Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:09, контрольная работа
Очевидно влияние общественно-политическая обстановки, которая характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен, на европейскую и русскую художественную культуру конца XIX — начала XX вв. Декаданс (от позднелатинского decadentia — упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.
Введение ……………………………………………………………… 3
Литература конца XIX – начала XX века ……………………….. 4
Драматический театр конца XIX – начала XX века …………….. 12
Заключение……………………………………………………………. 15
Литература ……………………………………………………………. 16
Футуристы улавливали особое духовное состояние своего времени и старались найти новые ритмы и образы для поэтического воплощения бурлящей революционной жизни.
Существовала ещё одна группа футуристов - поэты-абсурдисты (И. Зданевич), писавших на абсолютно непонятном, абсурдном языке «зауми».
Особую группу составляют поэты-имажинисты (от фр. «образ»), возглавляемые С.А. Есениным.
В новый период вступило творчество Л.Н. Толстого. В эти же годы А.П. Чехов становится тем великим художником слова, который оказывает огромное влияние на мировую литературу. Публикуются В.Короленко, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, удивляют читателей М. Горький и Л. Андреев, заявляет о себе поэзией и ранней прозой И. Бунин, начинают печататься А. Куприн и В.Вересаев.
В драматическом искусстве настроение общества проявилось наиболее ярко. А.П. Чехов в своих рассказах, а затем в пьесах – вёл читателей от тусклой, засасывающей бытом жизни к жизни свободной и ясной. Он стал создателем «новой драмы», в котором фабула занимает второстепенное место, а интерес представляет прежде всего душевное состояние героев, к
моменту кульминации равнозначные катастрофе в традиционной драме.
Драматургия Чехова с её «подтекстовым» действием обусловила создание режиссёрского театра нового качества, когда формы общения не выражены ни в поступках, ни словесно, а построены на погружение в душевное состояние героев, названном впоследствии «искусством переживания». Таким режиссёрским театром нового качества стал Московский Художественный театр, созданный в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко и признанный уже через десятилетие лучшим театром Европы. «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» - спектакли, шедшие с неизменным успехом, знаменуют собой период становления МХТ, по праву названном чеховским.
Пьесы М. Горького относятся к тому же периоду, поскольку его драматургия сложилась под прямым влиянием А.П. Чехова и МХТ. Были поставлены три спектакля «Мещане», «На дне», «Дети солнца», в которых великолепно проявил себя как актёр Станиславский. Ему же принадлежит создание знаменитой системы воспитания актёров, обеспечивающей им творческое раскрепощение на сцене. В Художественном театре играла плеяда блестящих атёров: В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов, О.Л. Книппер-Чехова и др.
Типичной фигурой русского «серебряного века» был Л.Н. Андреев, драматург, который настолько обострённо чувствовал новые направления в развитии художественного сознания ХХ века, что в его драматургии было много предугадано и даже предвосхищено: и жанр пьесы-притчи, и элементы абсурда, и психологизированное переосмысление античных сюжетов.
Многие русские писатели обратились к драматургии. Театр привлекает огромную зрительскую аудиторию, он находится в расцвете сил и возможностей. Предельно заострена филосовско-этическая проблема: ”что лучше, истина или сострадание?” “Утешающая ложь” составляет стержень драм Г. Ибсена, пользующихся в начале века огромным успехом у русской
12
публики. Эта тема звучит в горьковской драме “На дне” и формирует определенный нравственный идеал времени.
Как замечал публицист А. В. Амфитеатров, «в глухое двадцатилетие 80-х и 90-х годов обессиленная классическою школою молодежь... валила „жить и умирать в театрах». Высокохудожественные спектакли столичных театров постоянно шли с аншлагами. Драматические театры в столицах посещали в первую очередь «строгие, истинные любители искусства» — театральные критики, литераторы, журналисты, затем профессура и студенчество (составлявшее численно значительную часть зрителей), гимназисты старших классов, юнкера, среднее чиновничество. Постепенно к театру приобщалось купечество. Уже в конце 70-х годов Гиляровский находил в ложах бельэтажа и бенуара именитое московское купечество с семьями. Жены и дочери «блистали брильянтами». Но эта публика, по выражению Гиляровского, «невыгодная для актеров и авторов». Только начавшие приобщаться к искусству представители купечества не уверены в себе, «по-купечески осторожны» — «как бы не зааплодировать невпопад». Это же отмечал и Островский, когда писал, что «актеры играют, как при пустом зале».
