Лекция по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:07, лекция

Краткое описание

Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть

авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они

друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами

или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.

Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты работ по теории литературы.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

страстными учинить  намерен».

5) Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст

слушателей, их пол, воспитание, образование и множество  других факторов.

«При всех сих  надлежит наблюдать время, место  и обстоятельства. Итак,

разумный ритор  при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец:

умечать в то место, где не прикрыто».

6) Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает

Ломоносов. В  соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать

голос, повышая  или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым,

печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым,

сердитую произносить  гневным тоном... Ненадобно очень  спешить или излишнюю

протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям

невнятно, а от другого скучно».

7) Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении

речи, которое  состоит «в чистоте штиля, в течении  слова, в великолепии и 

силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого 

чтения хороших  книг и от обхождения с людьми, которые  говорят чисто».

8) Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на

продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на

слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению  речи способствует включение в 

нее аллегорий  и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок,

крылатых выражений  и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо

употреблять в  меру, добавляет ученый.

9) Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и

повествует о  том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее,

наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом 

множестве разных идей, ежели они не расположены  надлежащим образом?

Храброго вождя  искусство состоит не в одном  выборе добрых и мужественных

воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее 

Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное. 
 
 

5. Гегель В.Ф. "Лекции  по эстетике"

УСТАНОВЛЕНИЕ  ГРАНИЦ И ЗАЩИТА ЭСТЕТИКИ

1) Художественно прекрасное выше природы.

Ибо красота  искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа, и насколько дух и

произведения  его выше природы и ее явлений, настолько же прекрасное в

искусстве выше естественной красоты. Высказав ту общую истину, что дух и связанное с ним художественно прекрасное выше красоты в природе, мы, разумеется, еще ничего или почти

ничего не сказали, ибо «выше»— это совершенно неопределенное выражение. Оно

предполагает, что  прекрасное в природе и прекрасное в искусстве находятся 

как бы в одном  и том же пространстве представления, так что между ними

существует лишь количественное и, следовательно, внешнее  различие. Однако

высшее в смысле превосходства духа (и порожденной  им красоты 

художественного произведения) над природой не есть чисто относительное 

понятие. Только дух представляет собой истинное как всеобъемлющее начало, и 

все прекрасное лишь постольку является истинно прекрасным, поскольку оно

причастно высшему  и рождено им. В этом смысле прекрасное в природе — только

рефлекс красоты, принадлежащей духу. Здесь перед  нами несовершенный,

неполный тип  красоты, и с точки зрения его  субстанции он сам содержится в

духе.

2) Опровержение некоторых доводов, выдвинутых против эстетики

Прежде всего  коснемся вопроса о том, достойно ли художественное творчество

научного анализа. Разумеется, искусством можно пользоваться и для легкой

игры, оно может  служить источником забавы и развлечения, может украшать

обстановку, в  которой живет человек, делать более  привлекательной внешнюю 

сторону жизни  и выделять другие предметы, украшая  их. На этом пути

искусство действительно  является не самостоятельным, не свободным, а

служебным искусством. Мы же хотим говорить об искусстве  свободном как с 

точки зрения цели, так и с точки зрения средств  для ее достижения. Не одно

лишь искусство  может служить чужеродным целям  в качестве побочного средства

— это свойство оно разделяет с мыслью. Но, освобождаясь от этой подчиненной

роли, мысль, свободная  и самостоятельная, восходит к истине, в сфере 

которой она  становится независимой и наполняется  только своими собственными

целями.

3) Назначение  искусства

В произведения искусства народы вложили свои

самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто 

служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания их

мудрости и  религии. Такое назначение искусство  имеет наравне с религией и 

философией, однако своеобразие его заключается в том, что даже самые

возвышенные предметы оно воплощает в чувственной  форме, делая их ближе к 

природе и характеру  ее проявления, к ощущениям и чувствованиям.

ДЕЛЕНИЕ

1) Содержанием искусства является идея, а его формой — чувственное, образное

воплощение. Задачей  искусства является опосредствование этих двух сторон,

соединение их в свободное, примиренное целое. Это означает, во-первых,

требование, чтобы  содержание, которое должно сделаться  предметом 

художественного изображения, обладало бы в самом себе способностью стать

предметом этого  изображения.

