Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:32, контрольная работа
Романтизм одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке.
Романтизм – литературный метод, второй после классицизма и во многом противоположный, контрастный, но он, так же как и классицизм, нормативный метод. У него есть жёсткая теория, и есть романтический стиль. Стиль в литературе не только характер словесного выражения, но и отбор и компоновка героев, жанровые предпочтения, выстраивание сюжетных отношений. Стиль в романтизме настолько внутренне однородный, что у любого романтика эти общие вещи преобладают над индивидуальным стилем. Появившись в конце XVIII века в 1810-е годы романтизм становится господствующим методом в европейской, американской, русской литературе. 1810-1839-е годы до сорокового – расцвет романтизма.
Тема №6
1. Литература конца 18 начала 19 века
а) Общая характеристика романтизма.
Романтизм одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке.
Романтизм – литературный метод, второй после классицизма и во многом противоположный, контрастный, но он, так же как и классицизм, нормативный метод. У него есть жёсткая теория, и есть романтический стиль. Стиль в литературе не только характер словесного выражения, но и отбор и компоновка героев, жанровые предпочтения, выстраивание сюжетных отношений. Стиль в романтизме настолько внутренне однородный, что у любого романтика эти общие вещи преобладают над индивидуальным стилем. Появившись в конце XVIII века в 1810-е годы романтизм становится господствующим методом в европейской, американской, русской литературе. 1810-1839-е годы до сорокового – расцвет романтизма. С 40-х романтизм очень резко идёт на спад. И в середине века его вытесняет реализм.
Романтизм появляется тогда, когда французская буржуазная революция, прошедшая под лозунгами, выдвинутыми эпохой просвещения (свобода, равенство, братство), выявило несостоятельность этих важных ценностей.
Главный приём в романтических произведениях – контраст, противопоставление. Контраст может реализовываться на уровне выбора объекта (темы) и на уровне единичного персонажа. В классицизме герой высокий был добродетельным, а герой низкий – порочен. Романтики напротив: часто человеческую индивидуальность рисовали как совмещающую полярные противоположности. Романтические герои могут быть какими угодно. Их сущность не связана с нравственным, эстетическим выбором, с представлениями о добре и зле. Романтический герой может быть и ангельски добродетельным и дьявольски преступным. Может быть вождём борцов за славой, а может быть разбойником, сластолюбцем. Главное, чтобы был мощным, не такой как все, исключительный. Контраст – его обыденное окружение.
В Германии была важна фигура творческого человека, поэта, мечтателя. свою невостребованность, ему больно видеть, что его музыка не нужна. Он
Романтизм резко меняет представление о жанрах. Весь романтизм идёт под знаком лиризма. Появляется особая форма – исповедь. Это форма самораскрытия героя. Часто герой оказывается двойником автора. В эпоху романтизма расцветает лирика. Появляется жанр байронической поэмы. Романтики первыми обращаются к фольклору и историческому роману. Романтики мыслили нацию, как некую сверхличность, обладающую неповторимостью, поэтому их волновало национальное самосознание, культура и в прошлом романтики пытались уловить эту сверхличность.
В сказках братьев Гримм чувствуется немецкая прагматичность. Часто вознаграждается трудолюбие и добродетель.
Вальтер Скотт. Раскрывающие английскую историю и борьбу Шотландии и Англии.Виктор Гюго – исторические романы (Собор Парижской Богоматери; Человек, который смеётся).
Важна атмосфера, которую создают в своих произведениях романтики. Романтическую среду выбирают экзотическую. Это экзотика историческая или географическая. Романтиков не интересует обыденная жизнь.
Пушкин «Южные поэмы» - Крым, Кавказ, Бессарабия.
Экзотические ситуации: бури, извержения вулкана, снегопады, тюрьма. Часто контраст – существование волшебного мира.Романтизм интересен потому, что не решает историко-социальных задач, а обращён к вечным проблемам подобно тем, которые ставил Гёте в Фаусте: что такое жизнь? Что такое любовь и ненависть? Что такое справедливость и несправедливость? Где место человека в жизни?
