Комплексный анализ текста на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Предметом – организация работы с текстом на уроках русского языка.
Цель исследования – разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение 3
Глава первая. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности. 4
Глава вторая. Анализ текста на уроках русского языка. 18
Заключение 26
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

комплексный анализ текста.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 Требовать  от учащихся полного стилистического  разбора по предлагаемому образцу  не следует. Объем и последовательность плана стилистического разбора текста рекомендуется учителю для общей ориентации при проведении выборочного стилистического анализа текста.

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

                                                           Глава 2

                                  Анализ текста на уроках русского языка

  Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического,  речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка).

  Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого.

   Затем -  задания  речеведческого характера, включающие  такие понятия, как «текст»,  «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между  предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становиться более осмысленным.

   За речеведческими  заданиями следуют задания языкового  характера, отражающие изучение  системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике…

    Наконец –  вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление  схем предложений.

    Если к одному  тексту предлагается много заданий,  то это не означает, что каждый  ученик должен выполнить непременно  все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными.

    Чаще всего  на уроке даю тексты без  привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Объясняя орфограммы и пунктограммы, группируя их, отвечая на вопрос. «Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?», ученик выполняет серьезную работу по повышению своей грамотности.

   Завершающим при  работе с текстом обычно является  задание «Подготовьтесь к выразительному  чтению». Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст  (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.).

   Иногда задание подготовиться к выразительному чтению дается первым. В таком случае в начале работы с текстом ученики в течение нескольких минут готовятся к чтению текста вслух. Затем выполняются разнообразные задания речевого и языкового характера. После их выполнения снова предлагается одному из учеников прочитать текст. Классу предстоит сравнить, чем отличаются первое и второе чтение. Так школьники сами приходят к выводу, что разнообразные задания помогают глубже осмыслить содержание текста и передать это при чтении вслух. Таким образом, выразительное чтение может рассматриваться как своеобразный текст на понимание текста.

    К  анализу  текста можно обращаться уже  в 5-м классе. Такая работа не  требует специальных уроков, а  лишь предполагает включение  в обычные уроки фрагментов  художественных произведений. Поскольку пятиклассники пишут еще очень медленно, фрагменты эти невелики по объему. Но в работе над ними следует подбирать такие задания, которые помогали бы ребятам воспитывать вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте. Приведу пример.

Осенняя росинка

   Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

(М.Пришвин)

      1) Какие слова показались вам необычными, незнакомыми? Догадались ли вы, что они означают? Каково их лексическое значение? Почему именно эти глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы.

2) Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?

3)  Как, по-вашему, почему иная росинка ... весь день просверкает на листе?

4)  Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?

5)  Подчеркните грамматические основы предложений. Чем первое предложение отличается от остальных?

6)  Сделайте морфемный разбор слова росинка и определите значение суффикса.

7)  Объясните написание слов с разделительным мягким знаком.

8)  Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас затруднило?

9)  Прочитайте выразительно текст.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

   В старших классах необходимо уже проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи. Здесь в центре внимания – художественные и публицистические тексты, позволяющие воспитывать уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к национальным традициям. Например, работаем с таким текстом.

   В 1408 году было решено украсить росписью обветшалый к тому времени Успенский собор во Владимире. Этот памятник домонгольского прошлого напоминал людям о времени русской славы, времени «Слова о полку Игореве», и поэтому восстановление его было делом общенародного значения. В те годы Феофана не было уже в живых, и выбор пал на Андрея Рублева. В этой работе участвовал его сотоварищ Даниил Черный. Рублевым были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора. Едва была закончена роспись Успенского собора и произошло торжественное освящение храма, над Русью разразилась беда: хан Едигей двинул полки на Москву, и его появление было неожиданным. Во время нашествия был сожжен татарами Троице-Сергиев монастырь. Место было почитаемым, недаром его посетил Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, и поэтому восстановление монастыря имело в глазах людей той поры большой патриотический смысл. На месте сгоревшего деревянного был построен каменный Троицкий собор. Сюда пригласили Андрея Рублева с его неизменным другом Даниилом Черным для росписи стен и выполнения иконостаса. Роспись не сохранилась, но сохранился иконостас и превосходная местная икона «Троица» – ныне жемчужина коллекции древнерусского искусства Третьяковской галереи. (М.Алпатов)

1) Докажите, что текст относится к публицистическому стилю.

2) Как по-вашему, нужна ли нам сейчас подобная информация? Почему?

