Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

В 1964-1985 годы происходило развитие страны. Большое внимание в СССР уделялось постоянному культурному развитию общества. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались и пользовались наибольшим интересом читателей: В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой»; В.П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.). В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой. В 60-е годы на первый план выходит сохранение традиций русской деревни. В художественном отношении и с точки зрения глубины и своеобразия нравственно-философской проблематики «деревенская проза» - самое яркое и значительное явление литературы 60-80-х годов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. «Деревенская проза» как литературное направление.
Общественная литературная ситуация периода 60-80-е гг.…………………………………………………………………………………...6
Изображение крестьянской жизни в отечественной литературе 60-80-е гг. ……….……………………………………………………………….10

Глава II. Анализ произведений деревенской прозы..
2.1 Образ Матрёны в повести А. И. Солженицына «Матренин двор»………….…………………………………………………………………..13
2.2 Образ Егора Прокудина в рассказе В. М. Шукшина «Калина красная»……………………………………………………………………...…...16
2.3 Способы выражения авторской позиции…………………......…......18

Заключение…………………………………...………………………..….23

Литература…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей.docx

— 63.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социальных технологий

 

 

 

 

Нестерова Надежда Андреевна

(ССО-10-1)

 

КРЕСТЬЯНСКАЯ ТЕМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент 

Медведев П. С. __________

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава I. «Деревенская проза» как литературное направление.

    1. Общественная литературная ситуация периода 60-80-е гг.…………………………………………………………………………………...6
    2. Изображение крестьянской жизни в отечественной литературе 60-80-е гг. ……….……………………………………………………………….10

 

Глава II. Анализ произведений деревенской прозы..

2.1 Образ Матрёны в повести А. И. Солженицына «Матренин двор»………….…………………………………………………………………..13

2.2 Образ Егора Прокудина в рассказе В. М. Шукшина «Калина красная»……………………………………………………………………...…...16

2.3 Способы выражения авторской позиции…………………......…......18

 

Заключение…………………………………...………………………..….23

 

Литература……………………………………………………………..….25

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема крестьянства очень распространена в русской литературе XX века. Литература освещает быт крестьянства, проникает во внутренний мир и характер народа. Русская деревенская проза стремится отобразить картину народной жизни.

В 1964-1985 годы происходило развитие страны.  Большое внимание в СССР уделялось постоянному культурному развитию общества. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства  и чьи произведения широко издавались и пользовались наибольшим интересом читателей: В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой»; В.П. Астафьев   «Царь-рыба» (1976 г.). В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены  размышлениями над нравственной проблематикой. В 60-е годы на первый план выходит сохранение традиций русской деревни. В художественном отношении и с точки зрения глубины и своеобразия нравственно-философской проблематики «деревенская проза» - самое яркое и значительное явление литературы 60-80-х годов.

 «Деревенская проза»  в наши дни является одним  из самых популярных жанров. Современного  читателя волнуют темы, которые  раскрываются в произведениях  этого жанра. Вопросы нравственности, любви к природе, хорошего отношения  к людям и другие проблемы  актуальны и в наши дни. Положения  и выводы курсовой работы могут  послужить основанием для дальнейшей  научной работы по изучению  «деревенской прозы». Материалы  «деревенской прозы» могут быть  использованы в системе общих  курсов теории и истории русской  литературы, специальных курсах  и семинарах, посвященных изучению  указанного периода, а также при  составлении методических рекомендаций  и учебных пособий по изучению  литературы XX столетия.

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа повести А. И. Солженицына «Матренин двор» и рассказа В. М. Шукшина «Калина красная».

Цель определила постановку следующих задач:

  1. Изучить историю жизни писателей в контексте эпохи.
  2. Изучить изображение авторами крестьянской жизни.
  3. Дать характеристику образов главных героев.
  4. Выявить авторскую позицию.

В работе применяется описательный метод.

Предметом исследования является жанр «деревенской прозы».

Объектом исследования – повесть А. И. Солженицына «Матренин двор», рассказ В. М. Шукшин «Калина красная».

Методология и методика работы обусловлена спецификой предмета исследования. Методологической и теоретической базой являются работы ведущих литературоведов, критиков и философов: Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, В. В. Кожинова, С. Бочарова, Ю. И. Селезнева.

«Деревенская проза» и творчество крупнейших ее представителей стали предметом исследования с середины 1960-х годов не только в отечественном, но и в зарубежном литературоведении.

О ней написано немало монографий Л. Л. Теракопян «Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 50 - 70-х гг.» (1978), В. А. Сурганов «Человек на земле. Тема деревни в русской современной прозе 50 - 70-х гг.» (1981), А. Ф. Лапченко «Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов, Ф. Ф. Кузнецов «Кровная связь: Судьбы деревни в советской прозе» (1987), А. Ю. Большакова «Русская деревенская проза XX века» (2002), также огромное количество статей.

