Комплексный анализ текста на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Предметом – организация работы с текстом на уроках русского языка.
Цель исследования – разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение 3
Глава первая. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности. 4
Глава вторая. Анализ текста на уроках русского языка. 18
Заключение 26
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

комплексный анализ текста.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Комплексный анализ текста

на уроках русского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                                                                                                 3

Глава первая. Комплексный  анализ текста как вид учебной  деятельности.  4

Глава вторая. Анализ текста на уроках русского языка.                                   18     

Заключение                                                                                                            26 

Литература                                                                                                             28  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

                                                     Введение 
         Актуальность методической темы. Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка, именно поэтому тема методической работы стала «Комплексный анализ текста на уроках русского языка

Объектом исследования является текст.

Предметом – организация работы с текстом на уроках русского языка.

Цель исследования – разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.

  Для достижения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка.
  2. Разработать задания, направленные на глубокое понимание содержания текста и проверяющие знания, умения и навыки по русскому языку.

 

  

Глава 1.

Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.

        Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.

      Во время работы с текстом используются все виды лингвистического разбора: фонетический (чтение с определенной интонацией, которая отражает значение знаков препинания и семантику выражения: словосочетания или предложения); лексический (выяснение значения и смыслов слова, словосочетаний,  обнаружение синонимических, антонимических и подобных отношений и понимание их роли для раскрытия замысла автора); морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения слова, выражения в контексте); морфологический и синтаксический (для уточнения смыслов предложения и микротекста с точки зрения временных, модальных и других грамматических значений); стилистический (для построения образов героев, понимания особенностей жанра и композиции текста).  
          Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления – наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте.  
        Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания.  
      Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.  
Есть два пути работы с текстом: точное следование выбранному отрывку, анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике) и выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления, с которыми педагог хочет познакомить детей (этот принцип подходит при первоначальном знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации полученных знаний).  
         Проведение любого вида разбора не должно вызывать у учащихся отвращения к языку, к разбираемым фактам.  Умение вовремя переключить внимание с одного вида разбора на другой, почувствовать предел напряженности учащихся, определяется опытом учителя, знанием возрастных особенностей и возможностей учащихся, чувством ситуации в классе.

       В школьной программе по русскому языку выделяют следующие виды разборов: фонетический, орфографический, морфемный и словообразовательный разбор, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Остановимся на каждом разборе подробнее.

       Фонетический разбор – один из эффективных видов практической работы по русскому языку как при изучении фонетических тем, так и при повторении, когда углубляются и расширяются знания по фонетике, совершенствуются умения и навыки.

   В школьной  практике фонетический разбор  представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении; анализ их качественного и количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, роли в образовании слов и их форм, в выражении мысли, а также характеристику букв, их обозначающих.

     Порядок  фонетического разбора слова

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

Орфографический разбор.

Орфография регулирует все средства графической передачи речи (звуко – буквенные, слитно – дефисные – раздельные написания, употребление строчных, прописных букв и переноса).

  В школьной практике и в методической литературе орфограмма понимается широко и охватывает все типы орфографических написаний. Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфографический разбор (сжатое или развернутое, полное объяснение орфограммы) – один из важнейших  видов работы почти на каждом уроке  русского языка. Он может проводиться в начале урока при повторении, на этапах закрепления вновь изученного материала, при обобщении и систематизации. Функции его не только обучающие, но одновременно  и контролирующие, так как, работая над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков по фонетике и графике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису.

   Порядок орфографического  разбора.

  1. Найти орфограмму или орфограммы в слове ( если производится не частичный, а полный анализ выделенного  слова).
  2. Соотнести данную орфограмму с соответствующим правилом и дать определение этому орфографическому правилу.
  3. Графически обозначить орфограмму в слове.

Например: предполагать 

Морфемный и  словообразовательный разбор слова  очень близки по методике проведения и тесно связаны друг с другом.

Морфемный анализ слова

Морфема (от греч. morphe – «форма») – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.

Произвести  морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.

 Для правильного морфемного членения слова школьники проделывают сложную работу, связанную главным образом со сравнением слов (например, сравниваются однокоренные слова, а также формы одного слова) и с работой памяти (многие продуктивные корни, приставки и суффиксы узнаются учащимися «в лицо»).

 План разбора слова по составу

  1. Окончание.
  2. Основа.
  3. Суффикс.
  4. Приставка.
  5. Корень 

     Словообразовательный анализ слова.

 Цель словообразовательного разбора состоит в развитии представлений учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. Допустим, есть в языке глагол учить; отнимем от него -ть (суффикс, в котором заключена информация о том, что это глагол в форме инфинитива); добавим суффикс со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом»; получится существительное учитель. Поскольку язык – экономная система, обычно одна и та же словообразовательная модель используется в нем неоднократно. По одной и той же модели были образованы слова ваятель, читатель, ценитель, хранитель и многие другие. 
Теория словообразования позволяет не только проанализировать существующие слова, но и предсказать появление новых слов. Словообразовательный анализ должен лежать в основе морфемного (а не наоборот, как думают некоторые школьники): ведь о существовании особого суффикса -тель- со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом», ученые догадались, сопоставляя пары слов типа учить – учитель, читать – читатель.

   При словообразовательном  разборе вычленяются не все  значимые части слова, а только  та часть, с помощью которой  образовалось данное слово: подписать - писать; сапожник - сапожный. При словообразовательном разборе графически выделяется в анализируемом слове лишь словообразовательная морфема и основа в слове, от которого оно образовано. Кроме того, стрелкой указывается направление словообразовательной связи.

   План словообразовательного  разбора слова.

  1. дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого – нибудь).
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано ( - тель).
  3. Определить, от чего образована основа (от слуша -  из слова слушатель).

При письменном разборе  показать словообразовательную связь  этих слов и обозначить способ словообразования: слушатель - слушать (суффиксальный способ образования)

   Лексический разбор слова.

В методической литературе лексический разбор рассматривается как вид словарной работы, проведение которого возможно в разных вариантах и на разном материале.

   Основные виды  лексического разбора, которые могут использоваться на уроках русского языка в школе: лексический разбор слова и лексический разбор текста.

      Лексический  разбор слова – это характеристика  слова, раскрывающая его лексическое  значение, особенности употребления  и происхождение.

  План лексического  разбора слова.

  1. Каково лексическое значение слова в данном предложении или тексте? Указать, является ли слово однозначным или многозначным. (если слово многозначное, то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений)
  2. В прямом или переносном значении употреблено слово?
  3. Какие синонимы или антонимы имеет данное слово?
  4. Какова стилистическая характеристика слова? (разговорное, книжное, стилистически нейтральное). Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре?
  5. Каково происхождение слова?

Лексический разбор может проводиться устно или письменно. Следует стремиться к тому, чтобы ученики, пользуясь планом, давали характеристику слову в форме связного высказывания, что будет содействовать развитию умений в области связной речи. Лексический разбор целесообразно проводить с использованием толкового словаря.

Информация о работе Комплексный анализ текста на уроках русского языка