Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:42, реферат
В предвоенное и военное время рост «самосознания литературы» в основном происходил за счёт публицистики, которая и заняла место оттеснённой на второй план критики. Такая «перестановка» привела к сосредоточению литературно-критических публикаций на страницах массовых общественно-политических изданий. (Например, в «Правде» за время войны вышло более 160-ти подобных публикаций). Тенденции развития литературного процесса предвоенных лет освещались применительно к творчеству отдельных писателей.: К.Симонова, А.Толстого, Л.Леонова, Б.Горбатова, И.Эренбурга и других …
Введение 1
1. Литературные публикации и журналы довоенного времени 1
2. Печать и литературная критика 30-х годов 3
3. Критики о социалистическом реализме 5
Заключение 7
Содержание
В предвоенное и военное время рост «самосознания литературы» в основном происходил за счёт публицистики, которая и заняла место оттеснённой на второй план критики. Такая «перестановка» привела к сосредоточению литературно-критических публикаций на страницах массовых общественно-политических изданий. (Например, в «Правде» за время войны вышло более 160-ти подобных публикаций). Тенденции развития литературного процесса предвоенных лет освещались применительно к творчеству отдельных писателей.: К.Симонова, А.Толстого, Л.Леонова, Б.Горбатова, И.Эренбурга и других …
Значительное место вопросам литературы и искусства в конце 30-х годов уделяла газета «Правда». Газета демонстрировала успехи советской литературы, публиковала лучшие произведения поэзии и прозы, статьи, посвященные общим проблемам литературы и творчеству отдельных писателей, выступала против проявления безыдейности и формализма в области литературы, ошибочных эстетических взглядов.
В 1937-1939 гг. газеты «Правда» и «Известия» первыми познакомили читателей из романа М.Шолохова «Тихий Дон», а также с отрывками других видных писателей : Вс.Иванова «Пархоменко», отрывки из романа А.Толстого «Хмурое утро», пьесы А. Корейчука «В степях Украины» и др.
«Правда» постоянно
Хорошим специальным корреспондентом зарекомендовал себя П. Павленко, с его циклом статей «Записки проезжающего» (1938 г.).
В августе 1938 г. «Правда» публикует цикл путевых очерков А. Фадеева «По Чехословакии». Постоянно с рассказами и очерками в газете выступают Б. Галин, Б. Горбатов, А. Колосов, И. Рябов, И.Жига, В. Ставский, К. Паустовский, М. Шагинян, с фельетонами – Е. птров, Г. Рыклин, Д. Заславский.
Перед войной часто выступал с публицистическими произведениями в «Известиях» А.Н. толсой. Например, его статьи: «Сорванный план мировой войны», «Фашисский звери в Испании», «Родина», «наш путь прям и ясен» и др., напечатанных в газете в течение 1937 года.
Среди проблемных выступлений на литературные темы в «Правде» следует отметить статьи К. Тренева «Недостатки нашей драматургии» (27 августа 1938 г.), В Лебедева-Кумача «Окачестве поэзии и о качестве критики» (6 января 1939 г.), А. Фадеева «Коммунистическое восприятие трудящихся и советское искусство» (16 апреля 1939 г.), М. Розенталя «О журналах без физиономии и характеров» (3 сентября 1939 г.).
В начале 1941 г. Большое количество статей рецензий было посвящено выдающимся деятелям советской литературы и искусства, лауреатам государственных премий. Эти премии впервые присуждены постановлением Совета Нородных Комиссаров СССР от 15 марта 1941 г.
Значительную роль в утверждении социалистического реализма в художественной литературе сыграла «Литературная газета».
В предвоенные годы особым вниманием пользовалась оборонная тематика, периодически публикуются фронтовые рассказы, очерки, стихи, мемуары, статьи о писателях, работавших во фронтовых газетах на Халхин-Голе, с войсками Польши.
Но одном из совещаний редколлегии во всупительном слове писатель А. Тлстой подчеркнул: «Оборонная литература должна говорить сейчас о самом главном, ставить большие мировые идеи. От нас ждут спасения мира, спасения человечества. И поэтому каждая наша строка как удар колокола, должна прозвучать по всему миру смертельной угрозой фашизму и надеждой на великий час великого освобождения от кровавого кошмара империализма». Участники совещания указывали, что литературно-художественные журналы «Октябрь», «литературный современник» и другие должны шире освещать патриотическую тему, больше публиковать материалов о Красной армии и военно-Морском Флоте.
«Литературная газета» призывала
писателей и журналистов «
Журнал «Знамя» лучше других освещал военно-патриотическую тематику. В 1940 г. Редакция завела отдел «Писатели на фронтах».
Одним из самых популярных изданий в те годы стал журнал «огонек», в чем заслуга редактора Евгения Петрова. Журнал отличался разнообразием тем, обилием рассказов и очерков, хорошо поставленной информацией, многочисленными иллюстрациями.
Основные рубрики, отделы журнала: календарь, люди и события, наука и техника, спорт, театральные и литературные обозрения, рецензии, кроссворды. Интересно с фотографиями и картами подавался «Дневник войны».
Четыре раза в год выходящий
альманах «Дружба народов» помогал
укреплять связь литератур
В 30-х гг. в союзных республиках стали издаваться журналы на русском языке, например: «Литературный Казахстан», «Литературный Азербайджан» и др.