3) Что вы знаете об истории Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире?

4) Постарайтесь передать свои впечатления или ощущения от фресок Андрея Рублева в Успенском соборе.

5) Укажите грамматические основы в выделенном предложении и сделайте его пунктуационный разбор; составьте схему.

6) На какие орфограммы в тексте вы обратили внимание?

7) Сделайте морфологический разбор причастия.

Приведу еще  несколько примеров комплексного анализа  текста на уроках русского языка с  которыми я работаю.

                                                    * * *

1.  И вот перед нами разверт..валась Москва и производила(2) сильное впеч..тление.(4) На (не)измеримом пр..странств.. ч..рная гр..мада домов но над этой ч..рной гр..мадой подн..малось бе..численное множество ц..рковных глав и к..л..колен. Выше всех(1) подн.мался Кремль – ж..лище великого г..сударя с белою каме(н, нн)ою стеною наполне(н, нн)ой белыми  каме(н, нн)ыми  ц..рквями с позолоче(н, нн)ыми главами. Эта бел..зна кремлевской стены и большое количество белых каме(н, нн)ых зданий дали происх..ждение извес..ному эпитету который до (сих)пор остается за Москвой(3), - белокаме(н, нн)ая(2).

Выполните следующие  задания.

    1. Выразительно прочитайте текст.
    2. Озаглавьте текст.
    3. Определите тип речи текста.
    4. Определите стиль текста.
    5. Сформулируйте в виде вопроса основную мысль текста.
    6. Определите лексическое значение слова эпитет.
    7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
    8. Выпишите по 2словосочетания на каждый вид связи.
    9. Выполните указанные виды разбора.

2. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.

(К.Д.  Ушинский)

Выполните следующие  задания.

  1. Какова основная мысль текста?
  2. Определите тип речи и стиль речи.
  3. Назовите ключевые слова.
  4. Каковы средства связи предложений в тексте?
  5. Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.
  6. Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.
  7. Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?
  8. Пользуясь словарями, приведите примеры общеупотребительных слов, диалектных, профессиональных.
  9. В чем отличие устаревших слов от архаизмов?

3. Гроза надвигалась. Все(1) чаще слышались раскаты грома. Нависли над степью тяжелые тучи, опустились низко и обняли ее.(4) Они двигались(2) неторопливо, точно раздумывали, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Все растения насторожились: подсолнухи, лопухи, ростки сочной лебеды, которая росла возле дороги. Все птицы, кроме жаворонка, который еще вился в небе и напевал что-то веселое, почуяли запах дождя и умолкли. Дождь уже был близко, уж чувствовалось его дыхание. И вот разразился ливень. Крупные капли упали на землю, заблестели на листьях, смочили траву. Промокнув (3) насквозь, мы побежали домой, уже не разбирая дороги.

Выполните следующие  задания.

  1. Определите стиль текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне слова. Объясните графически написание гласной. Приведите примеры чередований, отсутствующих в данном тексте.
  4. Укажите слова с безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные.
  5. Сгруппируйте все орфограммы, встречающиеся в данном отрывке. Приведите примеры на каждое правило.
  6. Выполните указанные виды разбора.
  7. Выразительно прочитайте текст.

4. Вот и осень. Уже не хочется купаться, не тянет разбежаться да так и плюхнуться в воду. Жизнь в озере замирает с каждым днем. Водяные лилии опустились на дно, лягушки зарылись в почву, голодные рыбешки ждут, не упадет ли какой кузнечик или муха. Бывает, упадет осенний листик, и жадные рыбки тут же накинутся на него, утащат на дно, но скоро он вынырнет обратно. Бросьте в воду горсточку хлебных крошек! Какая возня поднимется! А через минуту водная гладь снова станет спокойной, темной и унылой. Осень ведь!

Выполните следующие  задания.

    1. Определите тему текста (о чем?).
    2. Озаглавьте текст.
    3. Определите тип и стиль речи.
    4. Составьте  и  заполните примерами (5–6) из текста таблицу. Запишите слова в начальной форме. Укажите склонение существительных, разряд прилагательных и местоимений, спряжение глаголов.

Самостоятельные части речи

существительные

 

прилагательные

 

местоимения

 

глаголы

 

наречия

 

Служебные части  речи

предлоги

 

частицы

 

союзы

 

5) Сделайте морфологический разбор всех частей речи в выделенном шрифтом предложении. Сделайте его синтаксический разбор.

Информация о работе Комплексный анализ текста на уроках русского языка