Красноречие Киевской Руси. Кирилл Туровский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 12:10, реферат

Краткое описание

Особо значительное место в его творчестве занимают слова на церковные праздники, рассчитанные на произнесение в церкви во время торжественного богослужения. Продуманность композиции, богатство языка, смелость и яркость метафор и сравнений, мастерство в построении фраз и периодов со всеми ухищрениями риторического искусства (синтаксический параллелизм, обращения, выразительные антитезы и т. д.) — все эти достоинства произведений Кирилла ставят его на один уровень с прославленными византийскими писателями1.

Содержание

Введение
Глава 1. Биография
Глава 2. Литературное наследие
2.1. Молитвы
2.2. Притчи
2.3. Проповеди
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

referat_Kirill_Turovsky.docx

— 52.06 Кб (Скачать файл)

Любопытен третий раздел «Слова». Как бы забыв о женах-мироносицах, Кирилл Туровский весь талант своего красноречия обращает к подвигу веры, совершенному именно Иосифом Аримафейским. Восхваляя его в возгласах ублажения, оратор утверждает, что он «блажен» более херувимов, более патриархов Авраама, Исаака и Иакова, более пророков Моисея, Давида и Соломона, ибо стал «совершителем Божия таинства и пророчскых гаданий раздрешителем». Замечателен своей риторической экспрессией следующий далее пассаж, восхваляющий Иосифа в вопросо-ответной форме: «Кую похвалу створим достойну твоего блаженьства, ли кому уподоблю сего праведника? Како начну или како разложу? Небом ли тя прозову? Но того светлей бысть благочестьем! Ибо во время страсти Христовы небо помрачися и свой свет скры, ты же тогда радуяся на своею руку Бога носяше. Землю ли тя благоцветущую нареку? Но тоя честней ся показа! тогда бо и та страхом трясашеся, ты же с веселием Божие тело с Никодимом в плащаницу с вонями обив положил еси. Апостолом ли тя именую? Но и тех вернее и крепчею обретеся! Еда бо они страха ради жидовска разбегошася, тогда ты без боязни и бесумнення послужил еси Христови…». Впоследствии подобная - любимая Кириллом Туровским - форма похвалы будет подхвачена и развита древнерусской агиографией (Житие Стефана Пермского, Слово о житии и о преставлении князя Димитрия Ивановича).

Размышляя о значении похвалы Иосифу в составе «Слова», некоторые ученые недоумевали относительно того, почему именно на нем оказалось сосредоточенным внимание ритора. Имея в виду тему праздника (Неделя жен-мироносиц), они считали данный раздел всей речи алогичным перекосом. Однако надо учесть то, что «Слово» произносилось как часть богослужения. А в ходе последнего, согласно Студийскому уставу и Цветной Триоди, практиковавшимся во времена Кирилла Туровского, преимущественно вспоминали и славили как раз мироносиц (тропари, стихиры, канон, кондак, синаксарное чтение), причем в течение восьми дней - начиная с утрени субботы второй седмицы и в продолжение всей третьей седмицы вплоть до утрени субботы. Так что своим панегирическим вниманием к Иосифу проповедник как бы компенсировал его сравнительно слабое богослужебное славление.

Кроме того, думается, некоторое объяснение дает рефреном проводимая через все «Слово» мысль о том, что Иосиф, сам будучи иудеем, пошел за Христом, который был погублен иудейским «дерзновением», «жидовским окаменением», «священниками», «фарисеями», «Архиереями», «жрецами»; Иосиф не сказал себе: «Жрецы на мя востанут и озлобят, июдеи вскрамолят и побиют мя, фарисеи разграбят мое богатство, буду же и сборища (то есть собрания, церкви) отлучен», а вопреки «гневу жидовску», «чая тридневнаго воскресения», совершил благо, положив тело Спасителя во гроб, который затем стал для всех исповедающих Христа «престолом Божиим», «олтарем небесным», «покоищем Святаго Духа»; так Иосиф явил исключительный пример преданности Сыну Божию «паче всех святых» Видимо, эта мысль и таит в себе неявно выраженное назидание проповедника его пастве - призыв к неколебимому, бескомпромиссному стоянию за веру в условиях неустойчивого религиозно-нравственного состояния общества. Известно, например, что Кирилл Туровский выступал, за традиционное строгое соблюдение поста по средам и пятницам, критикуя вышеупомянутого Ростовского епископа Феодора, который не только высказывал по этому вопросу либеральное мнение, но еще более согрешал, деспотически закрывая во Владимире храмы и жестоко казня людей, которые не признавали его архиерейства. Подобное поведение высшего церковного сановника, несомненно, должно было восприниматься искренними чадами Церкви весьма болезненно и опасливо как соблазнительное, то есть способное сбить нетвердых в вере с праведного пути. Сказанное, таким образом, не исключает возможности рассматривать «Слово» еще и как рефлекс современных его автору общественных нестроений и его беспокойства о таковых. Неслучайно оно и завершается молитвенным прошением к Иосифу подать «помощь» «граду», князю и народу в «лютых напастях».3

 

 

Заключение

В историю средневековой Руси епископ Кирилл Туровский вошел как выдающийся писатель и проповедник, равного которому ни по объему литературного наследия, ни по авторитету в русском обществе не было по меньшей мере до XVI столетия. Уже вскоре после смерти его называют «вторым Златоустом» («другий Златословесный нашъ в Руси въсиа паче всехъ»), а его сочинения - уникальный случай для средневековой Руси! - включают в сборники наряду с творениями Отцов Церкви. Современные исследователи подтверждают высочайший уровень литературного мастерства и богословской эрудиции туровского проповедника. Так, по словам В. В. Колесова, «вплоть до Державина в русской литературе не появлялся писатель такой силы, значительности и высоты нравственного чувства».

Наиболее полное критическое издание сочинений Кирилла Туровского (притчи и праздничные проповеди) было осуществлено в 1955 - 1958 гг. И. П. Ереминым; цикл «седмичных» молитв издан в 1999 г. Е. Б. Рогачевской. Тем не менее полный корпус сочинений самого выдающегося из писателей средневековой Руси не определен до сих пор.

Епископ Кирилл причислен Церковью к лику святых. Церковная память святителя Кирилла Туровского празднуется 28 апреля, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице  -  в Соборе Белорусских святых.

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

О святителе Кирилле Туровском написано много научных работ, его сочинения неоднократно издавались. Однако, к сожалению, до сих пор не выполнен труд по составлению полного каталога действительно написанного Кириллом, а также лишь приписываемого ему древнерусскими книжниками.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Анисимова О.М., Кусков В.В. и др. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник , Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высшая школа, 1994.

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Аспект Пресс, 2003.

3. Еремин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского, Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966.

4. Карпов Алексей Юрьевич, Люди Древней Руси. IX-XIII вв.

5. Кириллин В. М., Литературное наследие святителя Кирилла Туровского, Белорусская православная церковь Минская духовная Академия и Семинария.

6. Литературное наследие  Кирилла Туровского. – Труды отдела  древнерусской литературы (Института  русской литературы АН), 1955, т. 11; 1956, т. 12.

7. http://www.turov.by/ - Туровская Епархия.

 

 

1 Еремин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского. — В кн.: Еремин И. П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966, с. 132-143.

2 Карпов Алексей Юрьевич (Люди Древней Руси. IX-XIII вв.) - историк, писатель, член Союза писателей России,

3 Профессор Кириллин В. М. «Литературное наследие святителя Кирилла Туровского», Белорусская православная церковь Минская духовная Академия и Семинария.


Информация о работе Красноречие Киевской Руси. Кирилл Туровский