Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:39, реферат
В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и юные.
Вступление
1. Личность Булгакова
2. «Мастер и Маргарита».
3. Главные герои романа:
А) Иешуа и Воланд
Б) Свита Воланда
В) Мастер и Маргарита
Г) Понтий Пилат
Д) Москва 30-х годов
Заключение. Судьба романа «Мастер и
Маргарита».
Библиография
В.)
Мастер и Маргарита.
Одна из самых
загадочных фигур романа «Мастер
и Маргарита», безусловно, Мастер, историк,
сделавшийся писателем. Сам автор назвал
его героем, но познакомил с ним читателя
только в 13 главе. Многие исследователи
не считают Мастера главным героем романа.
Другая загадка – прототип Мастера. Существует
множество версий по этому поводу. Вот
три самых распространенных из них.
Мастер –
во многом автобиографический
герой. Его возраст в момент
действия романа («человек примерно
тридцати восьми» предстает в
лечебнице перед Иваном
Вместе с тем,
у Мастера много и других, самых
неожиданных прототипов. Его портрет:
«бритый, темноволосый, с острым носом,
встревоженными глазами и со свешивающими
на лоб клоком волос» выдает несомненное
сходство с Н.В. Гоголем. Надо сказать,
что Булгаков считал его своим главным
учителем. И Мастер, как Гоголь, по образованию
был историком и сжег рукопись своего
романа. Несомненен, наконец, в произведении
Булгакова и ряд стилистических параллелей
с Гоголем.
И, конечно, невозможно
не провести параллелей Мастера с
созданным им Иешуа Га-Ноцри. Иешуа
– носитель общечеловеческой истины,
а Мастер единственный в Москве человек,
выбравший верный творческий и жизненный
путь. Их объединяет сподвижничество,
мессианство, для которых не существует
временных рамок. Но Мастер не достоин
света, который олицетворяет Иешуа, потому
что отступил от своей задачи служить
чистому, божественному искусству, проявил
слабость и сжег роман, и от безысходности
он сам пришел в дом скорби. Но не властен
над ним и мир дьявола – Мастер достоин
покоя, вечного дома – только там сломленный
душевными страданиями Мастер может вновь
обрести роман и соединиться со своей
романтической возлюбленной Маргаритой,
которая и отправляется вместе с ним в
свой последний путь. Она вступила в сделку
с дьяволом ради спасения Мастера и поэтому
достойна прощения. Любовь Мастера к Маргарите
во многом неземная, вечная любовь. Мастер
равнодушен к радостям семейной жизни.
Он не помнит имени своей жены, не стремится
иметь детей, а когда состоял в браке и
работал историком в музее, то, по собственному
признанию, жил «одиноко, не имея родных
и почти не имея знакомых в Москве». Мастер
осознал свое писательское призвание,
бросил службу и в арбатском подвале засел
за роман о Понтии Пилате. И рядом с ним
неотступно была Маргарита…
…Главным ее
прототипом послужила третья жена писателя
Е.С. Булгакова. В литературном же плане
Маргарита восходит к Маргарите
«Фауста» В. Гёте.
С образом Маргариты
в романе связан мотив милосердия.
Она просит после Великого бала у
сатаны за несчастную Фриду, тогда как
ей явственно намекают на просьбу
об освобождении Мастера. Она говорит:
«Я попросила вас за Фриду только
потому, что имела неосторожность
подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир,
она верит в мою мощь. И если она останется
обманутой, я попаду в ужасное положение.
Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего
не поделаешь! Так уж вышло». Но этим не
ограничивается милосердие Маргариты.
Даже будучи ведьмой, она не теряет самых
светлых человеческих качеств. Мысль Достоевского,
высказанная в романе «Братья Карамазовы»
о слезинке ребенка как высшей мере добра
и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда
Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит
в одной из комнат испуганного четырехлетнего
мальчика и прекращает разгром. Маргарита
– символ той вечной женственности, о
которой поет Мистический хор в финале
гетевского «Фауста»:
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь в достиженье.
Здесь – заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность тянет
Фауст и Маргарита
воссоединяются на небесах, в свете.
Вечная любовь гетевской Гретхен
помогает ее возлюбленному обрести
награду – традиционный свет, который
его слепит, и потому она должна стать
его проводником в мире света. Булгаковская
Маргарита тоже своей вечной любовью помогает
Мастеру – новому Фаусту обрести то, что
он заслужил. Но награда героя здесь –
не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем
приюте у Воланда или даже, точнее, на границе
двух миров – света и тьмы, Маргарита становится
поводырем и хранителем своего возлюбленного:
«Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный
и вечный колпак, ты будешь засыпать с
улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты
станешь рассуждать мудро. А прогнать
меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон
буду я.