В 1937 – 1939 гг. издавался журнал «Народное творчество». На его страницах отражались проблемы самодеятельного искусства, пропагандировалось народное творчество.
Гланый недостаток изданий предвоенных лет – это малое количество романов, рассказов и повестей, посвященных современным проблемам общественной жизни. Целый ряд произведений оборонной тематики имел невысокий литературно-художественный уровань.
Литературно-художественные журналы
вносили большой вклад в
В предвоенные годы многие газеты и журналы почти не использовали такое важное орудие пропаганды и коммунистического воспитания людей, как литературная критика и библиография. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г., «О перестройке литературно-художественных организаций» способствовало оживлению литературных отделов газет, массовому появлению литературных страниц, печатанию критико-библиограических материалов.
Большую работу по реализации этого постановления проводил М. Горький. Он активно выступал за литературу социалистического реализма, за литературное обучение начинающих писателей, время от времени выступал в печати как литературный критик и наставник молодых авторов.
Оживлению литературной критики в периодической печати также способствовал Первый Всесоюзный съезд советских писателей (август – сентябрь 1934).
Однако к концу 30-х годов внимание к вопросам критики заметно ослабляется. Литературные обзоры, рекомендательные списки литературы, рецензии на книги почти исчезли с газетных страниц. Большинство областных, краевых, республиканских газет не давало критической оценки даже литературе, выпущенной местными издательствами. Например, в 1940 году издательства Узбекской ССР выпустили книги 280 названий, а республиканская газета опубликовала лишь 2 критико-библиографические статьи и несколько мелких информационных заметок о вышедших книгах.
Слабо вникал в актуальные проблемы советской литературы журнал «Литературный критик».
Центральны Комитет ВКП(б) в постановлении «О литературно критике и библиографии» (1940 г.) вскрыл серьезные недостатки в этом деле. Он отметил, что в критико-библиографической работе нет необходимой связи с нуждами социалистического строительства.
Центральный Комитет партии провел ряд мероприятии для улучшения критики и библиографии. Некоторые специальные журналы были реорганизованы, существование «Литературного критика» прекращено. Редакциям литературно-художественных журналов было предложено создать постоянные отделы критики.
ЦК рекомендовал редакциям газет и журналов кроме рецензий и библиографических заметок систематически публиковать обзоры литературы по отдельным отраслям науки и знания, списки новых книг, аннотации. На редакции газет была возложена обязанность обеспечить рецензирование всей литературы местных издательств.
Постановление «О перестройке литературно-
На страницах журнала
Редактор активно привлекал к работе в журнале молодежь и сумел направить ее интересы к проблемам советского искусства. Большое место в журнале отводилось Рембрандту, Сурикову, Репину, Левитану. К 100-летию со дня гибели Пушкина был выпущен пушкинский номер «Искусства»; к 10-летию смерти Маяковского – почти целая книга с воспоминаниями художников, работавших с поэтом; другая книга была посвящена 40-летию МХАТа. В связи с революцией в Испании номер был посвящен испанскому искусству.
Редактора нередко упрекали в «академизме», т.к. журнал носил не остро критический характер, а принимал оттенок «музейной» объективности.
Первый год издания журнала полностью был посвящен истории советского искусства. Девять историко-критических статей – обзорных и полемических, что указало на необходимость подведения итога предшествовавшего развития искусства и указать дальнейшие перспективы. Известны обзорные статьи Терновца, Эфроса и Щекотова. Но обзорные статьи были в основном посвящены живописи.
Термин «социалистический реали
Андрей Синявский в своей статье «Что такое социалистический реализм» приводит определение социалистического реализма, данное в Уставе Союза Советских писателей: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».
Искусство соцреализма должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма.
В то же время Синявский в своей статье дает собственную характеристику соцреализму: «полуклассическое полуискусство не слишком социалистического совсем не реализма». Проанализировав идеологию и историю развития соцреализма, а также черты его типичных произведений в литературе, он сделал собственный вывод, что этот стиль на самом деле не имеет отношения к настоящему реализму, а является советским вариантом классицизма с примесями романтизма. Также в этой работе он утверждал, что из-за ошибочной ориентации советских деятелей искусства на реалистические произведения XIX века (в особенности на критический реализм), глубоко чуждые классицистической природе соцреализма, — и следовательно из-за недопустимого и курьезного синтеза классицизма и реализма в одном произведении — создание выдающихся произведений искусства в этом стиле немыслимо.
Преобладающее в советскую эпоху
направление «социалистической
целесообразности» искусства
Основным мерилом бытования произведения и, шире, стилистического направления является для Синявского литературный процесс. В его русле социалистический реализм оказывается генетически связан по своему герою, содержанию, духу, с нормативной эстетикой русского классицизма XVIII века.
Синявский пишет, что Социалистический Реализм исходит из идеального образца, которому он уподобляет реальную действительность. Требование Синявского - правдиво изображать жизнь в ее революционном развитии, он призывает изображать правду в идеальном освещении, давать идеальную интерпретацию реальному, писать должное как действительное. Ведь "революционное развитие" – это неизбежное движение к коммунизму, к идеалу. «Мы изображаем жизнь такой, какой нам хочется её видеть и какой она обязана стать, повинуясь логике марксизма».