Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.
Структура
учебника является обучающей и делает
явной не только для учителя, но и для ученика
логику проникновения в глубь литературной
системы.
Основой работы на уроке в 1
классе является
разворот учебника (1). Каждый разворот
предъявляет новую эстетическую или исследовательскую
проблему, выявляет какую-либо коллизию.
Следующий разворот развивает только
что понятое, открытое. Продвижение вперед
осуществляется только путем решения
возникающих противоречий, развязывания
"интеллектуальных узелков", организации
исследовательской деятельности школьников.
В учебниках 2-4
классов авторы предлагают ученику
стать исследователем, отправиться в далекое
прошлое, узнать о том, как объяснял и понимал
окружающий мир древний человек, как воспринимал
действительность человек прошедших эпох.
Методический аппарат учебников предоставляет
маленькому исследователю помощь в самостоятельном
поиске информации: вводится специальный
справочный раздел "Совет
консультантов", к которому отсылает
учеников текст учебника.
Главный
прием, который используется в учебниках,
- это создание условий для сравнения.
Сравнение текстов, принадлежащих разным
родам литературы, разным стилям речи,
жанрам, разному историческому времени,
разным авторам. Продвижение вперед осуществляется
по спирали в соответствии с общей логикой
развития сознания. Сначала учебник предлагает
сравнения разнородных явлений, очевидные
противопоставления. Затем ведется работа
по сопоставлению близких явлений и пониманию
их особенностей, что предполагает более
тщательное всматривание, пристальный
сравнительный анализ. Ученики не раз
возвращаются к одному и тому же явлению,
но по разным основаниям и на разных уровнях
сложности.
Вся работа нацелена на то, чтобы школьник
смог "открыть для себя", что настоящий
художник может увидеть то, что до него
никто не замечал, и выразить это поособому;
что литературное произведение несет
в себе открытие, секрет, загадку, чудесную
тайну, которая открывается чуткому читателю.
Работа над развитием личностного
восприятия художественного текста в развернутом виде представлена
в вопросах и комментариях к произведениям.
Эта идея поддерживается системой работы
с иллюстрациями в учебнике, а также ссылками
на явления визуальной культуры.
Комментарии и вопросы к рисункам в учебнике
призваны пробудить фантазию ребенка,
предполагают возможность вариаций. Зачастую
в задании предлагается попробовать свои
силы, создать свой образ. Учебник создает
атмосферу непринужденного разговора
о литературе, в котором равноправно участвуют
авторы произведений, авторы учебника,
учитель, ученики. Через авторскую речь
в вопросах, заданиях, комментариях учебник
пытается вовлечь ученика в стихию разговорного
общения, живую игру слов.
Литературное чтение - интегрированный
курс. Во 2-4 классе на уроках дети
знакомятся с шедеврами живописи, учатся
понимать язык изобразительного искусства,
слушают классическую музыку. Это помогает
ребенку обнаружить общее начало у разных
видов искусства - их образность, с другой
стороны, дать почувствовать специфику
языка каждого вида искусства. Если в учебниках
1 и 2 классов приводятся отдельные живописные
репродукции, то в учебниках 3 и 4 классов
есть раздел "Картинная галерея", к которой предусмотрена целая
система вопросов и заданий 1. Это позволяет
научить ребенка ориентироваться в мире
КУЛЬТУРЫ. В развитие этой линии курса
Издательским домом "Федоров" подготовлены
ресурсы на CD: фонохрестоматия, содержащая
музыкальные произведения для прослушивания
на уроках, и электронная "Картинная
галерея" - репродукции произведений
живописи, включённых в учебники 3-4 класса,
а также анализируемых в методическом
пособии "Волшебный мир картины".
Литература - ИСКУССТВО слова. Специфику художественного
слова дети начинают постигать с первых
уроков, сравнивая научный и художественный
текст, рассматривая жанровые отличия рассказа, сказки, стихотворения. Эти три жанра наиболее понятны
и близки ученику начальных классов, именно
они оказываются в центре внимания детей
в процессе изучения литературы в 1-4 классах.
