Костанайские поэты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить возможности художественной литературы костанайских авторов в процессе патриотического воспитания .
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить и изучить литературу по данной теме
2. Дать характеристику содержания патриотического воспитания.
3. Определить основные направления творчества костанайских поэтов

Содержание

Введение……………………………………………………..…………3
1. Произведения классиков казахской литературы в патриотическом воспитании
1.1. Значение произведений И. Алтынсарина, А.Байтурсынова..…..5
1.2. Вклад С.Мауленова в воспитании патриотизма……….……….12
2. Творчество современных костанайских поэтов как средство воспитания патриотических чувств………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………….……..28

Вложенные файлы: 1 файл

костанайские поэты.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Земля меня эта вскормила,

  на ней я привольно живу.

                         Пускай же

 над Родиной милой

  мой голос летит в синеву.

Огней городских ли игру я

  в полночной слежу тишине,

иль степь открывается  мне —

но силу  от Солнца беру я,

когда устремляюсь к Луне.

Какой мне бояться угрозы?

 Здесь Родина дышит моя.

Здесь мне покоряются грозы,

здесь стала хозяйкою я.

                                                «Земля моя»

Большой вклад в развитие костанайской поэзии внес  Акылбек  Шаяхмет. Он родился 18 июня 1951 года в п. Забеловка Джетыгаринского района Кустанайской области.

После окончания средней  школы работал чабаном в совхозе  «Шевченковский». С 1969 года работал литературным сотрудником Семиозерной районной газеты «Женic туы». В 1975 году заочно окончил факультет журналистики КазГУ им. С. М. Кирова, работал в Алма-Атинской областной газете «Джетысу».

Был участником совещания  молодых литераторов, VII и VIII съездов Союза писателей Казахстана. Принимал участие в фестивалях молодой поэзии, проводившихся в Семипалатинске, Кентау, Павлодаре. Стихи пишет со школьных лет Первая книга стихов вышла в свет в 1977 году. После этого выпущены еще два поэтических сборника, которые называются «Разговор с современником»  (1979 г.) и «Радостная пора»  (1980 г.)

Занимается литературной критикой и художественным переводом. Его стихи будят мысль и волнуют чувства. Как каждый человек имеет свой характер, так и каждое стихотворение Акылбека имеет свое лицо и нрав. Главное в его стихах — открытая интонация, доверительность, стих его льется, как прозрачный поток. Он всегда зорко подмечает каждое явление жизни.

Когда с природой я  наедине,

То различаю языки земные:

Беседуют деревья в  тишине,

Друг с другом птицы  говорят лесные.

Есть говор свой у  шумных волн вдали,

Насвистывает что-то тихий  ветер...

Мне не узнать всех языков земли 

За краткий срок, отпущенный на свете.

Как тяжко на земле  без языка!

Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие века — 

О чем они, возвысясь, замолчали?

Все в языке — рожденья первый миг,

Любовь и смерть, и  жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык,

То и меня вы больше не найдете.

Земные  языки

Внутренний пафос поэзии А. Шаяхмета, определил ту систему нравственных ценностей, которой поэт измеряет мысли, поступки и чувства людей. Прежде всего, это преданность своей Отчизне, своему народу. В художественном раскрытии этой темы, к которой поэт возвращается вновь и вновь, А. Шаяхмета счастливо избежал декларативности, назидательности. Интонация стихов пронизана теплотой, в них — интимное восприятие Родины, для передачи своих чувств он находит свежие, неожиданные образы.  
Читая Шаяхмета, мы чувствуем степные просторы, любуемся красотой поднебесных горных вершин. Стихи Шаяхмета о родной природе исполнены неповторимых образов, он умеет превращать родные степи и горы в частицу души человека, пронизывая каждую строчку тонким лирическим чувством.

 

До весны холода переждав на чужбине,

Перелетные птицы вернутся домой.

Ждут родные гнездовья  в лесу и в долине,

Пролетает по небу косяк  журавлиный,

Раздается курлыканье теплой весной.

Разве счастливы люди, живя на чужбине?

Без родимой земли  быть счастливым нельзя.

 И летят журавли  по разливистой сини:

В птичьем маленьком  сердце, где нету гордыни,

Вся родная земля умещается, вся!

Любовь к Родине

 

Совсем другим предстает  перед нами Николай Ковтун. Авторская позиция Николая Ковтуна предельно ясна, выражена отчетливо и недвусмысленно. Его лирический герой — это труженик, привыкший полагаться во всем на себя, на близких по духу людей и на землю, на которой родился и рос. Он способен на выбор решений, на ответственность за все, что происходит на планете, в стране, в собственной судьбе, на поступок. Он ощущает свою кровную, нерасторжимую связь с миром, в котором живет:

«...В родстве далеком  состою и близком

Со зверем, что ступает  по росе,

И к небу вознесенным  обелиском,

С зеленым лесом и  густой траве,

И с колосом пшеничным, и с дождем...»

