Комплексный анализ текста на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Предметом – организация работы с текстом на уроках русского языка.
Цель исследования – разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение 3
Глава первая. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности. 4
Глава вторая. Анализ текста на уроках русского языка. 18
Заключение 26
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

комплексный анализ текста.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

6) Прочитайте выразительно текст.

5. Прочитайте текст, озаглавьте его. Перепишите текст, исправляя ошибки.

Каждую осень  в день елачькиного рождения деревья  споминают оней и дарят ей сваи чюдесные падарки. Асина приподносит  хвойной красавеце яркакрасные  фанарики клен раняит ей свысаты аранживые звесды да ива асыпает ее богряными рыпками. У всех на глазах елачка приврощается из калючий и не приступной в мяхкую и разряженую. Стаит она в разно цветном норяде а саседи деревя ей говорят сколько тибе ныньче золота бронзы и сиребра днем раждения буть счастлива!

Выполните следующие  задания.

1) Определите  тип и стиль речи. 
2) В каком значении употреблены слова золото и серебро? 
3) Составьте схему предложения с прямой речью; 
4) Разберите сложное предложение (Осина преподносит...). 
5) Выпишите из текста 3 словосочетания разных видов и сделайте их разбор.

6. Стр_на в которой мы живем официально называет(?)ся (Р,р)оссийской Федерацией но мы ее им_нуем по-разному. Отечеством мы з_вем Россию потому что в ней ж_ли наши отц(и,ы) деды и прадеды. Родиной потому что (з,с)десь мы р_дились (з,с)десь г_ворят р_дным языком все (з,с)десь для нас р_дное. А еще мы называем Россию матерью – она вск_рмила нас своим хлебом всп_ила своими водами... Она как мать защищает и береж_т нас от (не)счастий и бед.

  Много на  свете есть разных х_роших стран но одна у человека мать одна у него и родина. Родину как и мать не выб_рают.

Выполните следующие  задания.

  1. Выразительно  прочитайте текст. Определите его тему и главную мысль.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Какой это тип речи? Докажите свою точку зрения.
  4. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы.
  5. Подчеркните волнистой линией тезис, а прямой линией – выводы.

                                            

Заключение

   Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

  Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах.      Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять  особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие.

   Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.    

     При подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания, но и через анализ предложенного текста выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла. Ведь в творческой работе учащимся необходимо проявить умение выразить свое понимание текста.  

   Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение.  

   Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Литература

  1. Бабайцева В.В. Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.
  2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.
  3. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. - М., 1989.
  4. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. - М., 1981.
  5. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М., 1992.
  6. Купалова А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. –М., 1981.
  7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М., 2006.
  8. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт – Петербург, 2005.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 




Информация о работе Комплексный анализ текста на уроках русского языка