Критический реализм в литературе Англии 1871-1917 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:01, лекция

Краткое описание

Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже веков. Распространение социалистическитх идей в среде английской интеллигенции (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.
Критический реализм в английской литературе. Дж. Мередит (1828-1909): гражданский пафос произведений 70-х годов (“Карьера Бьючемпа”,1875). Подробности и формы внутренних переживаний героев, интерес к умственно-речевым процессам и ассоциативному мышлению с его произвольными движениями (роман “Эгоист”, 1879). Демонстрация замкнутости изображения внутренней жизни в романах 80-90-х годов (“Трагические комедианты”, “Диана из Кросуэйз”, “Лорд Ормонт и его Оминта”).

Содержание

Социо-культуральная панорама Англии на рубеже веков.
“Аналитический” реализм в литературе Англии.
Творчество Б. Шоу

Вложенные файлы: 1 файл

темы лекций.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Тема №9. Критический реализм в литературе Англии 1871-1917 гг.

План

  1. Социо-культуральная панорама Англии на рубеже веков.
  2. “Аналитический” реализм в литературе Англии.
  3. Творчество Б. Шоу

 

Литература

История английской литературы. Т. 3. – М., 1957

Кеттл А. Введение в английский роман. Т. 2.-М., 1966

 Урнов М. На рубеже  веков. (Очерки английской литературы. Конец Х1Х- начало ХХ в.)- М., 1970

Урнов М. Томас Гарди. Очерк творчества. – М., 1969

Дьяконова Н.Я Джон Голсуорси. Очерк творчества – М., 1960.

Гражданская З.  Бернард Шоу. – М., 1965

Хьюз Э. Бернард Шоу.- М., 1966

 

Кризис викторианства как  системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже веков. Распространение социалистическитх идей в среде английской интеллигенции (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.

Критический реализм в английской литературе. Дж. Мередит (1828-1909): гражданский пафос произведений 70-х годов (“Карьера Бьючемпа”,1875). Подробности и формы внутренних переживаний героев, интерес к умственно-речевым процессам и ассоциативному мышлению с его произвольными движениями (роман “Эгоист”, 1879). Демонстрация замкнутости изображения внутренней жизни в романах 80-90-х годов (“Трагические комедианты”, “Диана из Кросуэйз”, “Лорд Ормонт и его Оминта”).

Самюэль Батлер (1835-1902) – “первый” и “последний ” викторианец. Споры с религией, с дарвинистами, исследование “Одиссеи”, “ревизия” сонетов Шекспира. Сатирический роман Батлера “Едгин (1872)”, связь идеи романа с “Утопией” К. Мора. Семейная хроника “Путь всякой плоти” (1903): критика викторианской идеологии, пафос самоутверждения личности, позиции эпикурейства и скепсиса, сатира и ирония в романе.

Томас Гарди (1840-1928)  -автор цикла “Романы характеров и среды”. “Тэсс из рода Д Эрбервиллей” - роман о гибели доброго начала, красоты, человечности. Образ Энджела Клэра в романе. Протест Гарди против догм, против относительности и несостоятельности ходячих мнений и философских афоризмов , служащих проповеди насилия или смирения. Образ Тэсс, способность героини к протесту, развитие характера. Трагедия простого человека в романе.

Джон Голсуорси (1867-1933). Роман “Вилла Рубейн”(1900), “Остров фарисеев” (1904). Роман “Собственник”: понятие “форсайтим”, проблематика романа. Образ Сомса Форсайта – воплощение собственнических инстинктов буржуазного общества. “Собственник” в структуре “Саги о Форсайтах” Голсуорси.