                                                «Связь»

Лирический герой сборника — интернационалист в самом высоком  смысле этого слова, воспринимающегося ныне с иронией, как и многие прежде чтимые понятия. Он, как свою собственную, ощущает трагедию Армении («Ты победишь, Армения») и Афганистана («Прощай, Афганистан»). Он — патриот, но его патриотизм — не в громких словах и не в утверждении превосходства своей страны над другими, не в лакировке трагических страниц истории отечества, а в прочной связи времен и поколений, в гордости прошлым своей страны и в боли за него, в негромкой и строгой верности родной земле и в любви к ней, в готовности пережить вместе с ней все, что выпадет на ее долю. («Дума», «За ошибки ответим»). Это человек с развитым чувством собственного достоинства, не склоняющий головы перед сильными мира сего, не приемлющий зависти, подлости, равнодушия.

Поэт тем и отличается от других, что острее, ярче, больнее  и радостнее воспринимает мир. Для  него не просто чьи-то руки отнесли осиротевшего ребенка прочь от страшного места, а «подняли... и понесли по свету» -от войны и горя, в жизнь понесли, в будущее. Для него разлука с любимой — не просто расстояние или отчуждение, а

«Теперь меж нами

Целый белый свет

да память —

Одиноким почтальоном».

Поэт может увидеть  в воспетой тысячами голосов березке  не привычный образ юной девушки, а мать, многие годы ожидающую сына с давно отгремевшей войны.

Рвы покрыли туманы,

Блиндажи заросли

Где прошли ураганы,

Где гремели бои,

Где, порою, солдаты,

От любимых вдали,

Под глухие раскаты 

Пели песни свои.

В белых ситцах березы

На могилах солдат,

Льют печальные слезы

И по-женски грустят.

Громовые раскаты

 Над весенней землей.

В небе месяц щербатый

Помнит жаркий тот  бой.

Уходили мужчины,

Оставляя юнцов.

А сегодня сыны их

Стали старше отцов.

День за днем улетает

Все дальше война,

Но в сердцах все  не меркнут

Их имена.

                                 Не меркнут имена

Для поэта совершенно естественно в переменчивости апрельской погоды заметить, как

«...Стоят деревья, удивленно  пялясь,

В земле притихла, чуть поднявшись, завязь,

Скворцы, не встретив утренней капели,

Куда-то, видно, мимо пролетели...».

Сын, внук и правнук  тех, кому довелось в прошедшие века защищать в боях родину, родную землю, лирический герой Николая Ковтуна, носивший военную форму только в мирные годы, вправе заявить от собственного имени и от имени своих дедов и прадедов: «...поднимался навстречу металлу, Его тяжестью сердце поил...», или

«...и не счесть на Руси

Моих безымянных могил».

В этих строках — и  личная причастность к истории, и  генетическая память, и верность своим  корням, и ответственность за будущее Родины.

Сын своей земли, он сердцем  слышит последний вздох родника  «с перехваченным горлом». Сын своего времени, он не отказывается ни от светлого, ни от темного в нем и любуется (хотя и не без грусти), тем, как «мимо шагает горластое племя... - новая жизнь!», и восклицает: «„.да есть ли тот предел, Тот, за которым боль неощутима?» Но главное — лирический герой, а значит, и сам поэт, сознавая и сердцем, и разумом всю сложность выпавшей нам эпохи, все ее величие и весь ее трагизм, сознавая непростоту любой человеческой судьбы, твердо верит в добро, в тепло и свет людских сердец, в торжество правды и справедливости, в способность человека и народа преодолеть все, выстоять и не только возродиться, как феникс из пепла, но и подставить плечо стоящему рядом. Вера в то, что снова человека будут ценить не по содержимому его кошелька, а по таланту, уму, совести, способности делать свое дело и творить добро.

Мною лет работают в области литературные объединения: «Таза булак», «Ковчег», «Свеча», «Крылья», «Ак каурсын», «Кладезь». По инициативе обл.департамента культуры с 2000 г. ежегодно, в области проводится литературный конкурс «Живи и процветай, мой Казахстан», по итогам конкурса победители направляются на Международном фестивале творческой молодежи «Шабыт» (г.Астана). За эти годы обладателями Гран - при стали Евгения Чумаченко (2003г.) и Абылай Мауданов (2004 г.), лауреаты - Иван Кайнюков, Екатерина Медведева, Ольга Жазыкбаева, Сергей Конорев, Елена Преображенская, Сергей Петренко. Молодые поэты Турсунмамет Букабаев и Ольга Лехтонен вошли в «Антологию молодых поэтов» (г. Астана, 2001г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Костанайская область: энциклопедия.- Алматы, 2005

2. Ковтун Н. Родник.-Костанай, 2005

3. Мауленов С. Радуга стиха.- М: Сов. Писатель, 1982

4. Хакимжанова М. Перевалы.- Алма-Ата, 1982

5. Шаяхмет А. Моя орбита.- Алматы, 1995




Информация о работе Костанайские поэты