Романтизм в Англии
Развитие романтизма в Англии связано с историческими условиями развития Европы в первой половине 19 века. Большое влияние на литературу оказала несомненно великая французская революция и война Англии против Наполеона, а также внутренние общественно-политические отношения. Обстановка в стране была крайне неспокойной. В первые послевоенные годы (1815-1816) происходит падение жизненного уровня народных масс, учащаются экономические кризисы. В Англии происходит подъем демократического движения (1816-20-е гг.), в волнениях широко участвуют фабричные рабочие. В среде интеллигенции многие выступают с критикой капиталистического строя, появляются сочинения социалиста-утописта Р. Оуэна. Конец 20-х начало 30-х гг. также отмечен новым обострением классовой борьбы. Возникают крупные профсоюзные организации рабочих – тред-юнионы, например, великий национальный союз прядильщиков. Все это влияет и на своеобразие мироощущения писателей. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. В то время как в Германии по преимуществу романтизм был связан с областью философии, этики и эстетики. Идеи и настроения английского романтизма были предвосхищены в поэзии Уильяма Блейка, а также в сентиментализме и предромантизме.
Непосредственно романтическое мироощущение в английской литературе представлено различными художниками, которые образуют разные течения в едином русле английского романтизма. Так, поэтами «озерной школы» идеализируется старина, до буржуазные , патриархальные отношения, представлено неприятие современного промышленного общества, воспевается природа, простые, естественные чувства. Другие настроения характерны для творчества Байрона и Шелли. Это настроения борьбы и протеста. Двух поэтов объединяет политический пафос, резкое отрицательное отношение к существующему строю, сочувствие к угнетенным и обездоленным. В поэзии прежде всего Байрона представлено и чувство трагической безысходности, мотивы «мировой скорби». Иным предстает творчество другого английского романтика Вальтера Скотта. Он автор романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположник жанра исторического романа в европейской литературе. По-иному оформляются романтические тенденции в творчестве Джона Китса, входившего в группу «лондонских романтиков». В его поэзии представлена красота мира природы и человека, первоочередное место занимает тема любви. Английский романтизм также неоднороден по своему составу. В нем оформляются и соседствуют различные эстетические романтические тенденции. В конце 18 – начале 19 веков на северо-западе Англии сложилось идейное и творческое содружество поэтов, которые впоследствии будут названы поэтами «озерной школы» — лейкистами (от англ слова лейк — озеро), т.к. северо-запад Англии считается Озерным краем (Камберленд). Это такие поэты-романтики, как Уильям Вордсворт, Роберт Саути, Сэмюэль Тейлор Кольридж. Они отвергли идеалы Просвещения и по существу осуществив английской поэзии романтическую реформу.
Д.Г.Байрон Общая характеристика творчества
Творчество Байрона можно условно разделить на три периода. Первый период творчества Байрона - это 1807-1809 гг.: время создания сборника «Часы досуга» (1807) и сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Поэт в это время готовит себя к деятельности в Палате лордов. Следы несколько небрежного отношения к поэзии заметны в стихах сборника. Сборник вызвал резкую критику. Но поэт был умен, смел, способен постоять за себя, не щадя признанных авторитетов, что и проявилось в сатире «Английские барды...». Вместе с тем уже в первых стихах намечаются основные темы его поэзии. Такие темы: противостояние обществу, утрата истинных друзей, любовь как основа существования, трагическое одиночество, близость к дикой природе, а порой и желание уйти из жизни - постоянно будут возникать в поэзии Байрона на разных этапах.
Единственным непререкаемым авторитетом для Байрона всегда оставался Поуп, в котором он видел соединение высокой нравственности с умением изображать накал страстей, а также считал его необыкновенно сильным и в героико-комической стихии.
С 1809-1816 гг. - это второй период творчества Байрона, который включает в себя заграничное путешествие (1809-1811), почти обязательное для молодых людей из аристократических семей, и жизнь в Англии. Во время путешествия он побывал в Португалии, Испании, Албании и Греции. Для молодого поэта это было время созревания души и таланта. В 1812 г. он издал две песни «Паломничества Чайльд Гарольда» и сразу стал знаменитым. В этот период созданы восточные поэмы, «Еврейские мелодии», куда вошли шедевры лирики поэта, целый ряд политических стихотворений.
