Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:07, лекция
Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть
авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они
друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами
или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.
Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.
полную и окончательную волю наличным или близким адресатам (ведь и
ближайшие потомки могут ошибаться) и всегда предполагает (с большей или
меньшей осознанностью) какую-то высшую инстанцию ответного понимания,
которая может отодвигаться в разных направлениях.
10) Единицы речевого общения — целые высказывания — невоспроизводимы (хотя их и
можно цитировать)
и связаны друг с другом диалогическими
отношениями.
15. Лотман Ю.М. "Массовая литература как историко-культурная проблема"
Понятие «массовой
литературы» — понятие
столько структуры того или иного текста, сколько его социального
функционирования в общей системе текстов, составляющих данную культуру.
Понятие «массовой литературы» подразумевает в качестве обязательной
антитезы некоторую вершинную культуру.
Один и тот же текст должен восприниматься читателем в двойном свете. Он
должен иметь признаки принадлежности к высокой культуре эпохи и в
определенных читательских кругах ей приравниваться:
Прежде всего, в массовую литературу войдут произведения писателей-самоучек,
дилетантов, порой принадлежащих к низшим социальным слоям (произведение,
созданные на основе высокой литературы, но не соответствующие ей по
уровню).
Однако в массовую литературу попадают и тексты другого типа. Высокая
литература отвергает не только то, что слишком полно, слишком
последовательно реализует ее собственные нормы и, следовательно,
представляется тривиальным и ученическим, но и то, что эти нормы вообще
игнорирует. Такие произведения кажутся «непонятными», «дикими».
Говоря о тех произведениях, принадлежность которых к массовой литературе
условна и характеризуется скорее негативными, чем позитивными признаками,
необходимо различать два случая. О первом мы уже говорили — это
произведения, настолько чуждые господствующей литературной теории эпохи,
что, с ее точки зрения, оказываются непонятными. Современная критика
оценивает их как «плохие», «бездарные». Однако возможен и другой тип
отверженности — тот, который соединяется с высокой оценкой и даже иногда ее
подразумевает.
Массовая литература устойчивее сохраняет формы прошлого и почти всегда
представляет собой многослойную структуру.
Господствующая литературная теория всегда представляет собой жесткую
систему. Поэтому с переходом литературы на новый этап она отбрасывается, и
новая теоретическая система не создается в порядке эволюционного развития
из старой, а строится заново и на новых основаниях.
Теоретическая самооценка литературы выполняет двойную роль: на первом этапе
данной культурной эпохи она организует, строит, создает новую систему
художественного общения. На втором — тормозит, сковывает развитие. Именно в
эту эпоху активизируется роль массовой литературы — имитатора и критика
литературных догматов и теорий.
Выступая в определенном отношении как средство разрушения культуры,
массовая литература одновременно может втягиваться в ее систему, участвуя в
строительстве
новых структурных форм.
16. Лотман Ю.М. "Структура художественного текста"
1. Искусство
— одно из средств
Поэтическая речь представляет собой структуру большой сложности. Она значительно усложнена по отношению к естественному языку. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической (стихотворной или прозаической — в данном случае не имеет значения) и обычной речи был одинаковым6, художественная речь потеряла бы право на существование и, бесспорно, отмерла бы.
Обладая способностью концентрировать огромную информацию на «площади» очень небольшого текста (ср. объем повести Чехова и учебника психологии), художественный текст имеет еще одну особенность: он выдает разным читателям различную информацию — каждому в меру его понимания, он же дает читателю язык, на котором можно усвоить следующую порцию сведений при повторном чтении.
Для автора в принципе возможны лишь две позиции («своя» и «читателя» или «зрителя»). То же самое можно сказать и об аудитории, которая может занимать лишь одну из двух позиций — «свою» или «авторскую».
2. Проблема значений
— одна из основных для всех
наук семиотического цикла. В
конечном итоге, целью
Эквивалентность семантических единиц художественного текста реализуется иным путем: в основу кладется сопоставление лексических (и иных семантических) единиц, которые на уровне первичной (лингвистической) структуры могут заведомо не являться эквивалентными.
