Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

В 1964-1985 годы происходило развитие страны. Большое внимание в СССР уделялось постоянному культурному развитию общества. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались и пользовались наибольшим интересом читателей: В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой»; В.П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.). В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой. В 60-е годы на первый план выходит сохранение традиций русской деревни. В художественном отношении и с точки зрения глубины и своеобразия нравственно-философской проблематики «деревенская проза» - самое яркое и значительное явление литературы 60-80-х годов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. «Деревенская проза» как литературное направление.
Общественная литературная ситуация периода 60-80-е гг.…………………………………………………………………………………...6
Изображение крестьянской жизни в отечественной литературе 60-80-е гг. ……….……………………………………………………………….10

Глава II. Анализ произведений деревенской прозы..
2.1 Образ Матрёны в повести А. И. Солженицына «Матренин двор»………….…………………………………………………………………..13
2.2 Образ Егора Прокудина в рассказе В. М. Шукшина «Калина красная»……………………………………………………………………...…...16
2.3 Способы выражения авторской позиции…………………......…......18

Заключение…………………………………...………………………..….23

Литература…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей.docx

— 63.23 Кб (Скачать файл)

Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно этому дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Сколько тепла, чуткости, задушевности чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей. Автор относится к Матрене с уважением. Он никогда не упрекает героиню, очень ценит в ней спокойствие. Его восхищает ее загадочная улыбка, он сочувствует Матрене, потому что прожила она отнюдь не легкую жизнь. Главные черты, которые отличает автор в героине, - это доброта и трудолюбие. Солженицын откровенно любуется языком героини, который включает диалектные слова. Дуэль, говорит она о сильном ветре. Порчу называет порция. Сохранила эта женщина душу светлую, отзывчивое сердце, но кто оценит ее. Разве что воспитанница Кира да постоялец, а большинство и не догадывается, что жила среди них праведница, прекрасной души человек!

 В статье «Раскаяние и  самоограничение» Солженицын пишет: «Есть такие прирожденные ангелы  – они как будто невесомы, они  скользят как бы поверх этой  жижи /насилия, лжи, мифов о счастье  и законности/, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это праведники, мы видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же…, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели кто по щиколотку, кто по колено, кто по горло…а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившейся души напоминая о себе на поверхности». Матрена, по мысли автора, — идеал русской женщины. “Все мы, — завершает свое  повествование о жизни Матрены рассказчик, — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. [9,c.70]

Все, что говорит А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор » о судьбах русской деревни, показывает, что его творчество было не столько оппозицией к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества.

Он стремился вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.

«Мне жаль Егора из «Калины красной», жаль до боли, до содрогания за эту судьбу, — сказал Василий Макарович Шукшин в одном из последних интервью. — Сложись обстоятельства иначе, он мог бы стать незаурядным человеком. Какой гордый, сильный характер, какой крепкий, надежный человек! Даже будучи вором, он сохранил в себе многое. И как хочется помочь Егору, полюбить его. Но как? Я хотел сказать об ответственности. За все, что происходит сейчас на земле, придется отвечать всем. И за хорошее, и за плохое. За ложь, за бессовестность, за паразитический образ жизни, за трусость и измену — за все придется платить. Платить сполна». [13]

Шукшин считал, что наилучшим образом выразить жизнь можно в «вольном повествовании», в несюжетном построении. «Сюжет – неизбежно запрограммированное нравоучение. Он не разведка жизни, он идет по следам жизни или, что еще хуже, по дорогам литературных представлений о жизни». Цельность повествованию Шукшина придает не сюжет, а воплощенная в нем жизнь человеческой души. В «Калине красной» он показывает Егора Прокудина через «единый закон его жизни, от колыбели до могилы, т.е. формою личности во времени. И тут, как бы ни важен был расцвет личности, он только символически намекает на целое, отнюдь не отменяя весь рост ее, как и упадок». Шукшин выбирает моменты жизни, за которыми просвечивает цельность характера. Душа Егора Прокудина, жаждущая праздника, страдает от страшного раздвоения: это, с одной стороны, жажда гармонии жизни, любовь – к женщине, к природе, а с другой – потребность в немедленном вполне земном воплощении праздничной радости бытия. Произведение складывается из контрастных по состоянию эпизодов, которые к концу повести получают все более яркое выражение. Однако трагический финал предчувствуется буквально с первых моментов.

Шукшин говорил о Егоре Прокудине: «Когда в его юной жизни случилась первая серьезная трудность, он свернул с дороги, чтобы, пусть даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства – предательства матери, общества, самого себя. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным. Разве не самое интересное и не самое поучительное обнаружить, вскрыть законы, по которым строилась (и разрушалась) эта неудавшаяся жизнь? Вся судьба Егора погибла – в этом все дело, и не важно, умирает ли он физически. Другой крах страшнее – нравственный, духовный. Необходимо было довести судьбу до конца. До самого конца... он сам неосознанно (а может, и осознанно) ищет смерти». [13]

Сострадание и любовь Шукшин считает главными качествами писателя. Только они позволяют ему увидеть ту правду жизни, которую не получишь простым арифметическим сложением малых Правд (Шукшин искал именно Правды как всей истины, не случайно в определении «нравственность есть Правда» он пишет это слово с большой буквы). 