На конец 1812 г. и начало 1813 г. приходится политическая деятельность поэта, он стремился стать независимым парламентарием, обращающимся в своих выступлениях к самым насущным вопросам времени.
Итальянский период (1816-1824) ознаменован появлением иронического взгляда на мир и поиском нравственной альтернативы индивидуалистическому эгоизму. На этом этапе созданы под воздействием истории и культуры Италии поэмы «Жалоба Тассо» и «Пророчество Данте», трагедии «Марино Фальеро, дож Венеции» и «Двое Фоскари», сатирические поэмы «Видение суда», «Ирландская аватара» и «Бронзовый век». Самыми значительными произведениями этого периода являются роман в стихах «Дон Жуан», поэма «Беппо» и мистерия «Каин».
Своеобразие эпической поэмы «Дон Жуан». В Италии Байрон начал главный труд в его жизни - роман в стихах «Дон-Жуан». В этом романе отразилась вся современная писателю эпоха. Байрон создал правдивый образ жизни общества. Но вместе с тем он раскрывает в этом произведении глубину переживаний человеческой души. Он рассматривает различные стороны человеческого духа. Истинно благородные чувства и искренние чувства простых людей противопоставляются лжи, фальши и лицемерию высшего света; комическое - мрачному и трагическому; описания - размышлениям; бытовые зарисовки - большим и ярким народным сценам. Участие в современных ему национально-освободительных движениях, контакт с патриотами- итальянцами и греками убеждает Байрона в нежизненности его прежнего романтического героя и заставляет обратиться к «поэзии действительности». Писатель, постоянно высмеивал романтические порывы действующих лиц своего романа - Жуана, Джулии. Сам способ обрисовки характера главного героя Жуана, коренным образом отличается от образов романтических героев в «Гарольде», восточных поэмах, «Манфреде». В этих произведениях перед нами предстает гордый, разочаровавшийся в жизни и замкнувшийся в себе одиночка, о его прошлом можно догадаться лишь по случайным намекам. В противоположность этому в романе дается достаточный рассказ о детстве и воспитании Жуана. Его образ лишен какого-либо ореола романтической героики.
Он живой человек со всеми человеческими слабостями и пороками, ничто человеческое ему не чуждо. Автор подчеркивает, что его герой и он сам не имеют ничего общего, в то время, как в ранних его произведения Байрон почти всегда наделял героя какими-то автобиографическими чертами. Автор стремился показать судьбу обыкновенного,рядового человека,а не идиализированного, необыкновенного героя. Автор стремится раскрыть тайны его ума и сердца, показывает его положительные качества: честность, моральную стойкость, отвращение к лицемерию, любовь к свободе. Байрон ничуть не умалчивает о его недостатках. Жуан невоздержан, он непостоянен в своих прявязанностях, подчас эгоистичен. Он не имеет четкого политического идеала, однако он всей душой ненавидит угнетателей, по замыслу автора Жуан должен был созреть политически и выступить с оружием в руках за права народа. Жуан чуток,человечен, имеет чувство сострадания: он спасает во время боя в Измаиле маленькую девочку и берет её потом на воспитание.
В сатирических описаниях жизни дворянских кругов Севильи нетрудно узнать изображение ханжеских нравов и лицемерной морали высшего общества Англии.
Роман написан пятистопной октавой. Этот размер, требующий обязательной так называемой третьей рифмы в пятой и шестой строках, давал автору возможность наилучшим образом осуществить задачу, поставленную им: не нарушая хода повествования о судьбе героя, поговорить мимоходом о политических событиях, о своих взглядах на вещи.
Протест Байрона в «Дон-Жуане» против всякого гнета и политической тирании значительно глубже, чем во всех его предшествующих творениях. Он блистательно и остроумно разоблачает тустоту, паразитизм, порочность, развращенность, антинародность, аморальность, эгоизм буржуазно-аристократических верхов английского общества. Оно, по мнению писателя, являются тормозом для общественного прогресса, развития.
