном опыте и обобщающие опыт тела (т. е. его рецепторов, воспринимающих реальность в диапазонах, предписанных биопрограммой человека), полагаем вместе с тем, что с развитием человека подобный опыт выходил далеко за пределы прямого восприятия мира в ситуациях присутствия человека в этих актах и непосредственного его столкновения с тем или иным фрагментом реальности. Из опыта наглядного такой опыт перерастал в нечто большее и гораздо более сложное. С одной стороны, в силу способности человека к разумным умозаключениям, а с другой - в силу развития инструментальных методов в разных фундаментальных науках, человек неизбежно переходил от прямого созерцания за природой и непосредственных наблюдений над нею к осмыслению непосредственно не наблюдаемого. ...Человек не только обозначал мир, но и описывал его. В таких описаниях рождались новые концепты... Их появление - это результат аргументации языковой, следствие дискурсивной деятельности человека, о которой можно говорить как о деятельности речемыслительной, да еще осуществляемой в совершенно определенных исторических, культурологических и особенно прагматических условиях. В этих ситуациях концепты возникают в условиях их номинального определения» (Кубрякова, 2004, с. 16). Концептуализация - постоянно продолжающийся процесс как в обществе, так и в индивидуальном сознании.
Номинативная плотность
Под номинативной
плотностью понимается степень детальности
языкового обозначения
«Неравномерная
концептуализация различных фрагментов
действительности проявляется в
виде номинативной плотности - одни явления
действительности получают детальное
и множественное однословное
наименование, между лексическими и
фразеологическими выражениями
соответствующих концептов
Например,
по свидетельству В. И. Карасика, в
китайском языке много
Известно, что у северных народов много однословных названий снега, оленей, моржей. Кстати, в русском языке пять названий снега с ветром - метель, пурга, вьюга, поземка, буран, а в большинстве европейских языков есть одно словосочетание или сложное слово - снежный шторм.
Номинативная плотность - относительный показатель: в одном языке много прямых наименований различных видов концепта, а в другом мало или используется не однословное, а описательное выражение.
О чем свидетельствует высокая или низкая номинативная плотность концепта, о каких признаках концепта как когнитивного феномена?
Высокая номинативная плотность концепта свидетельствует:
об актуальности осмысления той или иной сферы действительности для конкретного сообщества: «важнейшим объективным показателем актуальности той или иной сферы действительности для конкретного сообщества является понятие номинативной плотности» (Карасик, 2004, с. 112). Если наименований много, то данная сфера действительности важна для практической деятельности народа и поэтому детально осмысляется;