Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:01, лекция
Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже веков. Распространение социалистическитх идей в среде английской интеллигенции (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.
Критический реализм в английской литературе. Дж. Мередит (1828-1909): гражданский пафос произведений 70-х годов (“Карьера Бьючемпа”,1875). Подробности и формы внутренних переживаний героев, интерес к умственно-речевым процессам и ассоциативному мышлению с его произвольными движениями (роман “Эгоист”, 1879). Демонстрация замкнутости изображения внутренней жизни в романах 80-90-х годов (“Трагические комедианты”, “Диана из Кросуэйз”, “Лорд Ормонт и его Оминта”).
Социо-культуральная панорама Англии на рубеже веков.
“Аналитический” реализм в литературе Англии.
Творчество Б. Шоу
Тема №9. Критический реализм в литературе Англии 1871-1917 гг.
План
Литература
История английской литературы. Т. 3. – М., 1957
Кеттл А. Введение в английский роман. Т. 2.-М., 1966
Урнов М. На рубеже веков. (Очерки английской литературы. Конец Х1Х- начало ХХ в.)- М., 1970
Урнов М. Томас Гарди. Очерк творчества. – М., 1969
Дьяконова Н.Я Джон Голсуорси. Очерк творчества – М., 1960.
Гражданская З. Бернард Шоу. – М., 1965
Хьюз Э. Бернард Шоу.- М., 1966
Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже веков. Распространение социалистическитх идей в среде английской интеллигенции (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.
Критический реализм в английской литературе. Дж. Мередит (1828-1909): гражданский пафос произведений 70-х годов (“Карьера Бьючемпа”,1875). Подробности и формы внутренних переживаний героев, интерес к умственно-речевым процессам и ассоциативному мышлению с его произвольными движениями (роман “Эгоист”, 1879). Демонстрация замкнутости изображения внутренней жизни в романах 80-90-х годов (“Трагические комедианты”, “Диана из Кросуэйз”, “Лорд Ормонт и его Оминта”).
Самюэль Батлер (1835-1902) – “первый” и “последний ” викторианец. Споры с религией, с дарвинистами, исследование “Одиссеи”, “ревизия” сонетов Шекспира. Сатирический роман Батлера “Едгин (1872)”, связь идеи романа с “Утопией” К. Мора. Семейная хроника “Путь всякой плоти” (1903): критика викторианской идеологии, пафос самоутверждения личности, позиции эпикурейства и скепсиса, сатира и ирония в романе.
Томас Гарди (1840-1928) -автор цикла “Романы характеров и среды”. “Тэсс из рода Д Эрбервиллей” - роман о гибели доброго начала, красоты, человечности. Образ Энджела Клэра в романе. Протест Гарди против догм, против относительности и несостоятельности ходячих мнений и философских афоризмов , служащих проповеди насилия или смирения. Образ Тэсс, способность героини к протесту, развитие характера. Трагедия простого человека в романе.
Джон Голсуорси (1867-1933). Роман “Вилла Рубейн”(1900), “Остров фарисеев” (1904). Роман “Собственник”: понятие “форсайтим”, проблематика романа. Образ Сомса Форсайта – воплощение собственнических инстинктов буржуазного общества. “Собственник” в структуре “Саги о Форсайтах” Голсуорси.
Бернард Шоу (1856-1950). Фабианство
Шоу. Эстетические взгляды Шоу. Критика
Шоу предшествующей
Тема № 10. О. Уайльд – теоретик
и практик английского
План
Литература
Парсон Х. Оскар Уайльд. Жизнь и творчество. Перев. с англ. .- М., 2002
История английской литературы Т. 3.- М., 1997
Зарубежная литература конца Х1Х-начала ХХ века. Уч. пособие. – М., 2003.
