Костюм в русской литературе XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:00, реферат

Краткое описание

Цель – раскрыть смысл «костюмографии» писателя в единстве с его общими эстетическими установками.
Для достижения данной цели решались задачи:
1. Подойти к костюму литературного персонажа как эстетическому и историко-культурному явлению.
2. Показать роль костюма в структуре произведения: его «участие» в конфликте, в создании политического и социального фона.
3. Раскрыть взаимосвязь платья и внутреннего мира персонажа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I
Эстетическая и культурно-историческая роль костюма в литературе 1820 – 30-х годов……………………………………………………………………..…...5
1. Костюмы героев А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»……..……9
2. Костюмы пушкинских персонажей в романе «Евгений Онегин»:
а) «как dandy лондонский одет…»…………………………………………....11
б) особенности женского платья……………………………………………...15
Глава II
Многофункциональность костюма в творчестве Н.В. Гоголя:
1. Костюм как выражение эмоционально-психологического состояния героя…………………………………………………………………………18
2. Социальная окраска костюма………………………………………...........21
Заключение…………………………………………………………………........26
Литература…………………………………………………………………….....27
Приложение………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство общего и среднего профессионального.docx

— 3.39 Мб (Скачать файл)

Министерство общего и среднего профессионального

образования Свердловской области

 

Муниципальное образовательное учреждение

 

Общеобразовательная школа № 10

Ленинского района г. Екатеринбурга

 

 

 

 

 

Костюм в русской литературе XIX века.

 

 

 

 

                                                                                                        Исполнитель:

                                                                                                    Мельникова Юлия

                                                                                                     МОУ СОШ № 10.

                                                                                                        Руководитель:

                                                                                        Бокова Светлана Георгиевна

                                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                                    высшей категории МОУ СОШ № 10.

 

 

Екатеринбург, 2010

План

Введение……………………………………………………………………….......3                                                                                                 

Глава I

   Эстетическая и  культурно-историческая роль костюма  в литературе 1820 – 30-х годов……………………………………………………………………..…...5

  1. Костюмы героев А. С. Грибоедова  в комедии «Горе от ума»……..……9
  2. Костюмы пушкинских персонажей в романе «Евгений Онегин»:

а) «как dandy лондонский одет…»…………………………………………....11

б) особенности женского платья……………………………………………...15

Глава II

   Многофункциональность  костюма в творчестве Н.В. Гоголя:

  1. Костюм как выражение эмоционально-психологического состояния героя…………………………………………………………………………18
  2. Социальная окраска костюма………………………………………...........21

Заключение…………………………………………………………………........26

Литература…………………………………………………………………….....27

Приложение………………………………………………………………………28

 

Введение.

Актуальность исследования и степень изученности.

   А. П. Чехову принадлежит  высказывание: «Для того чтобы  подчеркнуть бедность просительницы, не нужно тратить много слов, не нужно говорить о её жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».1

   Читатели, современники  писателя, без усилий понимали, что  кроется за «рыжей тальмой» и почему «рыжей» оказывалась именно тальма, а не ротонда или сак. Предметная среда литературного произведения была средой обитания для читателей. Поэтому было легко представить себе не только пластический облик персонажа, но и понять, какие превратности судьбы скрыты за упоминанием о костюме или ткани, из которой он сшит.

   Описание внешнего  облика героев литературного  произведения находило в душе  читателей эмоциональный отклик: ведь каждый предмет имел для  них не только конкретную форму, но и обладал скрытым значением, был знаком с целым рядом  понятий, которые сформировались  в процессе жизни в быту  этого предмета. В расчёте на понимание в определённом авторском смысле и строили своё повествование писатели.

   В ином положении  оказываемся мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской  художественной литературы XIX века. Всё, что связано с костюмом этого столетия, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани.

   Обращаясь к творчеству  А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, мы, в сущности, не видим многое  из того, что было важно для  писателя и понято современниками  без малейшего усилия.

   Иными словами, для  первых читателей литературное  произведение представлялось как  живописное полотно без малейших  утрат и повреждений. Теперь же  мы, восхищаясь психологической  мощью, цельностью характеров, вместе  с тем не замечаем многих  деталей, при помощи которых писатели  достигали художественной выразительности. Костюм литературных героев –  малоизученная тема. Этим и объясняется актуальность моей работы.

