- Для произведений В.Маяковского свойственно острое социальное
звучание — антивоенное, революционное.
«Долой ваши любовь, искусство, религию, строй!»
Практическая часть:
Чтение и анализ стихотворения «Нате!»
- Каков конфликт этого произведения?
- Как развивает В.Маяковский традиционное для поэзии
противопоставление поэта и толпы? Охарактеризуйте
обе стороны этого конфликта.
Анализ стихотворения «Адище города»
- Найдите «произвольные» слова в стихотворении
«Адище города». Как они образованы? Какую
художественную функцию выполняют?
- Найдите примеры нарушения грамматических
правил в стихотворениях «Адище города»,
объясните, какую роль играют эти нарушения.
- Найдите примеры метафор в стихотворении
«Нате!» и «Адище города», объясните их
смысл.
- Сделайте выводы, какова роль метафор
в поэтическом мире Маяковского и что
такое развернутая метафора.
Чтение и анализ стихотворения «Послушайте!»
- Чем необычно построение стихотворения «Послушайте!» ?
- Каким средством пользуется поэт для
выделения особенно важных слов?
Заключительные
слова учителя:
- Оценивая творчество В.Маяковского, не следует отрицать влияние
футуризма на эстетику автора. Именно
это направление во многом сформировало будущего «лирика и трибуна». Пафос революционного обновления, поэзия индустриального города, вызов буржуазному быту, с одной стороны, и активный поиск новых художественных форм — с другой, — вот то, что унаследовал в своем творчестве поэт от идей и методов футуризма. Годы,
на протяжении которых он был связан с
этим направлением, стали для него годами
учения, формирования поэтического мастерства,
литературного кредо, по законам которого
развивалось его дальнейшее творчество.
Домашнее задание:
- Прочитать поэму «Облако в штанах»
- Выписать из словаря определение развернутой метафоры
Заключение
Литературный XX век без В.В.Маяковского неполон. И каким бы спорным
и противоречивым ни представлялось сегодня
творчество В.Маяковского, он был и остается
одним из величайших русских поэтов. Конечно,
были у поэта и свои неудачи, и промахи
и заблужения, но он сам понимал, что не
все, что он пишет, останется в истории.
Сегодня задача учителя литературы средней
школы приложить все усилия, чтобы сделать творчество поэта
понятным, доступным для восприятия.
«Да, Маяковского изучать ещё трудно,
но уже ясно, что изучать историю русской
поэзии, минуя, опуская Маяковского, нельзя.
Сейчас уже нет сомнений, что Маяковский
“устоит”, несмотря на все обвинения и разоблачения» [1]
Список использованной литературы:
- Жив ли Маяковский. Н. Миронова. - М.: «Первое сентября «Литература» №1, 2001.
- Заметки о Маяковском// Новое о Маяковском.
Харджиев Н.И. – М.: Издательство АНСССР,
1958. – т.1. – 430 с.
- Изучение лирики в школе. Книга для учителя.
Медведев В. П. – М., 1985.
- Изучение литературного произведения
в школе // Анализ литературного произведения / Под ред. Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова.
– Л., 1976. – 235 с.
- Изучение художественных произведений в их родовой специфике // Проблемы преподавания литературы в
средней школе. Богданова О. Ю., Демидова
Н. А. – М., 1985. – 126 с.
- Историзм школьного курса литературы.
Курдюмова Г.Ф. – М., 1974.
- Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского. Готовимся к сочинению. О. Ерёмина.
- М.: «Первое сентября «Литература» N9, 2005.
- Маяковский В. Сплошное сердце: стихотворения
и отрывки из поэм / сост. предислов. и примеч.
Вл. Смирнова. – М.: Детская литература,
1983.
- Маяковский и проблемы новаторства / Отв. ред. В.О. Перцов. — М.: Наука, 1966. — 288 с.
- Маяковский: Жизнь и творчество (1893—1917). Перцов В. — М.: Наука, 1969. — 366 с.
- Маяковский-лирик: книга для учителя.
Карпов А. С. – М.: Просвещение, 1988. – 108
с.
- Методика преподавания литературы / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под
ред. О.Ю.Богдановой. - М., 2004. – 400 с.
- Открытый урок по литературе: русская
литература ХХ века / под ред. И. П. Карпова, Н.Н. Старыгина.
– М.: Московский лицей, 2001.- 460 с.
- Поэтика Маяковского: лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. Гончаров Б. П. – М.: Наука, 1983. – 352 с.
- Приобщение к искусству слова: (раздумья
о преподавании литературы в школе). –М.,
1990. (Библиотека учителя русского языка
и литературы).
- Программа курса «Русская литература»для школ и
классов гуманитарного профиля (10-11 классы) / под ред. Г. А. Обернихиной. - М.: Дрофа, 2008. – 65 с.
- Программа по литературе ( 5-11 классы)
для школ и классов с углублённым изучением
литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля / Под ред. М.Б.Ладыгина.
- М.: Дрофа, 2006.
- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (10-11 классы) / под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2008. – 57 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений.
Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина,
2009. – 110 с.
- Русская литература XX века. 11 класс. Учебник:
В 2 частях / Под ред. В.В. Агеносова. - М.:
Дрофа, 2002.
- Русская литература ХХ века: учебное
пособие для 11 класса. – СПб., 1994.
- Русская поэзия 20 века в выпускном классе. Книга для учителя. Страшнов С. Л. - М., Просвещение, 1999. – 114 с.
- Статьи о литературе. Луначарский А.В.
– М.,1957. – 257 с.
- Стихи, поэмы: подробный комментарий,
учебный материал, интерпретации: учебно-методическое
пособие / сост.. примеч. Яковлевой Е. А. – М.: Айрис-пресс,
2006. – 400с.
- Теория развивающего обучения. Давыдов
В. В. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
- Уроки изучения лирики в школе: теория
и практика дифференцированного подхода
к учащимся: книга для учителя литературы.
Беляева Н. В. – М.: Вербум-М, 2004. – 238 с.
- Футуризм. Русская литература на рубеже XIX-XX. Паперный З. С. – М.: Наука, 1983. – 120 с.