История зарубежной литературы конца Х1Х-начала ХХ века. / Под ред Л.Г. Андреева. – М., 1978
Оскар Уайльд (1854-1960) – глава английского эстетизма. Влияние Дж. Рёскина и У. Пейтера на формирование эстетических воззрений Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Книга “Замыслы” - изложение эстетического кредо Уайльда. Периодизация творчества Уайльда: 80-е годы (“Стихи”, лекция “Ренессанс английского искусства”); 90-е годы (“Преступление лорда Севиля и другие рассказы”, книга критических этюдов “Замыслы”, пьесы “Веер леди Уиндермир”, “Женщина, не стоящая внимания”, “Идеальный муж”, “Баллады Рэдингской тюрьмы”),40-50-е годы творчества. Уайльд-поэт. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда (“Счастливый принц”, “Гранатовый домик”, “Соловей и роза”). Неоромантические черты в сказках Уайльда. “Портрет Дориана Грэя”. Жизнь в качестве свободного эксперимента – идея образа Дориана Грэя. Театральный взгляд на реальность, превращение жизни в гротескную сценическую площадку. Значение образа лорда Генри для развития сюжета и идейной основы романа. Смысл финала жизни Дориана Грэя в романе. Тема двойника в “Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда” Стивенсона и в романе Уайльда. Проблематика романа. Драматургия О. Уайльда. Декадентские мотивы в “Саломее”. Трактовка бибилейского мифав пьесе. Реалистические черты в комедиях Уайльда. (“Идеальный муж”, “Как важно быть серьёзным”). Поздний Уайльд. Отход писателя от эстетизма. Культ страдания в “De profundo” и в “Балладе Рэдингской тюрьмы”.
Тема № 11. Литература США на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Литература
История американской литературы. – М., 1998
Засурский Я. Американская литература ХХ века.. – 1966
Боброва М. Марк Твен. Очерк творчества. – М., 1962
Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.
Засурский Я. Теодор Драйзер. Очерк творчества. – М., 1988
История всемирной литературы. В 9-ти томах. Т. 7-8.- М., 1991-1994
Зарубежная литература конца Х1Х-начала ХХ века. – М., 2003
Специфика литературы
США: регионализм, поздний реализм (Э.
Дикинсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Становление
реализма в американской
Американский натурализм (Х. Гарленд, С Кейн, Ф. Норрис) как эстетическая реакция на “нежный реализм”. Специфика наутрализма в США и его роль в становлении реалистического романа.
Марк Твен (1835-1910) – основоположник реализма в американской литературе, создатель эпоса американской жизни. Ранние юмористические рассказы М. Твена, их фольклоризм, пародийная установка и юмористический колорит. Просветительский идеал “естественного” бытия в “Приключениях Тома Сойера”, “Приключениях Гекльберри Финна”. Образ Миссисипи в повести, его символическое значение. Романы Твена на историческую тему (“Принц и нищий”, “Янки при дворе короля Артура”). Значение Твена для последующего развития литературы США.
Джек Лондон (1878-1916). Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенесера и Ф. Ницше на формирование писателя. Романтические традиции в творчестве Д. Лондона. Поэтизация Севера в цикле “Северные рассказы”. Романтизация брьбы с природой (“Любовь к жизни”). Критика ницшеанства в романе “Морской волк”. Тема художника из народа в романе “Мартин Иден”, преодоление “спенсеризма”. Духовный кризис писателя. Место Д. Лондона в литературе критического реализма США.
Теодор Драйзер (1871-1945). Влияние философии Г. Спенсера на Драйзера. Бальзаковские традиции и мотивы в романе “Сестра Керри”. Изображение американского общества в романе. Развитие характера Керри. Трагизм жизни, переданный в образе Герствуда. Олицетворение угрозы нищеты, которой удалось избежать Керри. “Сестра Керри” - программное произведение в творчестве Драйзера. Проблемы романа, продолженные в творчестве Драйзера: судьба человека в американских “джунглях” в романе “Дженни Герхардт”; проблема жизни “ради удовлетворения своих желаний” в “Трилогии желаний” (“Гений”, “Стоик”, “Финансист”). Торжество реалистических принципов в романе “Сестра Керри” (обрисовка городских пейзажей, фон романа, портреты эпизодических героев, мастерство реалистической детали). Принцип типизации, раскрытие сложной взаимосвязи общественных явлений, человеческих судеб и характеров, умение видеть за кажущимся аморфным и случайным скоплением фактов действие законов современного Драйзеру общества. Гуманистический эстетический идеал Драйзера позволяет писателю реалистически раскрыть призрачность успеха и реальность поражения, иссушающего человеческую душу. “Сестра Керри” - роман-биография: одна сюжетная линия – все действие сосредоточено вокруг главной героини, а остальныен образы дополняют и раскрывают эволюцию центрального образа. Острота и драматичнсоть конфликта. Интерес писателя к драме в “Сестре Керри”: не только в описании театрального мира, но и в построении диалогов, в коллизии, в композиции. Драматургичность связана с приемом контрастности, с умением сопоставлять и сталкивать характеры, образы, явления, картины, чтобы яснее выявить суть вещей.. Приверженность в “Сестре Керри” к графичности и зрительности письма (описание Нью-Йорка в метель, ночные скитания Герствуда ). Значение романа “Сестра Керрии” в творчестве Т. Драйзера.
