Масонство и литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Ответ на эти интересующие нас вопросы и является целью данной работы. Так, в главе «Появление масонства. Основные принципы» мы рассмотрим историю происхождения Ордена вольных каменщиков, его дальнейшее развитие, наиболее важные принципы его организации, символику. В главе «Масонство в России» рассмотрим развитие Ордена на территории нашей страны, особенности его становления в нашем государстве. Глава «Масонство и литература» является центром данной работы, так как именно в ней мы раскроем связь масонства и литературы, а также проследим влияние данного течения на жизнь и творчество великих русских писателей.
Данная работа интересна и тем, что масонство остается популярным и по сей день, объединяя в свои ряды миллионы людей по всему миру. Как известно, литература является мощнейшим средством воздействия на людей, поэтому связь между популярнейшим течением прошлого и современности и литературой, несомненно, крайне интересно для изучения.

Содержание

Введение 3
1. Появление масонства. Основные принципы 4
2. Масонство в России 7
3. Масонство и литература 9
3.1. Масонская литература 9
3.2. А.С. Пушкин – известнейший поэт-масон 13
3.3. Масонство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Масонство и литература.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

          Министерство образования и науки  Российской Федерации

        Камская государственная инженерно-экономическая  академия

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

     «История мировой литературы»  на тему

    «Масонство  и литература»

 

 

 

 

Выполнил: студент первого

курса группы 5127 Колчерина

Алина Сергеевна

 

Проверил: старший преподаватель

Мищерина Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

        Набережные Челны

        2009 год

 

Содержание:

 

Введение           3

1. Появление масонства. Основные принципы     4

2. Масонство в России         7

3. Масонство и литература        9

    3.1. Масонская  литература        9

    3.2. А.С. Пушкин  – известнейший поэт-масон    13

    3.3. Масонство  в  романе Л.Н. Толстого «Война и мир»   15

Заключение          18

Список использованной литературы      19

 

 

 

Введение

 

А.Радищев, Н. Карамзин, А. Грибоедов, А.Пушкин, М. Сперанский, Павел I, Александр I , А.Суворов, М.Кутузов – имена, известные всем. Всемирная известность – не единственное, что их объединяет. Не каждый знает, что все они принадлежали к одному из самых таинственных, малоизученных философских течений в истории России – к масонству.

Кто они – масоны? Почему споры о масонстве продолжаются и сегодня? Чем же оно привлекало великих людей? Каковы нравственные стороны философии масонства и его влияние на формирование мировоззрения людей прошлых эпох и современности? В чем заключается связь между масонством и литературой, и какое воздействие Орден оказал на жизнь и творчество великих писателей?

Ответ на эти интересующие нас вопросы и является целью данной работы. Так, в главе «Появление масонства. Основные принципы» мы рассмотрим историю происхождения Ордена вольных каменщиков, его дальнейшее развитие, наиболее важные принципы его организации, символику. В главе «Масонство в России» рассмотрим развитие Ордена на территории нашей страны, особенности его становления в нашем государстве. Глава «Масонство и литература» является центром данной работы, так как именно в ней мы раскроем связь масонства и литературы, а также проследим влияние данного течения на жизнь и творчество великих русских писателей.

Данная работа интересна  и тем, что масонство остается популярным и по сей день, объединяя  в свои ряды миллионы людей по всему  миру. Как известно, литература является мощнейшим средством воздействия на людей, поэтому связь между популярнейшим течением прошлого и современности и литературой, несомненно, крайне интересно для изучения.

 

 

1. Появление масонства. Основные принципы

 

Происхождение  масонства  тонет в легендах,  которые  создавались  впоследствии, и   тем  самым  затемняют  первоначальные  основы.  Мы  не  будем  углубляться  в  мифы  и  начнем  изложение  материала с того  времени, когда  выявляется  сущность  масонства,  и  оно  становится  доступным исследователям.  Такой гранью  принято считать CUII  столетие.

Слово «масон» в переводе с английского и французского означает «каменщик», а с определением «франк» - «свободный каменщик». Реальная история масонства начинается со строительства собора святого Павла в Лондоне под руководством архитектора сэра Кристофера Рена. Собор строился долго – с 1675 по 1710 год. Тут-то и зародилась замечательная идея: для привлечения общественного внимания к этому долгострою и для сбора дополнительных средств основать артели каменщиков, которые будут «строить» собор, не поднимая ни одного кирпича, а лишь размышляя об этом. Так среди них оказались врачи, архитекторы, юристы, ювелиры. В начале 18 в. возникли ложи, где настоящих каменщиков по профессии не было. Представителей интеллигенции, торговцев, дворян, священников и чиновников привлекали в ложи отсутствие социальных перегородок между «братьями», реальное равенство масонов, взаимопомощь, защита интересов «братьев» всеми членами лож. На своих заседаниях ложи обсуждали различные теоретические и практические вопросы, играли роль одновременно политических клубов, культурно-просветительных и философских обществ.