 Бернард Шоу (1856-1950). Фабианство  Шоу. Эстетические взгляды Шоу. Критика  Шоу предшествующей драматургической традиции. Влияние Ибсена на Шоу.Книга Шоу “Квинтэссенция ибсенизма”. Проблема идеала. Основные циклы пьес Б. Шоу (“Неприятные пьесы”, “Приятные пьесы”, “Пьесы для пуритан”, “Пьесы последних лет”). “Профессия миссис Уоррен”: диалектика характеров и понятий, обстоятельность ремарок, прием “дискуссии”. Конфликт “идеалистов” и “реалистов” в пьесе “Кандида”. “Парадоксы самопознания личности в пьесе “Ученик дьявола. “Дом, где разбиваются сердца” - образец интеллектуальной драмы-“дискуссии”. Смысл подзаголовка пьесы. Проблема интеллигенции в драме. Сущность и характер конфликта. Антивикторианский парадокс Шоу. Значение Шоу для становления “новой драмы” и развития мировой драматургии ХХ века

 

 Тема № 10. О. Уайльд – теоретик  и практик английского эстетизма.

План

    1. Модернизм в английской литературе на рубеже веков.
    2. Периодизация творчества О. Уайльда.
    3. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда.
    4. “Портрет Дориана Грэя” образец английского эстетизма.
    5. Реалистические черты в драматургии О. Уайльда.

 

Литература

Парсон  Х. Оскар Уайльд. Жизнь и творчество. Перев. с англ. .- М., 2002

История английской литературы Т. 3.- М., 1997

Зарубежная литература конца Х1Х-начала ХХ века. Уч. пособие. – М., 2003.

История зарубежной литературы конца Х1Х-начала ХХ века. / Под ред Л.Г. Андреева. – М., 1978

Оскар Уайльд (1854-1960) – глава английского эстетизма. Влияние Дж. Рёскина и У. Пейтера  на формирование эстетических воззрений Уайльда.  Уайльд и прерафаэлиты. Книга “Замыслы” - изложение эстетического кредо Уайльда. Периодизация творчества Уайльда: 80-е годы (“Стихи”, лекция “Ренессанс английского искусства”); 90-е годы (“Преступление лорда  Севиля и другие рассказы”, книга критических этюдов “Замыслы”, пьесы “Веер леди Уиндермир”, “Женщина, не стоящая внимания”, “Идеальный муж”, “Баллады Рэдингской тюрьмы”),40-50-е годы творчества. Уайльд-поэт. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда (“Счастливый принц”, “Гранатовый домик”, “Соловей и роза”). Неоромантические черты в сказках Уайльда. “Портрет Дориана Грэя”. Жизнь в качестве свободного эксперимента – идея образа Дориана Грэя. Театральный взгляд на реальность, превращение жизни в гротескную сценическую площадку. Значение образа лорда Генри для развития сюжета и идейной основы романа. Смысл финала жизни Дориана Грэя в романе. Тема двойника в “Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда” Стивенсона и в романе Уайльда. Проблематика романа. Драматургия О. Уайльда. Декадентские мотивы в “Саломее”. Трактовка бибилейского мифав пьесе. Реалистические черты в комедиях Уайльда. (“Идеальный муж”, “Как важно быть серьёзным”). Поздний Уайльд. Отход писателя от эстетизма. Культ страдания в “De profundo” и в “Балладе Рэдингской тюрьмы”.

 

 Тема № 11. Литература США  на рубеже Х1Х-ХХ веков.

План

  1. Специфика литературного процесса в США в рассматриваемый период.
  2. Американский натурализм.
  3. М. Твен – основоположник реализма в США.
  4. Творчество Д. Лондона.
  5. Реализм Т. Драйзера.

Литература

История американской литературы. – М., 1998

Засурский Я. Американская литература ХХ века.. – 1966

Боброва М. Марк Твен. Очерк творчества. – М., 1962

Богословский В.Н.  Джек Лондон. – М., 1964.

Засурский Я. Теодор Драйзер. Очерк творчества. – М., 1988

 История всемирной литературы. В 9-ти томах. Т. 7-8.- М., 1991-1994

Зарубежная литература конца Х1Х-начала ХХ века. – М., 2003

 Специфика литературы  США: регионализм, поздний реализм (Э. Дикинсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Становление  реализма в американской литературе. “Нежный реализм” У. Хоуэллса. Нравственно-психологическая  направленность творчества Г. Джеймса. Влияние европейских писателей на становление Г. Джеймса. Джеймс и Тургенев. Литература “Разгребателей праха”. Поэзия Карла Сэндберга.