б) В.Скотт. Общая характеристика творчества.
Вальтер Скотт (1771 – 1832), английский поэт, прозаик, историк. По желанию отца Скотт избрал карьеру юриста, с 1786 помогал отцу в делах, а в 1792 стал барристером. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния, сам он считал его увлечением. Первыми публикациями В.Скотта стали переводы из Г.А. Бюргера (1796) и И.В. Гёте. Во многих его сочинениях прослеживается влияние готической школы с ее «романами ужасов», но, к счастью, в 1790-е годы Скотт увлекся шотландскими балладами. В 1802 он опубликовал избранные баллады под названием «Песни шотландской границы». Эта книга принесла ему известность.В 1805 поэма собственного сочинения – «Песнь последнего менестреля», отвечавшую вкусам того времени и быстро завоевавшую симпатии публики. За «Песнью…» последовали поэмы «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Видение дона Родерика» (1811), «Рокби» (1813) и последняя большая поэма Скотта «Властитель островов» (1815).
Поэмы Скотта – целый эпический мир, богатый не только содержанием и стихотворным мастерством, строфикой, смелой рифмой, новаторской метрикой, обогащенной занятиями народным стихом, но и жанрами. Поэма "Дева озера" – образец поэмы исторической, полной реалий и подлинных фактов.
С выходом в свет первого романа Скотта «Уэверли» (1814) в его жизни настал новый этап. Все романы печатались без его подписи, даже после 1827, когда Скотт объявил о своем авторстве. Отчасти успех «Уэверли» определялся теми же качествами, что отличали «Песнь последнего менестреля», – новизной стиля и живостью описаний шотландских обычаев.
Поэзия Скотта – это и важный начальный период его развития, охватывающий в целом около двадцати лет, если считать, что первые опыты Скотта были опубликованы в начале 1790-х годов, а "Уэверли", задуманный в 1805 году, был закончен только в 1814 году; это и важная сторона всего творческого развития Скотта в целом.
Эстетика романов Скотта тесно связана с эстетикой его поэзии, развивает ее и вбирает в сложный строй своих художественных средств. Вот почему в настоящем собрании сочинений Скотта его поэзии уделено такое внимание. Есть все основания предполагать, что интерес к национальной поэтической старине у Скотта сложился и под воздействием немецкой поэзии конца XVIII века, под влиянием идей Гердера.
2. Литература эпохи Возрождения в Англии. В. Шекспир.
Расцвет английской литературы приходится на вторую половину 16 – начала 17 века, когда в ряде европейских стран обозначился кризис гуманизма. Но английская литература превзошла другие страны, особенно драматургия. Она отобразила сложность жизни, трагические противоречия общества. Великие географические открытия сделали Англию центром мировых торговых путей. «Новое дворянство» превратилось в буржуа.
Процесс первичного накопления капитала происходил в классической форме: массовое насильственное изгнание крестьян, «огораживание». Происходит реформация церкви королем Генрихом VIII. Церковь лишилась влияния на идеологию. Разгром в 1588 г. испанской «Непобедимой Армады» вызвал патриотический подъем. Следовательно, была создана культура и литература английского Возрождения. Вильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения. Шекспира Вильям Шекспир (1564 – 1616) – центральная фигура английского Возрождения и мирового искусства в целом. Его отличает размах мысли, широта кругозора, энциклопедичность, диалектика жизненных потрясений, проникновенное чувство природы.
Родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Обучался он в местной школе, в 18 лет женился, перебрался в Лондон, где связал свою судьбу с театром. С 1597 г. работал в театре «Глобус» в качестве актера и драматурга. В 1612 г. Шекспир покинул Лондон и поселился в своем родном городе. Он отходит от литературной деятельности и доживает свои дни в кругу семьи, окруженной уважением жителей Стрэтфорда.Первый этап: исторические хроники (10 пьес) – национальная эпопея Англии, где рассматриваются вопросы о власти, церкви, взаимоотношениях четырех сословий, повествуется о крушении человеческого в человеке