Если взять такой текст, как лирическое стихотворение, и рассматривать его в качестве одного структурного сегмента (при условии, что стихотворение не входит в цикл), то синтагматические значения — например, отнесение текста к другим произведениям того же автора или его биографии — приобретут такой же характер структурного резерва, какой в музыке имела семантика.
3. В основу
понятия текста, видимо, удобно будет
положить следующие
4. И в читательском, и в исследовательском подходе к художественному произведению издавна соревнуются две точки зрения: одни читатели считают, что главное — это понять произведение, другие — испытать эстетическое наслаждение; одни исследователи считают целью своей работы построение концепции (чем более всеобщей, то есть абстрактной, — тем более ценной), а другие подчеркивают, что любая концепция убивает самую сущность художественного произведения и, логизируя, обедняет и искажает его.
Каждая деталь и весь текст в целом включены в разные системы отношений, получая в результате одновременно более чем одно значение. Будучи обнажено в метафоре, это свойство имеет более общий характер.
Путь к познанию — всегда приближенному — многообразия художественного текста идет не через лирические разговоры о неповторимости, а через изучение неповторимости как функции определенных повторяемостей, индивидуального как функции закономерного.
5. При порождении
правильной фразы на каком-
а) соединяет слова так, чтобы они образовали правильные (отмеченные) в семантическом и грамматическом отношении цепочки;
б) выбирает из некоторого множества элементов один, употребляемый в данном предложении.
Соединение одинаковых
элементов в цепочки
Для внутритекстового (то есть при отвлечении от всех внетекстовых связей) семантического анализа необходимы следующие операции:
1) Разбиение текста на уровни и группы по уровням синтагматических сегментов (фонема, морфема, слово, стих, строфа, глава — для стихового текста; слово, предложение, абзац, глава — для прозаического текста).
2) Разбиение текста на уровни и группы по уровням семантических сегментов (типа «образы героев»). Эта операция особенно важна при анализе прозы.
3) Выделение всех пар повторов (эквивалентностей).
4) Выделение всех пар смежностей.
5) Выделение повторов с наибольшей мощностью эквивалентности.
6) Взаимное наложение
эквивалентных семантических
7) Оценка заданной
структуры синтагматического
6. В иерархии
движения от простоты к
Механизм воздействия рифмы можно разложить на следующие процессы. Во-первых, рифма — повтор. Второй элемент семантического восприятия рифмы — сопоставление слова и рифмующегося с ним, возникновение коррелирующей пары.
Текстуальное
совпадение обнажает позиционное различие.
Различное положение
7. Повторы разных
уровней играют выдающуюся
8. Одни и те
же слова и предложения,
Рамка литературного произведения состоит из двух элементов: начала и конца. Особая моделирующая роль категорий начала и конца текста непосредственно связана с наиболее общими культурными моделями. Так, например, для очень широкого круга текстов наиболее общие культурные модели будут давать резкую отмеченность этих категорий.
Кодирующая функция
в современном
9. Всякий художественный
текст может выполнить свою
социальную функцию лишь при
наличии эстетической
Вводя точные критерии и научившись моделировать антихудожественные явления, исследователь и критик получают инструмент для определения подлинной художественности. Для известного этапа науки критерий художественности современного искусства, возможно, придется сформулировать так: система, не поддающаяся механическому моделированию. Ясно, что для многих реально существующих и даже пользующихся успехом текстов он в ближайшее время окажется роковым.
Давно уже было
пущено в ход сравнение искусства
с жизнью. Но только теперь становится
явным, как много в этом когда-то звучавшем
метафорой сопоставлении точной истины.
Можно с уверенностью сказать, что из всего
созданного руками человека художественный
текст в наибольшей мере обнаруживает
те свойства, которые привлекают кибернетика
к структуре живой ткани.