В сложных случаях
применяются статистические формулы,
позволяющие оценивать полученные
при подсчетах величины с точки зрения
их закономерности случайности, соответствия
несоответствия выдвинутой и проверяемой
гипотезе, устойчивости ~ неустойчивости,
возможности невозможности использовать
для оценки целого текста или совокупности
текстов по немногим выборкам и т. д. У
этой методики большое будущее, так как
она позволяет изучать еще не исследованную
область языка и речи, что необходимо лингвистической
теории, а также ее прикладному использованию
(в машинном переводе, автоматическом
поиске информации, программированном
обучении, преподавании языков и т. д.).
^ Методика психологического
эксперимента. Представляет собой
обычно своеобразный опрос ряда
испытуемых, цель которого — получить
сведения о том, как испытуемые
осознают или чувствуют то
или иное явление языка. Например,
можно дать испытуемым набор словосочетаний
с глаголом жить, схему значений и предложить
распределить все словосочетания по значениям.
Результат такого опыта было бы полезно
принять во внимание при описании и определении
значений глагола жить. Можно дать испытуемым
имя существительное весна и предложить
соединить с ним все имена прилагательные,
а затем все глаголы, которые, по мнению
испытуемых, могут вступать с ним в связь;
при этом слова, соединяемые с именем существительным
весна, должны даваться в той последовательности,
в которой они возникают в сознании испытуемых.
Обработка подобных данных, если они получены
от большого числа лиц, включающая и применение
статистической методики, может дать интереснейшие
сведения о степени активности слов, о
влиянии на выбор слов личности испытуемого
и т. д.
Помимо перечисленных
методик существует и много
иных. В действительности каждая
методика значительно сложнее
и богаче ее «схемы», предложенной
вниманию читателя; каждая из
методик «работает» обычно не
изолированно, а в сочетании с другими.
Методики находятся в очень большой зависимости
от личности "'исследователя, его исследовательского
метода, его научного опыта, даже от его
темперамента и характера: можно сказать,
что каждый ученый видоизменяет методику
или даже пересоздает ее.
Научное исследование какой-либо
области жизни качественно отличается
от учебного усвоения уже полученных
наукой знаний об этой области. В научном
исследовании важнейшую роль играют
его методы и методики. В применении
к отдельной науке (в специально-научном
смысле) термин «метод» обозначает путь
познания явлений, этой наукой исследуемых.
Каждый метод имеет свою главную исследовательскую
задачу, свой «участок» (аспект) изучаемого
объекта, свой круг требований к исследователю.
Методика, в отличие от метода, это система
более или менее устойчивых, повторяющихся
в работе ученого логических действий,
приемов собирания, обработки, описания
и обобщения фактов. Между методом и методиками
есть избирательная связь.
В языкознании нового
времени главными методами стали — описательный
сравнительно-исторический (особо заметно
выдвинувшийся среди других в XIX столетии),
исторический, сопоставительный, структурный
(его расцвет приходится на 30—60-е годы
XX н.), стилистический, количественный,
автоматического анализа. Наиболее активно
используемые методики: наблюдения, описания,
сопоставления, исторического сравнения,
речевого эксперимента, трансформации,
речевой и языковой дистрибуции, языкового
соотнесения, внеязыкового соотнесения,
лексикографического описания картографирования,
инструментальная, статистическая, психологического
эксперимента и др.