Вскоре масонство перекинулось во Францию и другие европейские  страны. Появились традиции, новая символика, масоны придумали себе новую историю, восходящую от строительства храма Соломона. Главным строителем этого храма был назначен Адонирам, который был убит за то, что не раскрыл магическое слово, сказанное ему царем Соломоном. Это имя бога Иегова. Эта легенда об Адонираме лежит в основе посвящения в степень мастерства в масонских ложах.

Со временем в ложи стала вступать родовитая знать  – придворные и лорды, но тогда  нарушился главный принцип масонского устава – неучастие в политической жизни страны.

Масонство из чисто английского  явления превратилось в международную  организацию. И европейские государи опасались того, что «братья», нередко занимающие высокие посты в правительствах, могут действовать, исходя из интересов ордена в пользу других держав.

Масоны проповедовали  всеобщую религию. Вот как говорилось о ней в «Новой книге уставов»: «В наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех, это та всеобщая, всех объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем не называлось наше вероисповедание».

Главный принцип масонства: «Свобода, равенство, братство».

Своеобразность  учения  вольных  каменщиков  заключается и в том, что  оно  проводило  в  жизнь  свои  гуманитарно-философские  идеи, воплощая  их  в  целый  ряд  символов  и  обрядов.

Язык  в  ложах  был  иносказательный.  Были  установлены  условные  наименования  предметов, имевших  отношение  к  обрядам, и к внутреннему  распорядку, обиходу.

Что  очень  важно  отметить, невзирая  на  различие  в  системах, терминология  и  основы  устройства  были  общими  для  всего  братства.

В масонстве главными  символическими  знаками  были: пламенеющая  звезда, солнце, луна, треугольник, циркуль, наугольник, отвес, 24-дюймовый  масштаб, линейка, улей  с  пчелами, лопаточка, молоток, простой  и  кубический  камни, чертежная  доска, гроб, слезы, золотой  шнур, связанный  кафинским  узлом, светильники, столбы, лестница, мозаичный пол, шляпа, шпага, фартук  и  перчатки.

Простой  камень –  это  грубая  нравственность, хаос; кубический  камень – нравственность  «обработанная»; чертежная  доска – планомерность  работы, власть  доброго  примера.  Молоток  служил  для  обработки  простого  камня, он  же  означал  совесть, искру  Божества,  тлеющую  в  мрачной  храмине  человека, преданного  греху.  Лопаточка – снисхождение  к  слабостям  людей  и  строгость  к  себе.  Улей – символ  трудолюбия, разумного  труда, основанного  на  знании. Ветвь акации – бессмертие; гроб, череп и кости - презрение к смерти и печаль  об  исчезновении  истины. Белые одежды, фартуки, перчатки  изображали  чистоту  нравов. Круглые  шляпы – символ  вольности. Обнаженный  меч – карающий  закон.

И, наконец, для распознания  в  постороннем  человеке  члена  Ордена  и  определения  его  масонской  степени  было  три  способа: знак  для  зрения, слово – для  слуха, прикосновение – для  осязания.  Всякий  член  Ордена  имел  право входа  во все  ложи  мира.

 

   2. Масонство в России

 

В России первые масонские  ложи появились в 30-е годы 18 века. В орден вступали по самым разным причинам. Для одних это была дань моде – их привлекала внешняя сторона  масонства. Другие видели в нем чистое, высокое нравственно-философское учение и посвящали всю свою деятельность постижению законов братства. Русское масонство ставило перед собой задачу «познания тайны бытия» через христианскую терпимость и «обязательность работы соборной», которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительство человеческого счастья. Изучение масонских символов, хранение масонских тайн, особенности братских отношений вносили мистическое настроение в орден.

«Золотым веком» для русских масонов было царствование Екатерины II. По данным исследовательницы Т.А.Бакуниной- Осоргиной (публикация 1939 г.), в разных городах страны с 1760 до начала 1790-х гг. работало около 100 масонских лож разных систем. Две трети из них действовали в Санкт-Петербурге и Москве.

С воцарением в 1801 г. Александра I начался «серебряный век русских масонов». В ложи вновь хлынули тысячи дворян, офицеров, чиновников и др. Масоны проявили себя настоящими патриотами во время войн с Наполеоном и заграничного похода русской армии в 1813 г. После войны, во время которой создавались «военно-походные ложи», масонство еще более расширилось. Именно в масонских ложах начали интересоваться политикой будущие декабристы.

