СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Белый шум (англ. White noise) — это
восьмой роман американского писателя
Дона Делилло, опубликованный нью-йоркским
издательством Viking Press в 1985 году. Эту книгу
называют комедией о страхе, смерти и технологиях.
Внимание читателя привлекает нравственная,
философская, религиозная и богословская
проблема, связанная с пониманием сущности
и смысла жизни человека. Роман «Белый
шум» - реальное отражение внутреннего
мира человека, со всеми его страхами и
проблемами.
Актуальность работы объясняется
важностью вечного вопроса о жизни и смерти,
обращению многих ученых и писателей к
данной проблеме, а также духовным и нравственным
кризисом в современном мире.
Целью данной работы является
рассмотрение романа Дона Делилло «Белый
шум» и исследование в нем мотива смерти
в различных аспектах. Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- рассмотреть проблему страха
смерти в религиозном аспекте;
- дать научное объяснение страху
и фобиям на примере работ З. Фрейда;
- проанализировать название
романа с точки зрения символизма;
- найти примеры влияния страха
смерти на человека в произведении Дона Делилло «Белый шум».
Основные методы исследования
– культурно-исторический и сравнительно-исторический.
Работа может быть использована
при написании курсовых и дипломных работ
студентами филологических специальностей.
1 Смерть как религиозная
проблема
Каждый человек
задумывается о смерти и бессмертии.
Обещание спасения, преодоления
смерти, загробной блаженной жизни
лежит в основе религиозной
надежды, которая не может удовлетвориться
представлением о смерти человека
как прекращении жизнедеятельности
организма, с которой заканчивается
индивидуальное существование человека.
В большинстве
религий смерть человека рассматривается
как гибель его тела, от которого
отделяется душа, продолжающая существовать
в потустороннем мире в ожидании
воскресения.
Всегда ожидай, но не бойся смерти,
то и другое - истинные черты мудрости.
Святитель Иоанн Златоуст
Изначально человек
был задуман Богом, как бессмертное существо:
"Бог сотворил человека нетленным; он
сотворил его по образу Своей собственной
природы", но "через зависть дьявола
смерть вошла в мир: и испытывают ее принадлежащие
уделу его". Адам и Ева могли бы вечно
и счастливо жить в Раю, в котором все было
дозволено, кроме одного, о чем и предупредил
их Бог, указывая на древо познания: "в
день, в который ты вкусишь от него, смертью
умрешь". Все мы знаем, чем закончилась
эта история, и когда "открылись глаза
у них обоих", обрушил на них Бог свой
гнев и со словами: "в поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься
в землю, из которой ты взят, ибо прах ты
и в прах возвратишься", они были изгнаны
из райских кущ и стали смертны. Самой
первой смертью на Земле, как повествуется
в Библии, была смерть Авеля, который погиб
от руки своего родного брата Каина. Так
в мир вошла смерть.
В дальнейшем, в
Ветхом Завете пророки трактуют
смерть как уничтожение возможности
любого действия, в том числе
и во славу Божью. Но, тем не
менее, в словах ветхозаветных
пророков говорится о воскресении
- в книге Исайи, в книге Иова
и у Иезекииля. Даниил говорит, что
"многие из спящих в прахе земли пробудятся,
одни для жизни вечной, другие - на вечное
поругание и посрамление".
Отношение к смерти
изменилось с приходом христианства.
В христианстве понимание смысла
жизни, смерти и бессмертия исходит
из ветхозаветного положения: "День
смерти лучше дня рождения"
и новозаветной заповеди Христа
"... я имею ключи от ада
и рая". С одной стороны смерть
- это извечное наказание, которое
каждый из нас вынужден нести
за совершенный некогда грех.
Но с другой стороны смерть
- это освобождение человека от
оков бренного тела, от земных
печалей, выпускающее на свободу
его вечную душу. Человек становится
бессмертным - путь к бессмертию
открыт искупительной жертвой
Христа через крест и воскресение.
После того как
человек умирает, его душа выходит
из тела. Став свободной, душа
обретает иное - духовное зрение.
Она способна общаться с миром
светлых духов - ангелов, и духов
темных - демонов, а также с другими
душами. Душа после смерти не
находится в полном покое, а
продолжает развиваться. И дальнейшее
развитие души, по мнению Церкви,
будет зависеть от того, в какую
сторону она пойдет в момент
смерти: к Свету или Тьме. Вот
почему Церковь так высоко
ценит таинство покаяния, особенно
перед смертью, благодаря чему
человек даже в последние минуты
своей жизни может очень многое
изменить, если конечно покаяние
было искренним и полным. По
мнению Церкви, душа после смерти
еще два дня относительно свободна
и находится возле тела, потом,
на третий день, после погребения
тела она переходит в другой
мир.