Исследовательский интерес к проблемам деревенской прозы постепенно возобновляется, о чем свидетельствует обилие диссертационных работ: И. М. Чеканникова – кандидат филологических наук (Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике») выявила специфики восприятия «деревенской прозы», выразившей русское национальное самосознание, англоязычной критикой, ориентированной преимущественно на модернизм, А. М. Мартазанов – профессор, доктор филологических наук ИнГУ (Идеологический и художественный мир «деревенской прозы») проанализировал как идеологическую, так и эстетическую специфику «деревенской прозы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. «Деревенская проза» как литературное направление

 

1.1 Общественная  литературная ситуация периода  «застоя»

 

Если десятилетие Н. С. Хрущева прошло под знаком реформ, шумных политических, идеологических и хозяйственных кампаний, то двадцатилетие от середины 60-х до середины 80-х гг., когда политическое руководство страны возглавлял в основном Л.И. Брежнев, называют временем застоя — временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Следует отметить, что проводимая экономическая политика провозглашала цели, соответствовавшие духу времени. Она должна была обеспечить значительный рост материального благосостояния советского народа на основе интенсификации общественного производства, главным средством которой выступал научно-технический прогресс.

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

Развитие советской культуры и искусства в 1965-1985 гг. отражало поворот партийно-государственного руководства к политике неосталинизма. В художественных произведениях этого периода ясно возобладал отход от анализа острых проблем современности. В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами "производственной" тематики, где герой - новатор производства открыто вступает в противоборство с косностью и бюрократизмом чиновников. Культура разделилась на официальную и «подпольную», государством не признанную. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров  оказывались в пространстве между официальной и неофициальной культурой. В связи с этим издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.). Особое развитие получила «деревенская проза». Тема деревни никогда не была безразличной русским писателям.

В XX веке приход в литературу писателей-народников был обусловлен общественно-историческими и социально-экономическими причинами, пробуждавшими в людях стремление к свободе, к защите человеческого достоинства и самоутверждению, к независимости от предначертанной судьбы.

Чаще всего писатели - "деревенщики" работали в жанре прозы, так как именно она, с ее тяготением к анализу и обращением к рациональной стороне человеческой психики, была созвучна исторической эпохе, формировавшей у людей волевое, действенное начало. Литература о деревне — явление довольно сложное и многогранное. Она вплотную связана с историческим прошлым народа, с изменениями не только в социальном, но и в духовном мире людей.

 Писатели - «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина) с ужасом наблюдали  исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле. Люди не могут обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.). Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.

Какой бы аспект ни выбирали писатели-деревенщики, у каждого из них чувствовалась глубоко личная, кровная связь с деревней. Это был интерес не временный, на период командировки, не кем-то предложенная тема, а по-настоящему своя, выстраданная. Психологические, мировоззренческие и другие проблемы решались авторами и их героями как бы с одинаковой заинтересованностью. При этом одни писатели проявляли повышенное внимание к современному быту, к незаметным людям, другие обращались к прошлому и в истории искали ответы на вопросы сегодняшней жизни. Деревенская проза всегда вызывала активный отклик в критике, ее авторы часто подвергались пристрастным обвинениям в искажении действительности. Особенно ожесточенными были нападки на; писателей, изображавших послевоенные бедствия и время коллективизации.

50-60-е годы — это особый период в развитии русской литературы. Преодоление последствий культа личности, сближение с действительностью, изживание элементов бесконфликтности, как ювелирные камни приукрашивания жизни — все это характерно для русской литературы этого периода. В это время выявляется особая роль литературы как ведущей формы развития общественного сознания. Это привлекало писателей к нравственной проблематике. Примером этому служит «деревенская проза».

Термин «деревенская проза», включенный в научный оборот и в критику остается спорным. Под термином «деревенская проза» подразумевается особая творческая общность, то есть это в первую очередь произведения, объединенные общностью тем, постановкой нравственно-философских и социальных проблем. Для них характерно изображение неприметного героя-труженика, наделенного жизненной мудростью и большим нравственным содержанием. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров, к использованию местных речений, диалектов, областных словечек. На этой почве вырастает их интерес к историко-культурным традициям русского народа, к теме преемственности поколений. Правда, употребляя в статьях и исследованиях этот термин, авторы всегда подчеркивают, что он носит элемент условности, что пользуются им в узком понимании. Однако писателей сельской темы это не устраивает, ибо ряд произведений значительно выходит за рамки такого определения, разрабатывая проблематику духовного осмысления человеческой жизни вообще, а не только деревенских жителей.

Писатели начинают обращаться к темам, которые раньше были запретными:

  1. Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева и др.).

  1. Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина).

  1. В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).

Таким образом, изображение человека из народа, его философии, духовного мира деревни, ориентация на народное слово — все это объединяет таких разных писателей, как Ф. Абрамов, В. Белов, М. Алексеев, Б. Можаев, В. Шукшин, В. Распутин, В. Лихоносов, Е. Носов, В. Крупин и др.

Русская литература всегда была знаменательна тем, что как ни одна литература в мире занималась вопросами нравственности, вопросами о смысле жизни и смерти и ставила глобальные проблемы. В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев. Тема преемственности поколений, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, проблема духовных истоков народной жизни по-разному решается у разных писателей. [7, c. 100]

Информация о работе Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей