Литературная критика довоенного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:42, реферат

Краткое описание

В предвоенное и военное время рост «самосознания литературы» в основном происходил за счёт публицистики, которая и заняла место оттеснённой на второй план критики. Такая «перестановка» привела к сосредоточению литературно-критических публикаций на страницах массовых общественно-политических изданий. (Например, в «Правде» за время войны вышло более 160-ти подобных публикаций). Тенденции развития литературного процесса предвоенных лет освещались применительно к творчеству отдельных писателей.: К.Симонова, А.Толстого, Л.Леонова, Б.Горбатова, И.Эренбурга и других …

Содержание

Введение 1
1. Литературные публикации и журналы довоенного времени 1
2. Печать и литературная критика 30-х годов 3
3. Критики о социалистическом реализме 5
Заключение 7

Вложенные файлы: 1 файл

Критика довоенных летWord (2).doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В предвоенное и военное время  рост «самосознания литературы» в основном происходил за счёт публицистики, которая и заняла место оттеснённой на второй план критики. Такая «перестановка» привела к сосредоточению литературно-критических публикаций на страницах массовых общественно-политических изданий. (Например, в «Правде» за время войны вышло более 160-ти подобных публикаций). Тенденции развития литературного процесса предвоенных лет освещались применительно к творчеству отдельных писателей.: К.Симонова, А.Толстого, Л.Леонова, Б.Горбатова, И.Эренбурга и других …

  1. Литературные публикации и журналы довоенного времени

 

Значительное место вопросам литературы и искусства в конце 30-х годов уделяла газета «Правда». Газета демонстрировала успехи советской литературы, публиковала лучшие произведения поэзии и прозы, статьи, посвященные общим проблемам литературы и творчеству отдельных писателей, выступала против проявления безыдейности и формализма в области литературы, ошибочных эстетических взглядов.

В 1937-1939 гг. газеты «Правда» и «Известия» первыми познакомили читателей  из романа М.Шолохова «Тихий Дон», а  также с  отрывками других видных писателей : Вс.Иванова «Пархоменко», отрывки из романа А.Толстого «Хмурое утро», пьесы А. Корейчука «В степях Украины» и др.

«Правда» постоянно предоставляет  место рассказам, очеркам, корреспонденциям, подготовленным для газеты; Ф. Панферов пишет очерки с Волги, Н. Погодин – с Кубани, К. Федин – с Севера.

Хорошим специальным корреспондентом зарекомендовал себя П. Павленко, с его циклом статей «Записки проезжающего» (1938 г.).

В августе 1938 г. «Правда» публикует  цикл путевых очерков А. Фадеева «По Чехословакии». Постоянно с рассказами и очерками в газете выступают Б. Галин, Б. Горбатов, А. Колосов, И. Рябов, И.Жига, В. Ставский, К. Паустовский, М. Шагинян, с фельетонами – Е. птров, Г. Рыклин, Д. Заславский.

Перед войной часто выступал с публицистическими произведениями в «Известиях» А.Н. толсой. Например, его статьи: «Сорванный план мировой войны», «Фашисский звери в Испании», «Родина», «наш путь прям и ясен» и др., напечатанных в газете в течение 1937 года.

Среди проблемных выступлений на литературные темы в «Правде» следует отметить статьи К. Тренева «Недостатки нашей драматургии» (27 августа 1938 г.), В Лебедева-Кумача «Окачестве поэзии и о качестве критики» (6 января 1939 г.), А. Фадеева «Коммунистическое восприятие трудящихся и советское искусство» (16 апреля 1939 г.), М. Розенталя «О журналах без физиономии и характеров» (3 сентября 1939 г.).

В начале 1941 г.  Большое количество статей рецензий было посвящено выдающимся деятелям советской литературы и  искусства, лауреатам государственных премий. Эти премии впервые присуждены постановлением Совета Нородных Комиссаров СССР от 15 марта 1941 г.

Значительную роль в утверждении  социалистического реализма в художественной литературе сыграла «Литературная  газета».

В предвоенные годы особым вниманием пользовалась оборонная тематика, периодически публикуются фронтовые рассказы, очерки, стихи, мемуары, статьи о писателях, работавших во фронтовых газетах на Халхин-Голе, с войсками Польши.

Но одном из совещаний редколлегии во всупительном слове писатель А. Тлстой подчеркнул: «Оборонная литература должна говорить сейчас о самом главном, ставить большие мировые идеи. От нас ждут спасения мира, спасения человечества. И поэтому каждая наша строка как удар колокола, должна прозвучать по всему миру смертельной угрозой фашизму и надеждой на великий час великого освобождения от кровавого кошмара империализма». Участники совещания указывали, что литературно-художественные журналы «Октябрь», «литературный современник» и другие должны шире освещать патриотическую тему, больше публиковать материалов о Красной армии и военно-Морском Флоте.

«Литературная газета» призывала  писателей и журналистов «глубоко проникнуть в дух современной  войны, понять врага и бить по уязвимым местам

Журнал «Знамя» лучше других освещал военно-патриотическую тематику. В 1940 г.  Редакция завела отдел «Писатели на фронтах».

Одним из самых популярных изданий  в те годы стал журнал «огонек», в  чем заслуга редактора Евгения  Петрова. Журнал отличался разнообразием  тем, обилием рассказов и очерков, хорошо поставленной информацией, многочисленными иллюстрациями.

Основные рубрики, отделы журнала: календарь, люди и события, наука и техника, спорт, театральные и литературные обозрения, рецензии, кроссворды.  Интересно с фотографиями и картами подавался «Дневник войны».

Четыре раза в год выходящий  альманах «Дружба народов» помогал  укреплять связь литератур советских  республик, знакомил читателя с  поэзией и прозой всех народов СССР. В альманахе помещались произведения поэтов и писателей братских республик, также произведения национальной классики, народного эпического творчества и фольклора.

В 30-х гг. в союзных республиках  стали издаваться журналы на русском  языке, например: «Литературный Казахстан», «Литературный Азербайджан» и др.

В 1937 – 1939 гг. издавался журнал «Народное творчество». На его страницах отражались проблемы самодеятельного искусства, пропагандировалось народное творчество.

Гланый недостаток изданий предвоенных  лет – это малое количество романов, рассказов и повестей, посвященных современным проблемам общественной жизни. Целый ряд произведений оборонной тематики имел невысокий литературно-художественный уровань.

Литературно-художественные журналы  вносили большой вклад в формирование духовного облика народа, воспитывая советских патриотов.

  1. Печать и литературная критика 30-х годов

 

В предвоенные годы многие газеты и журналы почти не использовали такое важное орудие пропаганды и  коммунистического воспитания людей, как литературная критика и библиография. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г., «О перестройке литературно-художественных организаций» способствовало оживлению литературных отделов газет, массовому появлению литературных страниц, печатанию критико-библиограических материалов.

Большую работу по реализации этого  постановления проводил М. Горький. Он активно выступал за литературу социалистического реализма, за литературное обучение начинающих писателей, время от времени выступал в печати как литературный критик и наставник молодых авторов.

Оживлению литературной критики в периодической печати также способствовал Первый Всесоюзный съезд советских писателей (август – сентябрь 1934).

Однако к концу 30-х годов внимание  к вопросам критики заметно ослабляется. Литературные обзоры, рекомендательные списки литературы, рецензии на книги почти исчезли с газетных страниц. Большинство областных, краевых, республиканских газет не давало критической оценки даже литературе, выпущенной местными издательствами. Например, в 1940 году издательства Узбекской ССР  выпустили книги 280 названий, а республиканская газета опубликовала лишь 2 критико-библиографические статьи и несколько мелких информационных заметок о вышедших книгах.

Слабо вникал в  актуальные проблемы советской литературы журнал «Литературный критик».

Центральны Комитет  ВКП(б) в постановлении «О литературно критике и библиографии» (1940 г.) вскрыл серьезные недостатки в этом деле. Он отметил, что в критико-библиографической работе нет необходимой связи с нуждами социалистического строительства.

Центральный Комитет  партии провел ряд мероприятии для улучшения критики и библиографии. Некоторые специальные журналы были реорганизованы, существование «Литературного критика» прекращено. Редакциям литературно-художественных журналов было предложено создать постоянные отделы критики.

ЦК рекомендовал редакциям газет и журналов кроме рецензий и библиографических заметок систематически публиковать обзоры литературы по отдельным отраслям науки и знания, списки новых книг, аннотации. На редакции газет была возложена обязанность обеспечить рецензирование всей литературы местных издательств.

Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», покончившее с «разобщением» творческих сил советского искусства, открыло новую страницу в истории художественной критики. Первым печатным органом, пропагандировавшим строительство социализма, был журнал «Искусство», основанный в 1933 г. - один из ведущих органов критики, теории и истории изобразительного искусства. Его первым редактором был О.М. Бескин, который сразу же взял курс на постановку в журнале широко понятой проблематики развития советского многонационального искусства в всех его течениях, избегая «больных» вопросов текущей художественной жизни, предоставляя место и для освещения зарубежной художественно жизни.

На страницах журнала появились  работы О.Ф. Вальдгауера, А.И. Некрасова, В.Н. Лазарева, М.В. Доброклонского, М. В. Алпатова и др.

Редактор активно привлекал  к работе в журнале молодежь и сумел направить ее интересы к проблемам советского искусства. Большое место в журнале отводилось Рембрандту, Сурикову, Репину, Левитану. К 100-летию со дня гибели Пушкина был выпущен пушкинский номер «Искусства»; к 10-летию смерти Маяковского – почти целая книга с воспоминаниями художников, работавших с поэтом; другая книга была посвящена 40-летию МХАТа. В связи с революцией в Испании номер был посвящен испанскому искусству.

Редактора нередко упрекали в «академизме», т.к. журнал носил не остро критический характер, а принимал оттенок «музейной» объективности.

Первый год издания журнала  полностью был посвящен истории  советского искусства. Девять историко-критических  статей – обзорных и полемических, что указало на необходимость  подведения итога предшествовавшего развития искусства и указать дальнейшие перспективы. Известны обзорные статьи Терновца, Эфроса и Щекотова. Но обзорные статьи были в основном посвящены живописи.

  1. Критики о социалистическом реализме

 

Термин «социалистический реализм появился в 30 годы. Потребность в новом определении творческого метода пролетарской литературы ощущалось многими писателями и критиками. Принятое определение - "социалистический реализм" - было перенесено на характеристику горьковских "Мещан", "Матери", "Врагов". Тема "Горький - основоположник социалистического реализма" стала ведущей в советском литературоведении. К тому же направлению относили рассказы Серафимовича периода первой русской революции, поэзию Д.Бедного, а также революционную литературу 20-х г.г.: "Железный поток" Серафимовича, "Чапаев" Фурманова и др.

Андрей Синявский в своей  статье «Что такое социалистический реализм» приводит определение социалистического  реализма, данное в Уставе Союза  Советских писателей: «Социалистический  реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

Искусство соцреализма должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма.

В то же время Синявский в своей  статье дает собственную характеристику соцреализму: «полуклассическое полуискусство не слишком социалистического совсем не реализма». Проанализировав идеологию и историю развития соцреализма, а также черты его типичных произведений в литературе, он сделал собственный вывод, что этот стиль на самом деле не имеет отношения к настоящему реализму, а является советским вариантом классицизма с примесями романтизма. Также в этой работе он утверждал, что из-за ошибочной ориентации советских деятелей искусства на реалистические произведения XIX века (в особенности на критический реализм), глубоко чуждые классицистической природе соцреализма, — и следовательно из-за недопустимого и курьезного синтеза классицизма и реализма в одном произведении — создание выдающихся произведений искусства в этом стиле немыслимо.

Преобладающее в советскую эпоху  направление «социалистической  целесообразности» искусства препятствует естественному развитию литературы в стране. Однако помимо возникающей  в таком контексте свободы  художника существует и другое проблемное поле: жизнь как целое существенно шире, чем «социалистическая целесообразность», и поэтому литература, написанная в данном ключе, не может никаким образом претендовать на изображение человека.

Основным мерилом бытования  произведения и, шире, стилистического направления является для Синявского литературный процесс. В его русле социалистический реализм оказывается генетически связан по своему герою, содержанию, духу, с нормативной эстетикой русского классицизма XVIII века.

Синявский пишет, что Социалистический Реализм исходит из идеального образца, которому он уподобляет реальную действительность. Требование Синявского - правдиво изображать жизнь в ее революционном развитии, он призывает  изображать правду в идеальном освещении, давать идеальную интерпретацию реальному, писать должное как действительное. Ведь "революционное развитие" – это неизбежное движение к коммунизму, к идеалу. «Мы изображаем жизнь такой, какой нам хочется её видеть и какой она обязана стать, повинуясь логике марксизма».

Информация о работе Литературная критика довоенного времени