Костюм в русской литературе XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:00, реферат

Краткое описание

Цель – раскрыть смысл «костюмографии» писателя в единстве с его общими эстетическими установками.
Для достижения данной цели решались задачи:
1. Подойти к костюму литературного персонажа как эстетическому и историко-культурному явлению.
2. Показать роль костюма в структуре произведения: его «участие» в конфликте, в создании политического и социального фона.
3. Раскрыть взаимосвязь платья и внутреннего мира персонажа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I
Эстетическая и культурно-историческая роль костюма в литературе 1820 – 30-х годов……………………………………………………………………..…...5
1. Костюмы героев А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»……..……9
2. Костюмы пушкинских персонажей в романе «Евгений Онегин»:
а) «как dandy лондонский одет…»…………………………………………....11
б) особенности женского платья……………………………………………...15
Глава II
Многофункциональность костюма в творчестве Н.В. Гоголя:
1. Костюм как выражение эмоционально-психологического состояния героя…………………………………………………………………………18
2. Социальная окраска костюма………………………………………...........21
Заключение…………………………………………………………………........26
Литература…………………………………………………………………….....27
Приложение………………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство общего и среднего профессионального.docx

— 3.39 Мб (Скачать файл)

   Когда писатели  подробно описывают платье своего  героя, они делают это совсем  не для того, чтобы блеснуть  исторической эрудицией или тонкостью  наблюдения. На самом деле они  доверяют костюму важную семантическую  информацию.

   Костюм дополняет  характеристику героя или может  полностью её заменить, передает  множество оттенков смыслов, указывает  на социальное положение героя, на его психологический облик, приверженность этикету или сознательное  нарушение его.

   Так и выявляется  облик литературного героя –  человека разных эпох, следующего  правилам поведения и пренебрегающего  ими, человека традиционных представлений  о жизни и разрушителя традиций.

 

 

 

 

 

Литература

Тексты:

  1. Грибоедов А. С. Горе от ума.

  1. Гоголь Н. В. Мертвые души, Невский проспект, Шинель.

  1. Лермонтов М. Ю. Княжна Лиговская.

  1. Пушкин А. С. Дубровский. Евгений Онегин. Пиковая дама.

 

Научно-исследовательская и критическая литература:

  1. Белинский В. Г. Петербург и Москва [Текст] / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч. – Т. 13. – М., 1995.
  1. Белый А. Мастерство Гоголя [Текст] / А. Белый. – М.; Л., 1934.

  1. Вигель Ф. Ф. Записки [Текст] / Ф. Ф. Вигель. – Т. 1. – М., 1928.

  1. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя [Текст] / Г. А. Гуковский. – М., Л., 1959.

  1. Демиденко Ю. Б. Костюм и стиль жизни. Панорама искусств [Текст] / Ю. Б. Демиденко. – 1990. - № 11.

  1. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половине XX в. [Текст] / Р. М. Кирсанова. – М., 1995.

  1. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX в. [Текст] / Р. М. Кирсанова. – М., 1989.

  1. Лазарев-Грузинский А. С. Воспоминания [Текст] / А. С. Лазарев-Грузинский. – М., 1955.

  1. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь [Текст] / Ю. М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988.

  1.  Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин» [Текст]: комментарий / Ю. М. Лотман. – Л., 1983.

  1.  Набоков В. В. Николай Гоголь [Текст] / В. В. Набоков // Новый мир. – 1987. - № 4.

  1.  Пыляев М. И. Старый Петербург [Текст] / М. И. Пыляев. – М., 1990.

 

 

 

 

 

 

      

 

 

Приложения

 

Словарь названий элементов костюма XIX века.

Армяк – грубое верблюжье сукно.

Берет – головной убор без полей.

 

Боа – очень длинный узкий меховой или их птичьих перьев женский шарф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боливар – шляпа-цилиндр с большими полями.

Гарибальдийка – рубашка красного цвета с маленьким отложным воротничком и длинными рукавами на манжете.

Демикотон – очень плотная, двойнаяхлопчатобумажная ткань атласного переплетения.

Жилет – мужская, а позже женская одежда без рукавов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капот – женская просторная одежда с рукавами и сквозной застёжкой спереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картуз – мужской головной убор с козырьком.

 

 

 

 

 

Кафтан – мужская верхняя одежда.


 

 

 

 

 

 

 

Кичка – старинный русский головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы.

 

 

 

 

 

 

 

Коленкор – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки.

Корсет – предмет женской одежды в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре необходимого вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ксандрейка – хлопчатобумажная ткань красного цвета.

 

 

 

Панталоны – длинные мужские штаны,надевавшиеся поверх сапог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ридикюль – дамская сумка мягкой формы из ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серпянка – редкая, неплотная ткань из льняной пряжи.

 

Сукно – шерстяная ткань полотняного переплетения с последующим валянием и отделкой.

Сюртук – деталь мужского костюма, появившаяся в России в первые десятилетия XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тальма – дамская безрукавная накидка из кружев или ткани.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюрлюрлю – длинная женская накидка без рукавов из шелковой шуршащей ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрак – мужская одежда, не имеющая передних пол, а только фалды сзади, внутри которых размещались потайные карманы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фриз – грубая шерстяная ткань со слегка вьющимся ворсом, один из дешевых видов сукна.

Шаль – квадратный или прямоугольный платок очень большого размера из разнообразных тканей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шлафор – просторная домашняя одежда без пуговиц, с большим запахом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эшарп – небольшой шарф из легкой, в данном случае газовой (бареж.) ткани.  


 

 

 

 

 

 

   

1 Лазарев-Грузинский А. С. Воспоминания, А. П. Чехов в воспоминаниях современников. – М., 1955. – С. 122

2 Кирсанова Р. М. Костюм а рус. худ. культуре. – М., 1995. – С.15

3 Белинский В. Г. Петербург и Москва // ПСС. – М., 1955

4 Записки Ф. Ф. Вигеля, 1928 г. – С. 177

5 А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. – М., 1980. – С. 281

6 А. С. Грибоедов «Горе от ума». – М. 2001 г. С.53

7 Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 45

8 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 195

9 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М.,1995. – С. 298

10 Пыляев М. И. Старый Петербург. – М., 1990. – С. 451

11 Демиденко Ю. Б. Костюм и стиль жизни // Панорама искусств. – 1990. - № 11. – С. 81-82

12 Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. – М., 1983. – С. 158

13 Лотман Ю. М.

14 Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. – Л., 1983

15 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 44

16 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 137

17 Набоков В. В. Николай Гоголь // Новый мир. – 1987. - № 4

18 Н. В. Гоголь. Мертвые души. Том 2, последняя глава

19 Набоков В. В. Николай Гоголь // Новый мир. – 1987. - № 4. – С. 189

20 Набоков В. В. Николай Гоголь // Новый мир. – 1987. - № 4. – С. 205

21 Кирсанова Р. М. Костюм – вещь и образ в русской художественной литературе XIX в. – М., 1989. – С. 256

22 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 87

23 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 252

24 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 264

25 Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. – С. 135

 

 


Информация о работе Костюм в русской литературе XIX века