На протяжении
всех четырех лет ведется работа
с лентой времени, которая представляет образ
направленного потока времени. Помещая
на нее имена поэтов и писателей, ученик
получает начальные представления о течении
литературного процесса.
Одна из задач курса - воспитание чувства юмора. Дети учатся понимать природу
смешного, работают с рубрикой "Совет", сами сочиняют веселые советы,
исследуют тайны юмористического рассказа.
Творческая речевая деятельность детей
может выражаться в устном и письменном
высказывании на свободную тему (сочинение),
в выражении собственного отношения к
прочитанному (отзыв, рецензия).
Красочное оформление учебников не просто оформительский прием: иллюстрации несут большую содержательную нагрузку. Так, например, в учебниках 3-4 классов шмуцтитул (7) рассматривается на уроке детально, и ребенок открывает для себя то новое, что поможет ему освоить материал данной главы.
На
перекрестке разных по своей природе
эстетических переживаний (переживания
удивления и наслаждения от красоты
слова, - с одной стороны, и удовольствия
от своей собственной способности
проникновения в глубинный смысл произведения,
приобщения к разгадке тайн творчества,
с другой стороны) формируется устойчивый
интерес школьника к чтению, мотив серьезного
и осмысленного отношения к литературе
как к предмету искусства.
Курс литературного чтения готовит вдумчивого,
неравнодушного, ориентирующегося в мире
культуры читателя и рассматривается
как начальная ступень общего литературного
образования школьников.
Рассмотрим, как
организуется работа с помощью учебника. В начале
главы о тайнах искусства дети знакомятся
с пейзажем в литературе, живописи и музыке,
приходя к пониманию специфичности средств
выразительности в разных видах искусств.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утес"
- шаг на пути открытия этих средств.
Чтобы организовать работу с текстом,
уйти от привычного ответа на вопросы
после прочтения, неизбежно разрушающего
восприятие, автор предлагает сформулировать
эти вопросы детям:
- Поставь вопрос "почему" к каждому
выделенному слову.
- Почему тучка "золотая"? - Почему "на груди утеса-великана"? - Почему "тихонько плачет он"? - Почему "в пустыне"? - Почему остался "влажный след в морщине"?
Школьники еще как минимум дважды
самостоятельно читают текст: чтобы
сформулировать вопрос и чтобы найти
на него ответ.
При таком углубленном анализе рождается
понимание того, что это стихотворение
вовсе не о природе, а о человеке, о его
одиночестве.
Далее, читая авторский комментарий, осознаем
смысл слова "олицетворение", приходим
к пониманию нового понятия. Продолжая
работать над темой "Олицетворение
как поэтический и живописный прием",
задаемся вопросом: может ли художник
пользоваться этим приемом, и рассматриваем
репродукции картин Чюрлёниса и Рериха.
Картина Чюрлёниса называется "День".
Попробуем вглядеться в картину: можно
ли говорить, что это обычная пейзажная
зарисовка?
-Что вы видите? Дети замечают живых существ
- людей.
- Каких людей вы видите? - Что делает "белый"
- человек-облако? - А каков жест его руки?
- Почему вы так думаете? - Кроны деревьев
тоже напоминают голову и руки живого
существа. Что он делает? - Художник назвал
свою картину "День". Вам не хотелось
бы дополнить это название каким-то эпитетом?
Приходим к выводу: художник "оживил" (олицетворил) пейзаж.
Значит, и поэт,
и художник могут использовать прием
олицетворение.
Учитель обсуждает с детьми, почему единственный
вопрос при рассмотрении темы "Олицетворение" автор задает
"суперагентам". Дети делают вывод
о том, что только очень внимательный читатель,
зритель, слушатель может понять замысел
автора произведения.
Анкета для учителей
Вывод: Детская книга, с самых первых моментов своего самостоятельного существования, начинает пользоваться картиною, как весьма существенным дополнением своего текста.
Частое обращение к иллюстрациям даёт положительный результат в работе над произведением и полное осознавание печатного текста.
Информация о работе Литературное образование младших школьников