Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:41, контрольная работа
Изучение биографии писателя в школе. Цель и порядок изучения жизни и деятельности писателя. Принципы подбора биографического материала, методы и приёмы его реализации.
Обучающие цели:
-организовать
деятельность учащихся по
-создать условия
для применения изученного
- выявить особенность авторского стиля.
Развивающие цели:
- создать условия
для развития у школьников
умений формулировать
- создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.
Воспитывающие цели:
- создать условия
для формирования жизненной
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
-видеофильм «Тайна Снежной королевы»;
-иллюстрация к сказке, закрытая ставнями;
-песня « В гости к сказке»;
-литературоведческие термины, напечатанные на отдельных листах: сказка, жанр, фольклор, литературная сказка;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, нестандартный.
Добро побеждает зло
Ход урока.
Звучит песня: «Если вы не так уж боитесь Кащея…».
2. Этап всестронней проверки знаний
Слово учителя:
- Вы слышали, ребята? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Сказка желает проверить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас сегодня заключительный урок по сказкам. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни сказки закрыты на замок, и открыть их будет непросто. Итак, попробуем!
Повторение.
- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)
- Что такое жанр?
- Что такое фольклор?
- Чем отличается сказка народная от литературной?
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Этап усвоения новых знаний.
Это самый главный этап, в основе которого лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока. На этом этапе закрепляются речевые навыки, навыки работы с текстом, развивается умение аргументировать свою точку зрения.
Беседа по вопросам (позволяет плавно перейти к теме урока)
Видите, ребята! Ставни не открываются. Видимо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думаете, что нужно ещё знать, чтобы попасть в гости к сказке? (автора и название).
- Попробуйте отгадать, в гости к какому автору мы сегодня пришли?
Родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).
- Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно знать? (название)
У меня на столе цветы. Это розы. Вы знаете многие сказки Андерсена. Для героев какой сказки эти цветы были любимыми? (Кай и Герда. «Снежная королева»).
- Верно. Вот теперь ставни наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке. (Показывается отрывок из фильма «Тайна Снежной королевы», звучит песня про Снежную королеву)
Работа с текстом.
-Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами названия глав сказки. Ваша задача расположить эти названия в той последовательности, в которой они расположены у автора. (Ребята выполняют задание. Оценивается работа того учащегося, кто закончил первым).
-Сегодня нет смысла заниматься пересказом сказки, потому что задача наша более сложная. Ведь мы должны узнать, за что же Х.К.Андерсен получил звание великого сказочника. Мы должны сначала доказать, что перед нами действительно сказка, а потом найти отличительные особенности авторского стиля. Перед вами тексты с отрывками из сказки «Снежная королева». Прочитайте внимательно эти отрывки и найдите в них признаки жанра. (элементы волшебства, сказочные герои, короли, принцессы, волшебный дворец).
-Итак, ребята, мы с вами доказали, что перед нами действительно сказка. А теперь мы должны определить особенности авторского стиля.
Посмотрите внимательно ещё раз на тексты. Как вы думаете, чем отличается сказка Андерсена от народных сказок? Что необычного вы можете найти в ней?
(Сюжеты его сказок и «историй», как он их называл, почерпнуты из обычной жизни. И чудеса происходят не в тридевятом царстве, а в доме, на дворе. Конечно, в сказке Андерсена есть короли и принцессы, волшебные дворцы, но попадают в них обычные дети.)
А сейчас попробуйте определить еще один любопытный прием Андерсена. Подскажет нам его сама героиня …
(Звучит фрагмент
из фильма «Тайны Снежной
Любопытен ещё один приём сказочника – снижение высокого плана до будничного. Обратимся к текстам и найдем подтверждение этому.
(В процессе
работы с текстом ребята
- Какова же
цель создания такой необычной
сказки, где простые дети совершают
чудеса не с помощью
Цель автора - выразить мысль о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. Самое удивительное то, что силу эту воплощает не мощная личность, а хрупкая девочка из простой семьи. Читая сказки Андерсена, мы понимаем, что и такие дети, как мы способны совершать чудеса, если в нашем сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен рас топить и ледяной дворец, и ледяную душу.
5. Этап закрепления знаний.
Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее. Они учат видеть прекрасное во всём: в капле дождя, в пении птиц, в цветах. Они учат нас мечтать. Они адресованы людям разных возрастов и хранят в себе мудрость народа. Звучит финальная песня из сказки « Тайна Снежной королевы».
6. Этап подведения итогов.
Оценка и коррекция знаний.
Оценивание работы учащихся.
7. Этап выдачи домашнего задания.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по предложенным темам:
1. За что я люблю сказки Андерсена.
2. Роль сказки в моей жизни
3.. Нужны ли нам сказки?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