   Объект исследования - описание платья персонажа как многофункциональный элемент художественного текста.

   Предмет исследования – костюмы героев русских классиков XIX века.

   Работа написана  на материале произведений А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

   Цель – раскрыть смысл «костюмографии» писателя в единстве с его общими эстетическими установками.

   Для достижения  данной цели решались задачи:

  1. Подойти к костюму литературного персонажа как эстетическому и историко-культурному явлению.
  2. Показать роль костюма в структуре произведения: его «участие» в конфликте, в создании политического и социального фона.
  3. Раскрыть взаимосвязь платья и внутреннего мира персонажа.

Теоретико-методологической основой реферата явились работы по теориии истории русского костюма Р. М. Кирсановой, а также историко-литературные труды, посвященные творчеству отдельных писателей XIX века (Г. А. Чуковского, Е. С. Добина, С. А. Фомичева, Ю. М. Лотмана и других). Использовались историко-генетический и типологический методы исследования.

 

Глава I

Эстетическая и культурно-историческая роль костюма

в литературе 1820 – 30-х годов

   Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» известна каждому. Трудно представить себе человека, который бы не читал её. Попробуем проанализировать небольшой фрагмент из второго тома «Мёртвых душ», чтобы понять, что может дать читателю знание о костюме минувшего века для максимального приближения к авторскому замыслу и наиболее полноценного восприятия художественного текста.

   «Парень лет семнадцати в красивой рубашке из розовой ксандрейки принёс и поставил перед ними графины <…>. Брат Василий всё утверждал, что слуги не сословие: подать что-нибудь может всякий, и для этого не стоит заводить особых людей, что русский человек покуда хорош, и расторопен и не лентяй, покуда он ходит в рубашке и зипуне; почто, как только заберётся в немецкий сюртук, станет вдруг неуклюж и нерасторопен, и лентяй, и рубашки не переменяет, и в баню перестанет вовсе ходить, и спит в сюртуке, и заведутся у него под сюртуком немецким и клопы, и блох несчетное множество. В этом, может быть, и был прав. В деревне их народ одевался особенно щеголевато: кички у женщин все были в золоте, а рукава на рубахах – точные каймы турецкой шали» (т. 2, гл.IV).

   Могла ли рубашка  из «розовой ксандрейки» быть  названа красивой? «Почему и нет?» - подумает современный читатель. Однако Н. В. Гоголь – большой  знаток народного быта во всех  его проявлениях, о чём свидетельствуют  его «Заметки по этнографии», - скорее всего знал, что александрейка, ксандрейка – «хлопчатобумажная  ткань ярко-красного цвета»2. Розовый оттенок мог означать, что она была выгоревшей или застиранной, и определение «красивая» могло иметь иронический смысл, особенно заметный в сочетании и «кичками в золоте» и «каймами турецкой шали» на крестьянских рубахах, что было невозможно в условиях русской деревни.

   Отталкиваясь от  «розового цвета» «красивой рубахи»  платоновского слуги, можно, выстроив  гипотетическую цепочку, усмотреть  в этом образе сатирический  характер.

   Процитированные  рассуждения Василия Платонова  противопоставлены высказываниям  полковника Кошкарева из предыдущей  главы:

   «Много  ещё говорил полковник о том, как привести людей к благополучию. Костюм у него имел большое  значение: он ручался головой, что  если только одеть половину  русских мужиков в немецкие  штаны, - науки возвысятся, торговля поднимется и золотой век настанет в России».

   В построении цитируемых  отрывков, в очередности смысловых  акцентов у Гоголя заметна  перекличка с размышлениями Белинского  в его статье «Петербург и  Москва».

   Белинский писал: «Положим, что надеть фрак или  сюртук вместо овчинного тулупа, синего армяка или смурого  кафтана ещё не значит сделаться  европейцем; но отчего же у  нас в России и учатся чему-нибудь, и занимаются чтением, и обнаруживают  и любовь и вкус к изящным  искусствам только люди, одевающиеся  по-европейски».3

   Размышления Белинского  о костюме не были случайностью. В этой своеобразной форме  выразилось его отношение к  реформам Петра I, многие из которых касались костюма. Путь, по которому Россия прошла в результате реформ, был постоянным предметом споров в литературных кружках и салонах, и последствия – пагубные, по мнению одних, и плодотворные, по мнению других, - постоянно обсуждались в печати. Это отразилось и на страницах гоголевской поэмы.