Тема № 12. Славянские литературы на рубеже Х1Х-ХХ веков
Литература
Критический реализм в литературе западных и южных славян. – М., 1965
Литература славянских и балкарских народов конца Х1Х-начала ХХ века. –М., 1975
История зарубежной литературы конца Х1Х-начала ХХ века. – М., 2003
Центральная и Юго-Восточная Европа на рубеже веков. Национально-освободительное движение народов, первая и вторая балканские войны. Возникновение широкого рабочего движения, распространение социалистических и марксистских идей. Влияние русской революции 1905 года на ситуацию в Центральной и Юго-Восточной Европе . Неравномерность культурного и литературного развития стран региона. Специфика литературного процесса в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: сильная романтическая традиция, несформированность натурализма и ограниченность декадентских тенденций.
Критический реализм и творчество Б. Пруса (1847-1912): повесть “Форпост”, романы “Кукла”, “Фараон”. Проблема борьбы за власть в романе (конфликт между Рамсесом Х111 и кастой жрецов, исследование внутренних механизмов управления государством).
Реализм как творческий метод призведений Э. Ожешко (1841-1910): рассказ “Голодный год”, роман о женской эмансипации“Марта” , сатира на шляхту в романе “Помпалиньские”. Вершина Художественного мастерства Э. Ожешко – роман “Над Неманом” (1887). Проблематика романа.
Генрик Сенкевич (1846-1916)
и достижение польского
Иван Вазов (1850-1921) - классик болгарской литературы на рубеже веков.Поэмы “Громада” и “Загорка”. Прославление исторических дел народа Болгарии в цикле поэм “Эпопея забытых”(1881-1883). Роман “Под игом” (1889) – “изображение жизни болгар в последние годы рабства и революционного духа в эпоху Апрельского восстания” (И. Вазов). Тема борьбы освобождения родины от иноземных захватчиков. Главные герои романа Бойчо Огнянов, Рада, Боримечка и др. – люди высоких идеалов, моральной стойкости, смелости и беззаветной преданности делу борьбы. Возвышающая романтика действий героев романа. Народные массы как главная движущая сила восстания. Лагерь иноземных угненателей-турок и местных реакционеров (Юрдан Диамандиев). “Под игом” - жанр национально-исторической эпопеи.
Символизм в славянских литературах (О. Жупанович, И. Краско, Т. Траянов, Д. Стоянов). Особенности модернизма в литературах Центральной и Юго-Восточной Европы. “Молодая Польша”. Роль русской литературы в развитии славянских литератур.
Тема № 13. Литература стран Азии на рубеже веков – Х1Х и ХХ.
Литература
Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения. _ М., 1961
Григорьева Т. Лагунова В. Японская литература. Краткий очерк. – М., 1964
История современной японской литературы. – М., 1991
Коренные изменения в жизни народов Востока на рубеже веков – Х1Х и ХХ. Империалистическая экспансия и освободительное движение на Востоке. Изменения в литературах стран Азии. Связь литературы с национально-освободительной борьбой, уход от фольклорных и средневековых традиций. “Скоростное” движение литературы стран Азии от романтизма к реализму. Процесс ускоренного развития литератур Востока в конце Х1Х века – начале ХХ объясняется как причинами внутреннего порядка – фундаментальными изменениями во всей материальной и духовной жизни народов Азии, так и влиянием общественной мысли, культуры и литературы стран Западной Европы, России и США. В странах Востока зарождается и сравнительно небольшой срок складывается литература нового типа. Она не проходит последовательно те фазы, которые прошла литература Европы, и не оформляется в те же направления. Одновременное знакомство стран Востока с различными методами и школами Запрада (романтизмом, реализмом, натурализмом, импрессионизмом) находят своеобразное отражение в ппроцессе создания новой поэзии и новой прозы. Интенсивность переводческой деятельности на Востоке, её историко-географические и политические условия. Литература стран Ближнего и Среднего Востока (Турция, Иран, Арабские Эмираты), влияние французской литературы. Литература стран Южной и Юго-Восточной Азии(Индия, Непал, Бирма, Цейлон) испытала влияние английской литературы. Литературы стран Дальнего Востока (Япония, Китай, Корея) – русской и английской литературы. Распространение модернистских течений в литературах стран Азии было незначительным. Просветительский характер литературы в рассматриваемый период. Идейное размежевание писателей и художественно-эстетическое расслоение. Освоение новых жанров, художественных приемов, эстетических принципов и верность национальным традициям и фольклорным мотивам – специфика литератур стран Азии.
Информация о работе Критический реализм в литературе Англии 1871-1917 гг