В то же время, подавляющее большинство масонских лож придерживались консервативных взглядов. В ложах, как и в 18 в., почти половина членов являлись иностранными подданными. Поворот Александра I к реакционной политике в начале 1820-х гг. привел к тому, что все тайные общества, а среди них прежде всего масонские ложи, были в России запрещены. Этот запрет подтверждали и все последующие императоры.

Масонская традиция в  России, насчитывавшая 90 лет, прервалась. Но отдельные представители русской  дворянской интеллигенции стали  вступать во время пребывания за границей в английские, итальянские и особенно французские ложи. В 1880-х гг. во французских ложах разных систем насчитывались уже десятки русских подданных. И не следует забывать, что российские масоны внесли выдающийся вклад в развитие русской культуры и общественной жизни второй половины XVIII и первой четверти XIX в., в европеизацию страны, в формирование армии и государственного аппарата. Демократические идеалы масонов способствовали смягчению нравов и зарождению народолюбивой идеологии русской интеллигенции.

 

   3. Масонство и литература

          3.1. Масонская литература

 

Термин «масонская литература»  в отечественном литературоведении  впервые был введен Н.К. Пиксановым и П.Н. Сакулиным, однако он не прижился из-за того, что сам предмет изучения находился под негласным запретом. Даже автор статей о масонстве в советских энциклопедиях, Ю.М. Лотман, в своих работах был вынужден называть масонские сочинения «агитационными памятниками» раннего декабристского движения. Позднее лишь А.В. Позднеев и В.И. Сахаров стали рассматривать масонские песни и оды как особый жанр литературы конца XVIII – начал XIX вв.

В действительности, о  чем свидетельствует конкретное изучение материала, масонская литература существовала в России.

Наиболее четко можно  выделить пять различных подходов к  масонской литературе, каждый из которых требует отдельного изучения:

1) «Воспитательная» масонская литература: сочинения, преимущественно переводные для русской культуры, главной целью которых было воспитание будущих адептов «королевского искусства», как часто называли масонство. К этому направлению в масонской литературе следует отнести многочисленные «нравственные» сочинения от морализаторских романов до глубоких философских трудов. Отметим особую любовь русских масонов к форме литературного «диалога», «беседы»;

2) Сочинения, написанные литераторами лишь для «братьев», предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков. В качестве примера для XVIII в. назовем поэтические произведения М.М. Хераскова, для XIX в. – стихотворение А.С. Пушкина «Генералу Пущину», для XX в. – стихи С.К. Маковского и стихотворный масонский ритуал, написанный М.А. Осоргиным;

3) Произведения вольных  каменщиков, предназначенные «для  публики», для «профанского» мира. Ярким примером подобного подхода  к литературе являются проза  Л.В. Гойера и стихи Н.С. Муравьева;

 

4) Псевдо-масонские сочинения,  когда писатели, не прошедшие  через масонское посвящение, начинали писать в «стиле» сочинений вольных каменщиков. Это наиболее «коварный» для историков литературы подход писателей к своему творчеству, который зачастую заставляет филологов делать непозволительные ошибки и заниматься псевдонаукой, изобретением собственных конструкций об «оккультных мотивах в творчестве». Выборочно назовем некоторые «псевдо-масонские сочинения»: стихи А. Григорьева, некоторые произведения Н.С. Гумилева, пьесы Т.О. Соколовской. Назовем также два известных романа с «масонской» тематикой: «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Масоны» А.Ф. Писемского.

В 1866 Л.Н. Толстой активно  работал над рукописями масонского рукописного собрания C.С. Ланского и С.В. Ешевского в Румянцевском музее. Они стали основанием для описания масонства Пьера Безухова во 2-м томе «Войны и мира» (отметим, что в романе масоном был и князь Андрей). Для героев своего романа Л.Н. Толстой избрал конкретные прототипы (Вилларский – М.Ю. Виельгорский, Баздеев – О.А. Поздеев). В 1878-1880 А.Ф. Писемский работал над созданием романа «Масоны», который впоследствии печатался в журнале «Огонек» и пользовался большим успехом. А.Ф. Писемский был связан тесными родственными связями с вольными каменщиками (он был зятем масона П.П. Свиньина и племянником вольного каменщика Ю.Н. Бартенева). По свидетельству А.Н. Пыпина, основанного на сообщении В.С. Соловьева, сам философ принял некоторое участие в написании указанного романа А.Ф. Писемского и написал три “масонских” отрывка для произведения;

Информация о работе Масонство и литература