При переходе в загробный
мир душа должна встретить
злых духов и пройти их проверку.
Иисус сказал перед смертью: «Теперь
князь мира сего приходит, но
он ничего не имеет во Мне».
В этом случае Церковь советует
не поддаваться страху, а уповать
на Бога, помня, что судьбу души
определяют не злые духи, а
Бог. «Если в нас будет страх,
мы не пройдем свободно мимо
владыки мира сего», - говорит
архимандрит Серафим Роуз. Итак,
душа совершает определенный путь после
смерти и подходит к престолу Страшного
суда не такой, какой покинула тело. В конце
концов состоится Страшный Суд: «Ибо приидет
Сын Человеческий во славе Отца Своего
с ангелами Своими и тогда воздаст каждому
по делам его». Не всех грешников ждет
одинаковая судьба - нераскаянные и великие
попадут в ад, а другие могут надеяться
на милость Божью и вечную жизнь. Церковь
считает, что помочь грешной душе могут
молитвы Церкви, а также молитвы родных
и близких.
Буддисты признают,
что человек проходит через
множество смертей и рождений,
этот круг перевоплощений называется
«сансарой». Но можно выйти из
сансары и стать бессмертным.
В буддийской религии
смерть - это данность, вечная реальность,
которая была в этом мире
всегда. Для буддистов понять, почему
мы умираем, - это увидеть свою
подчиненность неизменным естественным
законам, основной из которых - «все
преходяще». Все обусловлено природой
и рядом взаимосвязанных причин.
Все люди страдают, болеют и
умирают, и смерть – предел
страданий. Немощь и смерть там,
где рождение. Рождение связано
с желаниями или стремлению
к существованию. Отсюда и возникает
сансара. Сансару создают умственные
и нравственные наклонности, основанные
на прошлом опыте различных
жизней, которые, в свою очередь
формируют опыт нынешней жизни.
Человек должен освободить свой
ум от этого опыта, только тогда
он сможет увидеть мир таким,
как он есть. И это даст ему
возможность выйти из колеса
сансары и стать бессмертным.
Но пока человек живет, он подчиняется
причинно-следственному закону кармы.
Закон кармы имеет большое
этическое значение, с его помощью,
зная настоящее, можно предвидеть
будущее. Или другими словами: каждый
поступок (под поступком понимается
- действия, слова и мысли) в настоящем
формирует обстоятельства будущего.
Смерть - один из способов кармического
воздаяния, она уменьшает тяжесть
кармы. Поэтому «хорошая» смерть,
т.е. осмысленная и осознанная, когда
человек не боится умирать, облегчает
карму и создает условия для благоприятного
рождения в следующей жизни, или делает
человека бессмертным, тем, который не
рождается и не умирает. Ни в одной религии
не рассматривается так подробно процесс
умирания. Буддисты считают, что смерть
и умирание совсем не одно и то же. Умирание
делится на несколько этапов, и каждый
из них подробно описан в «Книге мертвых».
Целое направление буддистской традиции
- «Тантра», посвящено изучению процесса
смерти и практикам подготовки к ней.
Буддисты считают, что
именно на третьем этапе умирания человека,
согласно его поступкам в прожитой жизни,
судит Владыка Смерти, и человек чувствует,
как его терзают демоны, здесь человек
наказывает сам себя, своими собственными
проявлениями.
Далее человек может
возродиться в одном из шести миров: мире
богов, полубогов, людей, животных, голодных
духов, обитателей ада. В какой из этих
сфер возродится человек, зависит от поступков,
совершенных им в прожитых жизнях.
Согласно исламу,
смерть - это конец испытаний и
искушений. В последний день Бог
соберет к себе всех людей и
будет судить их по земным делам. После
этого одни пойдут в рай, другие - в ад.
В течение всей своей жизни мусульманин
должен совершать добрые поступки, но
очень важно, как именно он умрет. Для мусульманина
умереть лучше всего тогда, когда все его
поступки посвящены Богу, и последние
слова, которые он произнес, тоже посвящены
Богу. Мусульмане чтут смерть мучеников
- людей, отдавших свою жизнь за веру. Иногда
старые люди предпринимают паломничество
в Мекку, надеясь умереть в пути. Также
и воин, погибший в священной войне (джихаде),
попадает сразу в рай.
После того, как
мусульманин умер, его погребают
и долго оплакивают. До Судного Дня
умершие терпят наказание в могиле, это
особого рода чистилище, где человек испытывает
давление или подвергается наказанию,
в зависимости от его дел.
В Судный День все
души соединятся с их телами,
восстанут из мертвых и будут
ждать Последнего Суда Божьего,
когда и выяснится, где они
проведут вечность - в раю или
в аду. На больших весах, поставленных
на площади, Господь будет взвешивать
добрые и злые дела человека,
и вследствие этого одни люди
попадут в рай, другие - в ад, таящие
в себе соответственно невообразимое
блаженство или невероятные ужасы.