Так говорила Маргарита,
идя с Мастером по направлению
к вечному их дому, и Мастеру
казалось, что слова Маргариты
струятся так же, как струился и
шептал оставленный позади ручей, и
память Мастера, беспокойная, исколотая
иглами память, стала потухать». Эти строки
Е.С. Булгакова записывала под диктовку
смертельно больного автора «Мастера
и Маргариты».
Подчеркнем, что
мотив милосердия и любви в
образе Маргариты решен иначе, чем
в гетевской поэме, где перед силой
любви «сдалась природа сатаны… он не
снес ее укола. Милосердие побороло», и
Фауст был отпущен на свет. У Булгакова
милосердие к Фриде проявляет Маргарита,
а не сам Воланд. Любовь никак не влияет
на природу сатаны, ибо на самом деле судьба
гениального Мастера предопределена Воландом
заранее. Замысел сатаны совпадает с тем,
чем просит наградить Мастера Иешуа, и
Маргарита здесь – часть этой награды.
Г.)
Понтий Пилат.
Большинство персонажей Ершалаимских
глав романа «Мастер и Маргарита» восходят
к Евангельским. Но этого нельзя утверждать
в полной мере о Понтии Пилате, пятом прокураторе
Иудеи. Он имел репутацию «свирепого чудовища».
Но, тем не менее, булгаковский Понтий
Пилат сильно облагорожен по сравнению
с прототипом. В его образе писателем запечатлен
человек, терзающийся муками совести за
то, что отправил на смерть невинного,
и в финале романа Понтию Пилату даруется
прощение. Очень интересно рассмотреть
поведение Пилата с точки зрения теории
З. Фрейда.
Мы уже говорили о выделении
Фрейдом в человеке Я, ОНО
и Я-идеала. Для лучшего понимания
своих воззрений ученый
Обратимся теперь к страницам
романа. Пилат стоит перед дилеммой:
сохранить свою карьеру, а
Га-Ноцри ни разу не отступил
от Истины, от идеала, и потому
заслужил свет. Он сам есть
идеал – олицетворенная
Трудному решению Пилата, макровыбору,
совершенному им на уровне
сознания, предшествует микровыбор
на уровне подсознания. Этот бессознательный
выбор предвосхищает действия прокуратора,
оказавшие влияние не только на его последующую
жизнь, но и на судьбу всех героев романа.
Выйдя в колоннаду дворца, прокуратор
ощущает, что к «запаху кожи
и конвоя примешивается проклятая розовая
струя», запах, который прокуратор «ненавидел
больше всего на свете». Ни запах коней,
ни запах горького дыма, доносящийся из
кентурий, не раздражают Пилата, не вызывают
у него таких страданий, как «жирный розовый
дух», к тому же предвещающий «нехороший
день». Что за этим? Почему прокуратору
ненавистен аромат цветов, запах которых
большинство человечества находит приятным?
Можно предположить, что дело
заключается в следующем. Розы
с древних времен считаются одним
из символов Христа и Христианства. Для
поколения Булгакова розы ассоциировались
с учением Христа. И у Блока в «Двенадцати»
есть подобная символика:
Приятен или нет определенный
запах, человек решает не на
сознательном уровне, а на уровне
подсознания. Что выберет
Так же многократно М.
«…прокуратор поглядел на
«…все присутствующие
Одновременно с мыслью о казни
Иешуа у Пилата перед глазами возникают
конные статуи; члены Синедриона, вынеся
смертный приговор, движутся мимо кустов
роз в сторону тех же коней. Символические
кони каждый раз подчеркивают, тот выбор,
который совершают герои. Причем, возможному
решению прокуратора соответствует только
взгляд в сторону того места, где бушуют
страсти, а действительному решению Синедриона,
только что вынесшего смертный приговор,
- физическое перемещение его членов в
том же направлении.
В евангельских главах романа борение
ОНО и Я-идеала происходит в потемках Пилатовой
души. Побеждает ОНО, но его торжество
оказывается не вечным. Двенадцать тысяч
лун длится Пилатова мука, трудно ему с
больной совестью, и в финале, прощенный,
он стремительно бежит по лунной дороге,
чтобы «разговаривать с арестантом Га-Ноцри».
Всадник передумал и движется в сторону
Я-идеала.
Д).
Москва 30-х гг.
…Сатана пришел в Москву, чтобы
совершить правосудие, вызволить
Мастера, его шедевр и
Информация о работе М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита»