Кризис сознания отца в романе Арундати Рой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Отношение отца и сына сложны и многогранны. Ученый, культуролог Владимир Варава в предисловии к своей книге пишет «Смерть отца.. что может быть страшнее, ужаснее, невыносимее этого? Это событие по своей сути сродни смерти Бога. Как будто надломлен ствол самого бытия и бездна пустоты и мрака разверзлась над тобой во всей своей ужасающей немоте». В книг «Бог мелочей» речь идет не о переживаниях смерти отца. Здесь проблема намного шире, намного сложнее.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Категории традиционной поэтики «авторская позиция», «авторская точка зрения», какие-либо проявления оценочности, существенные для литературы предшествующих культурно-исторических эпох, в поэтике постмодернизма попросту отмирают.

Авторская маска –  термин постмодернизма, предложенный американским критиком Мамгреном (1985). При исследовании организации текстовых  структур произведений постмодернизма ученые выявили различные способы  создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, повествования фрагментами, восприятие мира как лишенного смысла, закономерности и упорядоченности. Пришли к мнению, что все эти способы разрушают традиционные повествовательные связи внутри произведения, отвергают привычные принципы его организации. Однако возник вопрос – что же является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает разрозненные материал в нечто, заставляющее воспринимать себя как целое. Мамгрен предположил, что таким центром является образ автора в романе, или авторская маска. Именно она настраивает читателя на определенное восприятие, организует реакцию, обеспечивая тем самым необходимую литературную коммуникативную ситуацию. Маска автора – это принцип игровой реализации образа автора, предполагающее его введение в текст в качестве травестированного (переодетого, завуалированного) автора-персонажа, колеблющегося между позициями гения/клоуна, от лица которого ведется повествование. Самоиронизирование и самопародирование лишают высказывания этого гения значения авторитарности. Либо в повествовании есть образ героя-рассказчика, подвергающийся иронизированию, пародированию, нередко абсурдизации и шизоизации.

В середине 1990-х годов  в некоторых кругах возникло ощущение исчерпанности постмодернизма. Стали говорить о грядущем пост-постмодернизме. Возникла ироничность, направленная уже не к предшествующим ценностям, а к самому постмодернизму, главным образом к его идеям «смерти автора», «конца истории», самоценности непосредственных жизненных явлений. Предсказывали конец постмодерна, но вопреки декларациям и заключениям о его смерти он пока не ушел в историю.

 

Глава 2. Специфика индийской  культуры,отражение религии на искусстве.

Индия - одна из самых  прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравнится с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота.

К сожалению, в экономическом  плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, но это не оказало влияния традиции и культурные особенности страны.

В силу того, что в Индии 25 штатов и у каждого штата  свой язык, своя нация разные и религии. Можно сказать, что Индия - это  созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира. И хотя, главное, почетное место занимает индуизм, но и другие религии имеют важное место в культурной жизни этой страны. Религия оказывает основное влияние на построении культуры страны, потому как культура развивается с древности и ее обычаи переживают века.

К Индии применяют  определение "традиционное общество" или "общество традиционного типа" - одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся  традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада.

Во-вторых, в обществах  традиционного типа человек связан со своей социальной группой и  подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия.

В-третьих, мировосприятие человека в обществах традиционного  типа характеризуется неотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и природное воспринимается как нечто единое, неразрывное и гармоничное.

В-четвертых, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций  являемся миф.

В то же время по отношению  к Культуре Индии необходимо выделить несколько специфических черт, присущих только для неё.

Культура Индии –  одна из самых оригинальных и уникальных. Её самобытность заключается, прежде всего, в богатстве и многообразии религиозно- философских учений. Именно поэтому уже в далёкой древности Индию назвали "страной мудрецов".

Вторая особенность  индийской культуры связана с  её обращённостью к Вселенной, её погружённостью в тайны мироздания.

Третью важную черту  индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет её обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие  индийской культуры составляют также её удивительная музыкальность. Ещё одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви – чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской  культуры во многом обусловлена особенностями  индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности – от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.

 

В Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести

 

 Искусство Индии - отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а литературные источники- передавались из уст в уста от брахманов их ученикам.

Во-вторых, в древней Индии не было своих историографов, и часто практически невозможно установить не только автора, но и приблизительное время создания.

В-третьих, Индия многонациональная  и многоязычная страна, где живут  разные народы, создавшие свою мифологию, свою литературу.

В развитии искусства  Индии можно условно выделить: этап ведической литературы, этап буддистской  культуры, период взаимопроникновения  в индийскую культуру культур  завоевателей: греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами ее искусство по большей части жило прошлыми традициями.