При всем разнообразии драматического репертуара в нем явственно обозначались две тенденции: с одной стороны — коммерческая, ориентированная на кассовые сборы и представленная в основном развлекательными пьесами. Другая тенденция, более значительная, нашла выражение в реалистической драматургии, в характерном для этого периода народном реализме, пристрастном в своем отношении к добру и злу, правде и справедливости. Признанием великой общенародной миссии театрального искусства явилось и стремление просветительской интеллигенции создать театр для народа.
Идея создания театра для народа постепенно получала все более
13
широкое распространение. М. В. Лентовский видел театр в развитии традиций площадного искусства, идущего от скоморошества, как гала-представления, захватывающие зрителей и переходящие в массовые празднества. В 1882 году М. В. Лентовский открыл в Москве театр для народа под названием «Скоморох», в репертуаре которого шли пьесы Островского, Писемского, А. К. Толстого. Другим, более значительным театром являлся народный театр за Невской заставой.
Велико было влияние Русского художественного театра на театральную сцену. Станиславский и Немирович-Данченко в Московском Художественном театре стали основателями психологического театра, разрабатывая и дополняя каждый сценический образ невидимой зрителю предысторией, стимулирующей те или иные поступки персонажа.
Даже столичная императорская сцена, несмотря на свой традиционализм постепенно перенимала опыт МХТ в области режессуры, не говоря уже о новейших театральных течениях и школах, самым ярким представителем которых были режиссёр В.Э. Мейерхольд, сочетавший новые формы агатиционного публичного театра с освоением классической драматургии, и актриса В.Ф. Комиссаржевская, в чьём театре он дебютировал. Мейерхольд, будучи самым близким к символистам театральным деятелем, поставил «Балаганчик» А. Блока. В работе над постановкой пьесы, суть которой выражалась словами: жизнь – балаган, где люди страдают, скрываясь под масками Пьеро и Арлекина, Мейерхольд открыл основные принципы собственного театра – отстранённость, условность, мистика (тайна маски). Пьеса «Балаганчик» с её гротеском во всём – и в фабуле, и в игре актёров, и в оформлении – пример театрального модернизма.
Мейерхольд является автором системы театральной биомеханики. Он разработал театральные формы, в частности, сценического движения.
Искренний и порывистый, он сразу воспринял революционные новшества, ища новаторские формы и неся их в театральное искусство, напрочь разламывая академические драматические рамки.
Наиболее последовательно и плодотворно идея создания «синтетического театра», на подмостках которого должны были существовать все театральные жанры, как драматические, так и музыкальные, отразилась в творчестве Таирова, зачинателя русского режиссёрского авангарда. В отличие от Мейерхольда Таиров был наиболее последовательным сторонником «чистого искусства», свободного от подчинения какой бы то ни было идеологии – религиозной или социально-политической. Театр Таирова опирался не только на высокие эстетические принципы самого режиссёра, но и на высокий профессионализм актёров, в первую очередь, А.Г. Коонен со свойственной её аффектацией в выражении чувств.
Эстетические поиски Фореггера лежали в развитии театральных условностей, театральной пластике и ритме, сценических пародий, его разработки по биодвижению оказались близки к эстетике «Синей блузы», в спектаклях которой он тоже принимал участие.
Заключение.
На рубеже конца XIX — начала XX писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.
15
Время конца XIX — начала XX столетий связано со становлением новых театральных эстетик. Драматические классические основы незыблемо хранил Малый театр, продолжая исторические традиции в новых социальных условиях.
Литература.
16
Информация о работе Литература и драматический театр конца XIX – начала XX века