Американский натурализм (Х. Гарленд, С Кейн, Ф. Норрис) как эстетическая реакция на “нежный реализм”. Специфика наутрализма в США и его роль в становлении реалистического романа.

Марк Твен (1835-1910) – основоположник реализма в американской литературе, создатель эпоса американской жизни. Ранние юмористические рассказы М. Твена, их фольклоризм, пародийная установка и юмористический колорит. Просветительский идеал “естественного” бытия в “Приключениях Тома Сойера”, “Приключениях Гекльберри Финна”. Образ Миссисипи в повести, его символическое значение.  Романы Твена на историческую тему (“Принц и нищий”, “Янки при дворе короля Артура”). Значение Твена для последующего развития литературы США.

Джек Лондон (1878-1916). Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенесера и Ф. Ницше на формирование писателя. Романтические традиции  в творчестве Д. Лондона. Поэтизация Севера в цикле “Северные рассказы”. Романтизация брьбы с природой  (“Любовь к жизни”). Критика ницшеанства в романе “Морской волк”. Тема художника из народа в романе “Мартин Иден”, преодоление “спенсеризма”. Духовный кризис писателя. Место Д. Лондона в литературе критического реализма США.

Теодор Драйзер (1871-1945). Влияние философии Г. Спенсера на Драйзера. Бальзаковские традиции и мотивы в романе “Сестра Керри”. Изображение американского общества в романе. Развитие характера Керри. Трагизм жизни, переданный в образе Герствуда. Олицетворение угрозы нищеты, которой удалось избежать Керри. “Сестра Керри” - программное произведение  в творчестве Драйзера.  Проблемы романа, продолженные в творчестве Драйзера: судьба человека в американских “джунглях” в романе “Дженни Герхардт”; проблема жизни “ради удовлетворения своих желаний” в  “Трилогии желаний” (“Гений”, “Стоик”, “Финансист”). Торжество реалистических принципов  в романе “Сестра Керри” (обрисовка городских пейзажей, фон романа, портреты эпизодических героев, мастерство реалистической детали). Принцип типизации, раскрытие сложной взаимосвязи общественных явлений, человеческих судеб и характеров, умение видеть за кажущимся аморфным и случайным скоплением фактов действие законов современного Драйзеру общества. Гуманистический эстетический идеал Драйзера позволяет писателю реалистически раскрыть призрачность успеха и реальность поражения, иссушающего человеческую душу. “Сестра Керри” - роман-биография: одна сюжетная линия – все действие сосредоточено вокруг главной героини, а остальныен образы дополняют и раскрывают эволюцию центрального образа. Острота и драматичнсоть конфликта. Интерес писателя к драме в “Сестре Керри”: не только в описании театрального мира, но и в построении диалогов, в коллизии, в композиции. Драматургичность связана с приемом контрастности, с умением сопоставлять и сталкивать характеры, образы, явления, картины, чтобы яснее выявить суть вещей.. Приверженность в “Сестре Керри” к графичности и зрительности письма (описание Нью-Йорка в метель, ночные  скитания Герствуда ). Значение романа “Сестра Керрии” в творчестве Т. Драйзера.

 

Тема № 12. Славянские литературы на рубеже Х1Х-ХХ веков

План
  1. Социокультурная ситуация в Восточной Европе.
  2. Специфика литературного процесса в славянских странах.
  3. Литература критического реализма.
  4. Символизм и модернизм в славянской литературе рассматриваемого периода.

Литература

Критический реализм в литературе западных и южных славян. – М., 1965

Литература славянских и балкарских народов конца Х1Х-начала ХХ века. –М., 1975

История зарубежной литературы конца Х1Х-начала ХХ века. – М., 2003

 

Центральная и Юго-Восточная Европа на рубеже веков. Национально-освободительное движение народов, первая и вторая балканские  войны. Возникновение широкого рабочего движения, распространение социалистических и марксистских идей. Влияние русской революции 1905 года на ситуацию в Центральной и Юго-Восточной Европе . Неравномерность культурного и литературного развития стран региона. Специфика литературного  процесса в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: сильная романтическая традиция, несформированность натурализма и ограниченность декадентских тенденций.