Индийскому искусству  присущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена.

Во-первых, традиционность: как бы ни изменялись времена, религии, политическая картина, оно сохраняет  свое неповторимое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.

Во-вторых, динамичность. В отличие от других восточных  художественных традиций, его пронизывают  танец, движение, ритм, присутствующий явно или в скрытом виде во всех видах искусства. Особенно явственно это выступает в архитектурно-скульптурных ансамблях.

В-третьих, чувственность.

Представляя весь мир, как  результат божественной любви, сначала  индийская мифология, а потом  и философско-религиозные учения, и наконец, искусство прославляют  чувственную форму любви, не видя в ней низменного. Наоборот, любовь выступает как великое творческое начало мира и поэтому также оснащена традицией.

В-четвертых, символичность.

Искусство соединяет  религию, философию, поэзию в единый образ мира. Каждый такой образ  связан тысячами связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир значения и смысла.

Индийская культура - одна из первых культур Востока, которая  не прекратила своего существования, а  остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, но и переосмысления их с позиции современности.

Индия так же является страной, где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направления искусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни в какой другой стране мира. Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индии исповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а религии откладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепно переплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это сделало культуру Индии непохожей ни на одну другую культуру в мире.

Главной особенностью культуры Древней Индии является её самобытный характер, что можно объяснить  относительной изоляцией, в которой  долгое время развивалась Индия. Древнеиндийская культура обладает разнообразием, характерной чертой её была развитая духовность. Это проявлялось в преобладании интереса к внутреннему миру человека, отсутствовали однозначные решения тех или иных проблем, наблюдался слабый интерес к вопросам мироздания.

Но в центр множества  учений, начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, его путь к самосознанию и самосовершенствованию, несмотря на то, что вся восточная культура не знает проблемы человека, как предмета для анализа. Поэтому в Индии, как и во многих последующих культурах, так сильна этическая сторона жизни человека и общества, такое большое значение имеют традиции.

Индийская культура - одна из первых культур Востока, которая  не прекратила своего существования , а остается живой культурой с  глубокой древности и до наших  дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, но и переосмысления их с позиции современности.

Индийская культура, представляющая собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине реки Инд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга, совершенно уникальна даже в тех своих сторонах, которые обнаруживают сходство с другими народами, вышедшими " из единой праиндоеаропейской общины".

Духовная культура Индии  соединяет в себе представления  о космической первооснове всего  сущего со стремлением человека к  самосовершенствованию, позволяющему ему преодолеть объективную причину  его существования. Во многих религиозных  системах Индии соединяются фатализм и представления о возможности преодоления фатальной необходимости. При этом практически всегда главная роль отводится сознательному поведению и образу жизни самого человека.

Индийские мыслители  создали первую в истории Востока  сравнительно цельную систему философских взглядов, выработали ее основные категории и понятия. Впервые в истории культуры в Индии встречаются как идеалистические, так и материалистические взгляды на мир.

 

 

Глава 3. Кризис сознания.

 
Сомнения - признак кризиса сознания. Кризис сознания говорит о том, что жизнь посылает ситуации, которые своими силами разрешить уже не получается, а значит пришло время обращаться за помощью к тем, чьё сознание находится на более высоком уровне. Это и есть аскеза. Аскеза - это не только умение терпеть неудобную ситуацию, но и смиренное принятие своей ограниченности.

Жизнь человека предназначена  для аскезы, однако человек никак  не хочет с этим примириться. Он старается  всячески избегать любых неудобств, делая свою жизнь всё более  несчастной. Но только разумная аскеза способна дать человеку доступ к неограниченному счастью. Этот мир по определению ограничен. Ни чем невозможно наслаждаться постоянно. Всё имеет свой срок годности, а если срока годности нет, значит этим лучше вообще не пользоваться, так как это смертельный яд. 
 
За всё надо платить, и если мы готовы платить такую высокую цену за счастье в виде страданий, почему бы не заплатить достойную цену за настоящее счастье. Для его обретения человек должен заплатить аскезой. Что это значит? Это значит, что нельзя в этом мире делать что попало, надо ограничивать свои желания так, чтобы это приводило к возвышению сознания.

Особенно важным является ограничение отношений с противоположным  полом. Любая вольность в этом плане сразу же уничтожает результаты всех аскез человека. Мы живём в мире отношений, поэтому отношения должны быть интересными, полноценными и удовлетворяющими. Это возможно только в том случае, если они строятся по принципам, заявленным в священных трактатах. Веды предписывают духовную близость, а не телесную.

Информация о работе Кризис сознания отца в романе Арундати Рой