   Итак, анализируя  единственный фрагмент из хорошо  известного    читателям произведения, выясняем, что костюм литературного героя использовался:

    - как важная художественная деталь и стилистический прием;

    - как средство выражения авторского отношения к своим героям и действительности в целом;

    - как средство связи литературного произведения с внетекстовым миром, со всеми проблемами культурной и литературной жизни того времени.

   Почему именно  костюм предстает столь важным  выразительным средством, деталью, которая выявляет не только  пластический облик персонажей, но и их внутренний мир, определяет позицию самого автора литературного произведения?

   Это заложено в  самой природе костюма. Едва люди  научились выделывать простые  ткани и шить незамысловатые  одеяния, костюм стал не только  средством защиты от непогоды, но и определенным знаком.

   Одежда указала  на национальную и сословную  принадлежность человека, его имущественное  положение, возраст и т. д. С течением  времени увеличивалось число  понятий, которое можно было донести  до окружающих цветом и качеством  тканей, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием каких-то  деталей. Когда речь шла о возрасте, то можно было указать массу  подробностей – достигла ли  девушка, например, брачного возраста, просватана ли она или уже  состоит в браке. Тогда костюм  мог рассказать тем, кто не  знает её семьи, есть ли у  женщины дети.

   Но прочесть, расшифровать  без усилий все эти знаки, поскольку  они усваивались в процессе  повседневной жизни, могли лишь  те, кто принадлежал к этой  общности людей. У каждого народа  в каждую историческую эпоху  вырабатывались свои отличительные  знаки. Они постоянно менялись: влияли  культурные контакты, техническое  усовершенствование ткачества, культурной  традиции, расширение сырьевой базы  и т. д. Неизменной оставалась  суть – особый язык костюма.

   В XVIII в. Россия приобщилась к общеевропейскому типу одежды. Означало ли это, что исчезла знаковая символика костюма? Нет.

   Появились иные  формы выражения очень многих  понятий. Эти формы в XIX в. были не так прямолинейны, как в XVIII в., когда в России европейское платье указывало на принадлежность к власть имущим и противопоставляло человека всем иным.

   Можно даже сказать, что к началу XIX в. формы выражения социального и имущественного положения были невероятно изощренными.

   После смерти императора  Павла I все оделись в запрещенные до этого фраки, выражая тем самым отношение к существовавшим запретам. Но покрой фрака, сорт ткани, из которой он сшит, узоры на жилете позволяли определить все тончайшие оттенки положения человека в системе общественной иерархии.

   По сравнению с другими видами искусства костюм обладает ещё одним важным выразительным преимуществом – возможностью широко и мгновенно реагировать на все происходящие события.

   Для того чтобы  эстетические или идеологические  воззрения архитектора, писателя, скульптора  или художника воплотились в  конкретное произведение, должен  пройти иногда довольно длительный  срок. В костюме все происходит  необычайно быстро.

   Едва дошли до  России сведения об освободительной  борьбе в Латинской Америке  начала XIX в., как в больших и малых городах страны появились люди, носящие шляпы боливар, выражая тем самым свои политические симпатии.

   Получили известность  произведения Вальтера Скотта (1771 – 1832) – все причастные к литературным  новинкам сумели применить в  своей одежде новый орнамент: стали популярны клетчатые ткани, напоминавшие о национальной  одежде шотландцев.

   Красная рубашка  Джузеппе Гарибальди нашла поклонников  среди студенческой молодежи  – гарибальдийку носили юноши  и девушки.

   Ещё не закончилась  русско-турецкая война 1877 – 78 гг., а  на улицах русских городов  появились дамы в манто «Скобелев».

   Россию посетила  французская актриса Сара Бернар  – костюм обогатился покроем  сара, как некогда мужской гардероб  включил в себя пальто тальонки  в честь французской танцовщицы  М. Тальони.

   В литературных  произведениях оказались зафиксированы  все причуды моды, все этапы  развития текстильного искусства  в XIX в. Причем каждое название включало в себя определенный историко-культурный смысл, помогающий глубже понять особенности авторской стилистики и психологическую суть изображаемых им персонажей. За упоминанием о драдедамовом салопе может скрываться подлинная драма, которую не замечали мы, но которая была близка и понятна читателям минувшего века.

Информация о работе Костюм в русской литературе XIX века