Это очень важный момент в
отношении ислама к смерти: смерть
- переход к последующему существованию
на небесах или в аду в
физическом теле.
В иудейской религии
смерть - это последняя глава жизни
«в этом мире». Смерть не зло
и не наказание за грехи, а
естественный процесс, поэтому умирают
все - и праведники, и грешники. Иудейская
религиозная система выражена
через Тору - Устную и Письменную,
и все моменты жизни и смерти
там изложены очень подробно
и последовательно. Если человек
живет в полном соответствии
с предписанием Торы, то он
праведник, и соответственно, наоборот.
Если человек, исповедующий иудаизм,
умирает, произнося слова Торы, то
он облегчает себе смертный час и
попадает в рай.
И в иудаизме
явно прослеживаются три момента:
1. Жизнь и смерть в
руках Бога, Он и только Он
распоряжается ими.
2. После смерти людей
судят. Их либо награждают, посылая
в Эдемский сад, либо наказывают,
отправляя в геенну.
3. Когда придет Мессия,
все воскреснут из мертвых, душа
соединится с телом.
Индивидуальный суд
происходит после смерти. Воскресение
из мертвых произойдет в конце времен,
который наступит с приходом Мессии.
Духовный
кризис христианской цивилизации
Никогда человек
не был так духовно беспомощен,
как в современном мире, в котором
царит атмосфера бездуховности и
безбожия. Все, что произошло в XX веке и
продолжает совершаться сейчас, свидетельствует
о том, что христианская цивилизация переживает
глубокий религиозный кризис. Человечество
отказалось от бесценного дара искупления
и начало поиски спасения в самом себе
или в других, более ненадежных и губительных
источниках. В силу данной человеку свободы
он пошел по иному пути. «В пределах самого
христианского человечества, - пишет И.
Ильин, - оставляя в стороне другие религии,
образовался широкий антихристианский
фронт, пытающийся создать нехристианскую
и противохристианскую культуру».
То, что сейчас происходит
в нашем мире, шокирует и повергает в ужас.
Сейчас во Франции не утихают
протесты против принятого закона об однополых
браках, который был подписан президентом
страны Франсуа Олландом 18 мая. Сотни тысяч
человек маршируют по улицам городов с
требованием отменить закон. Некоторые
идут на крайние меры - в частности, один
из лидеров ультраправых Доминик Веннер,
который, желая «прервать одолевшую Францию
летаргию», покончил с собой в соборе Парижской
Богоматери. Местные социологи всерьез
говорят о едва ли не беспрецедентном
по масштабам расколе французского общества.
Но Франция –
не единственное государство, позволившее
выйти за рамки нравственности
и морали. В мире насчитывается
15 государств, принявших подобный
закон. Среди них: Нидерланды, Бельгия,
Испания, Канада, ЮАР, Норвегия, Швеция,
Португалия, Исландия, Аргентина, Дания,
Бразилия, Уругвай и Новая Зеландия.
Этот же закон
рассматривается в Парламенте
Англии. 14 июня заканчиваются организованные
правительством Великобритании
публичные консультации по поводу
принятия закона об однополых
для браках. Премьер-министр Дэвид Кэмерон
еще в прошлом году обещал легализовать
гомосексуальные союзы. Предполагается,
что подобный закон должен вступить в
силу к 2015 году. Но его обсуждение уже вызвало
раскол и в обществе, и в самой Консервативной
партии.
Другим шокирующим
событием явилось создание партии
педофилов в Нидерландах. Нидерланды
стали первой страной в Европе, в которой
существует партия педофилов. Несмотря
на то, что возникновение такой неоднозначной
парии, пропагандирующей сексуальные
отношения с несовершеннолетними и детскую
порнографию, натолкнулось на массовую
волну протестов и судебных исков, суд
в Гааге вынес следующее решение: партия
педофилов абсолютно законна, поскольку
право на учреждение политической партии
является одним из прав демократии. Среди
требований партии - снизить возрастные
ограничения для вступления подростков
в сексуальные отношения со взрослыми
с 16 до 12 лет, при этом 12-летние получают
«право» участвовать в съемках порнофильмов,
если, конечно, они сами этого захотят.
Кроме того, должно быть легализовано
детское порно.
В следующих странах
легализованы наркотики: Австралия,
Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия,
Канада, Мексика, Нидерланды, США, Чехия,
Швейцария.
Если хоть немного
задуматься над происходящим, становится
страшно за человечество и
за его будущее. К каким последствиям
все это приведет? И неужели
люди не понимают, что губят
сами себя?