2) Из этого первого требования вытекает и второе: содержание искусства не

должно быть абстрактным в самом себе, и  не только в том смысле, что оно 

должно быть чувственным и потому конкретным в противоположность всему

духовному и  мыслимому, являющемуся будто бы внутри себя простым и 

абстрактным. Ибо  все истинное как в области  духа, так и в области природы 

конкретно внутри себя и, несмотря на свою всеобщность, обладает в себе

субъективностью и особенностью.

3) Так как искусство обращается к непосредственному созерцанию и имеет своей

задачей воплотить  идею в чувственном образе, а не в форме мышления и вообще

чистой духовности и так как ценность и достоинство  этого воплощения

заключаются в  соответствии друг другу и единстве обеих сторон, идеи и ее

образа, то достигнутая  искусством высота и степень превосходства  в 

достижении соразмерной  его понятию реальности будут  зависеть от той степени 

внутреннего единства, в какой художнику удалось слить друг с другом идею и

ее образ.

4) Идея прекрасного в искусстве, или идеал

Идея как художественно  прекрасное не является идеей как  таковой, абсолютной

идеей, как ее должна понимать метафизическая логика, а идеей, перешедшей к 

развертыванию в действительности и вступившей с ней в непосредственное

единство. Хотя идея как таковая есть сама истина в себе и для себя, однако

она есть истина лишь со стороны своей еще не объективированной  всеобщности.

Идея же как  художественно прекрасное есть идея с тем специфическим

свойством, что  она является индивидуальной действительностью, выражаясь 

иначе, она есть индивидуальное формирование действительности, обладающее

специфическим свойством являть через себя идею. Этим мы уже высказали 

требование, чтобы  идея и ее формообразование как конкретная

действительность  были доведены до полной адекватности друг друга. Понятая 

таким образом, идея как действительность, получившая соответствующую своему

понятию форму, есть идеал.

5) Существует несовершенное искусство, которое в техническом и прочем

отношении может  быть вполне законченным в своей  определенной сфере, но

которое при  сопоставлении с понятием искусства  и с идеалом представляется

неудовлетворительным. Лишь в высшем искусстве идея и  воплощение подлинно

соответствуют друг другу в том смысле, что  образ идеи внутри себя самого

есть истинный в себе и для себя образ, потому что само содержание идеи,

которое этот образ  выражает, является истинным. Для этого  нужно, как мы уже 

указали выше, чтобы идея в себе и через самое себя была определена как

конкретная целостность  и благодаря этому обладала бы в самой себе принципом и

мерой своих  особенных форм и определенности выявления.

ИДЕАЛ КАК ТАКОВОЙ

1) Прекрасная индивидуальность

Искусство призвано постигать и изображать внешнее бытие в его явлении как

нечто истинное, то есть в его соответствии соразмерному самому себе, сущему

в себе и для  себя содержанию. Истинность искусства, следовательно, не

должна быть голой правильностью, чем ограничивается так называемое

подражание природе. Внешний элемент искусства должен согласовываться с 

внутренним содержанием, которое согласуется в себе с  собою и именно

благодаря этому  может обнаруживаться во внешнем  элементе в качестве самого

себя.

2) Идеал представляет собой отобранную из массы единичностей и случайностей

действительность, поскольку внутреннее начало проявляется  в этом внешнем 

существовании как живая индивидуальность. Ибо  индивидуальная

субъективность, носящая внутри себя субстанциальное  содержание и

заставляющая  его внешне проявляться в ней  самой, занимает срединное 

положение. Субстанциальное  содержание еще не может выступить  здесь 

абстрактно в  его всеобщности, само по себе, а  остается замкнутым в 

индивидуальности  и представляется сплетенным с определенным существованием,

которое со своей  стороны, освобожденное от конечной обусловленности,

сливается в  свободной гармонии с внутренней жизнью души.

3) Пафос образует подлинное средоточие, подлинное царство искусства; его

воплощение является главным как в произведении искусства, так и в

восприятии последнего зрителем. Ибо пафос затрагивает  струну, находящую 

отклик в каждом человеческом сердце. Каждый знает  ценное и разумное начало,

Информация о работе Лекция по "Литературе"