Критический реализм и творчество Б. Пруса (1847-1912): повесть “Форпост”, романы “Кукла”, “Фараон”. Проблема борьбы за власть в романе (конфликт между Рамсесом Х111 и кастой жрецов, исследование  внутренних механизмов управления государством).

Реализм как творческий метод призведений Э. Ожешко (1841-1910): рассказ “Голодный год”, роман  о женской эмансипации“Марта” , сатира на шляхту в романе “Помпалиньские”. Вершина Художественного мастерства Э. Ожешко – роман “Над Неманом” (1887). Проблематика романа.

 Генрик Сенкевич (1846-1916) и достижение польского исторического  и психологического романа (“Янко-музыкант”, “Бартек-победитель”).

Иван Вазов (1850-1921) - классик болгарской литературы на рубеже веков.Поэмы “Громада” и “Загорка”. Прославление исторических дел народа Болгарии в цикле поэм  “Эпопея забытых”(1881-1883). Роман “Под игом” (1889) – “изображение жизни болгар в последние годы рабства и революционного духа в эпоху Апрельского восстания” (И. Вазов). Тема борьбы освобождения родины от иноземных захватчиков. Главные герои романа  Бойчо Огнянов, Рада, Боримечка и др. – люди высоких идеалов, моральной стойкости, смелости и беззаветной преданности делу борьбы. Возвышающая романтика действий героев романа. Народные массы как главная движущая сила восстания. Лагерь иноземных угненателей-турок и местных реакционеров (Юрдан Диамандиев). “Под игом” - жанр национально-исторической эпопеи.

Символизм в славянских литературах (О. Жупанович, И. Краско, Т. Траянов, Д. Стоянов). Особенности модернизма  в литературах Центральной и Юго-Восточной Европы. “Молодая Польша”. Роль русской литературы в развитии славянских литератур.

 

 

Тема № 13. Литература стран Азии на рубеже веков – Х1Х и ХХ.

План

  1. Рабиндранад Тагор и литература Индии.
  2. Японская литература на рубеже веков.
  3. Китайская литература в рассматриваемый период.

Литература

Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения. _ М., 1961

Григорьева Т. Лагунова В. Японская литература. Краткий очерк. – М., 1964

История современной японской литературы. – М., 1991

 

Коренные изменения в жизни народов Востока на рубеже веков – Х1Х и ХХ. Империалистическая экспансия и освободительное движение на Востоке. Изменения в литературах стран Азии. Связь литературы с национально-освободительной борьбой, уход от фольклорных и средневековых традиций. “Скоростное” движение литературы стран Азии от романтизма к реализму. Процесс ускоренного развития литератур Востока в конце Х1Х века – начале ХХ объясняется как причинами внутреннего порядка – фундаментальными изменениями во всей материальной и духовной жизни народов Азии, так и влиянием общественной мысли, культуры и литературы стран Западной Европы, России и США. В странах Востока зарождается и сравнительно небольшой срок складывается литература нового типа. Она не проходит последовательно те фазы, которые прошла литература Европы, и не оформляется в те же направления. Одновременное знакомство стран Востока с различными методами и школами Запрада (романтизмом, реализмом, натурализмом, импрессионизмом) находят своеобразное отражение в ппроцессе создания новой поэзии и новой прозы. Интенсивность переводческой деятельности на Востоке, её историко-географические и политические условия. Литература стран Ближнего и Среднего Востока (Турция, Иран, Арабские Эмираты), влияние французской литературы. Литература стран Южной и Юго-Восточной Азии(Индия, Непал, Бирма, Цейлон) испытала влияние английской литературы. Литературы стран Дальнего Востока (Япония, Китай, Корея) – русской и английской литературы. Распространение модернистских течений в литературах стран Азии было незначительным. Просветительский характер литературы в рассматриваемый период. Идейное размежевание писателей и художественно-эстетическое расслоение. Освоение новых жанров, художественных приемов, эстетических принципов и верность национальным традициям и фольклорным мотивам – специфика литератур стран Азии.

Информация о работе Критический реализм в литературе Англии 1871-1917 гг