Шукшин видел грязную сторону жизни, страшно страдал от несправедливости и лжи, но именно чувство любви, а также вера в то, что литературное  дело имеет чрезвычайную важность для жизни народа, привели его к созданию целостных образов. Отсутствие же этого чувства, как правило, приводило русских писателей, не приемлющих окружающей действительности, к деградации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Русская литература всегда была знаменательна тем, что как ни одна литература в мире не занималась вопросами нравственности, вопросами о смысле жизни и смерти и ставила глобальные проблемы. В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев. Тема преемственности поколений, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, проблема духовных истоков народной жизни по-разному решается у разных писателей.

«Деревенская проза» в наши дни является одним из самых популярных жанров. Современного читателя волнуют темы, которые раскрываются в произведениях этого жанра. Вопросы нравственности, любви к природе, хорошего отношения к людям и другие проблемы актуальны и в наши дни.

С приходом писателей-деревенщиков в русской литературе появились и новые герои — люди из простого народа, новые характеры.

Одна из самых любопытных особенностей «деревенской прозы» – тот тип героя, который становится в ней основным духовно-нравственным ориентиром.

Герои «деревенской прозы» - это коренные сельские жители, натуры мягкие и цельные, совестливые, добрые и доверчивые, высоконравственные, добрые люди, способные на самопожертвование. Герои произведений А. И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена и        В. М. Шукшина «Калина красная» - Егор Прокудин кажутся совершенно разными людьми. Матрена – праведница, простая русская женщина, скромная, добрая, всем помогающая безвозмездно. Егор – вор, «сорокалетний стриженый» уголовник, отсидевший очередной срок.  Но с первых строк рассказа «Калина красная» мы понимаем, Егор - человек со сложным, но богатым внутренним миром. Разговаривая с незнакомым таксистом, он пытается выяснить у того, что же такое радость и умеет ли он радоваться? По сути, это один из философских вопросов – «что такое счастье»? Прокудина волнуют подобные проблемы. Сам он никак не может обрести хотя бы покоя в жизни, уж не говоря о счастье. Егор предстает перед читателем как сильная личность и глубоко переживающий человек. Из темного воровского мира он шагнул в новое и  светлое. Его  душа осталась чистой,  он не хочет возвращаться в прошлое.  Автор показывает,  что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Он по-прежнему упрям и напорист. В нем не умерли общечеловеческие ценности – уважение к женщине, старикам, дружбе. Это вселяет надежду, что у него есть шанс на социальное выздоровление.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее "дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый". Все в деревне решили, что в ней — порча. Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников. Жизнь нелегкая, "густая заботами", — Солженицын не прячет этого ни в одной детали. Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Несмотря на тяжелую жизнь, многочисленные обиды и несправедливости,  
Матрена до конца оставалась добрым, светлым человеком.

Думаю, эти герои достойны уважения, хотя бы, потому что, не смотря на их различные, но в тоже время трагичные  судьбы, в них сочетаются такие качества как истинная доброта, нравственность, независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апухтина В.А. Современная советская проза. 60-70-е годы. — М., 1984.
  2. Агеносов В. В. [и др.] Русская проза конца XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. В. Агеносов, Т. М. Колядич, Л. А. Трубина; под ред. Т. М. Колядич. —М.: Академия, 2005. — 424 с.
  3. Большакова Л. А. Очерки истории русской литературы XX века. вып. 1. —М., 1995. — 134 с.
  4. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник/Ю.Б. Борев.— М.: Высш. шк., 2002. — 511с.
  5. Бурцева Е.Н. Русская литература XX века: энциклоп. изд.— М.: Глория, 2003.
  6. Винокур Т. Г. С новым годом, шестьдесят вторым// вопросы литературы. Ноябрь – декабрь. — М., 1991. — С.448-69
  7. Кормилов С. И. История русской литературы XX века. вып. 1. — М., 1995. — 134 с.
  8. Лихачев Д. С. Заметки о русском // Избранные работы в трех томах. Том 2. —Л.: Худож. лит., 1987. — С. 418-494
  9. Паламарчук П. Г. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. —М., 1994. —285 с.
  10. Солженицын А.И. Матренин двор. — СПб: Азбука, 1999.
  11. Шукшин В.М. Калина красная. — М.: АСТ, 2006. — 435 с.
  12. Шукшин В.М. Рассказы. — Л.: Лениздат, 1983. — 477 с.
  13. www.shuckshin.narod.ru  [электрон. ресурс]
  14. www.hi-edu.ru  [электрон. ресурс]        

 

 

 

 

 


Информация о работе Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей