Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель данного исследования: выявить отражение «мысли семейной» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Для достижения цели работы необходимо решить задачи:
- изучить критическую литературу по роману;
- рассмотреть художественное своеобразие романа « Анна Каренина»
- выявить проявление гипотезы «мысли семейной».
Введение……………………………………………………3
I. Творческий замысел романа
1. История создания……………………………………….5
2. Предшественники работы……………………………..11
II. "Мысль семейная" в романе
1. Понятие «семья» в творчестве Толстого……………..16
2. Развитие темы семьи и дома в романе…….……….....18
III. Значение романа………………………………………31
Заключение……………………………………………….33
Список литературы……………………………………….35
16.Туниманов В.А. Достоевский, Страхов, Толстой (лабиринт сцеплений) // Русская литература. [текст] - 2006. - № 3. - С. 38 – 96
17. Мережковский Д. С.Л. Толстой и Достоевский / Под ред. Е.А. Андрющенко. [текст] -- М., 2000.
18. Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. [текст] -- 3-е изд. -- М., 1960.
19. Попов П., Юнович М. Толстой Л.Н. // Литературная энциклопедия. -- Т. 11. [текст] -- Стр. 301--345, -- М., 1939.
Приложение 1.
В заключении я хотела бы приложить сочинение Якименко Екатерины ученицы 11 «А» класса МБОУ СОШ № 2, это сочинение выиграло на конкурсе среди 20 школ. Я думаю, оно имеет право быть в моей курсовой работе.
Он говорил, что задача его сделать
эту женщину только жалкой, и не виноватой”.
С. Толстая
После окончания работы над романом “Война
и мир” Лев Николаевич “увлекся” проблемами
семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейной
жизни, и Толстой приступил к работе над
новым романом “Анна Каренина”.
Выдвинутая вначале тема семьи оказалась
взаимосвязанной с общественными, социальными,
философскими вопросами — произведение
постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором
писатель отразил современную ему жизнь.
Завязка проста, даже банальна. Замужняя
женщина, мать восьмилетнего ребенка,
увлекается блестящим офицером. Но все
просто лишь на первый взгляд. Анна вдруг
осознала, что I не может себя обманывать,
она мечтает о любви, что любовь и жизнь
для нее синонимы. В этот решающий момент
она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского.
Неумение обманывать, искренность и правдивость
героини вовлекают ее в серьезный конфликт
с мужем и тем обществом, в котором она
живет.
Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом,
называет его “злой машиной”. Каренин
все чувства проверяет нормами, установленными
государством и церковью. Он страдает
от измены жены, но как-то очень своеобразно,
хочет “отряхнуться от той грязи, которою
она забрызгала его в своем падении, и
продолжать идти по своему пути деятельной,
честной и полезной жизни”. Он живет умом,
а не сердцем. Именно его рациональность
подсказывает путь жестокого отмщения
Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает
Анну с горячо любимым сыном Сережей. Героине
приходится выбирать, и она делает “шаг”
в сторону Вронского, но это гибельный
путь, он ведет к пропасти. Анна ничего
не хотела менять в своей жизни, это рок
все повернул. Она идет по уготованному
ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел
противоречий сплелись любовь к оставленному
сыну, страсть к Вронскому, протест против
ложной морали общества. Анна не в силах
решить эти проблемы. Она хочет уйти от
них. Просто жить счастливо: любить и быть
любимой. Но как недостижимо для нее простое
человеческое счастье!
Разговаривая с женой брата, Анна признается: “Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа — Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно...”
Анна с ужасом понимает, что для Вронского недостаточно одной страстной любви. Он человек “общества”. Ему хочется быть полезным, добиваться чинов и видного положения. Тихая же семейная жизнь не для него. Ради этого человека и его честолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном... Анна понимает, что сама себя загнала в тупик.
Писатель еще в эпиграфе: “Мне отмщение и аз воздам” заявил, что его героиню судить не светским ханжам, а Творцу. В романе эта мысль не раз подтверждается. Старая тетка Анны говорит в разговоре с Долли: “Их будет судить Бог, а не мы”. Кознышев в разговоре с матерью Вронского утверждает: “Не нам судить, графиня”. Таким образом Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим “зло, ложь и обман”, мудрость библейского изречения, взятого для эпиграфа.
Изначально автор хотел изобразить женщину,
потерявшую себя, но не виноватую. Постепенно же роман
вырос в широкое обличительное полотно,
показывающее жизнь пореформенной России
во всем ее многообразии. В романе представлены
все слои общества, все классы и сословия
в новых социально-экономических условиях,
после отмены крепостного права.
Говоря же об Анне Карениной, Толстой показал,
что ее волнуют лишь сугубо личные проблемы:
любовь, семья, брак. Не найдя достойного
выхода из сложившейся ситуации, Анна
решает уйти из жизни. Она бросается под
поезд, так как жизнь в теперешнем ее положении
стала невыносимой.
Сам того не желая, Толстой вынес суровый
приговор обществу с его лживой ханжеской
моралью, доведшей Анну до самоубийства.
В этом обществе нет места искренним чувствам,
а лишь установленным правилам, которые
можно обойти, но скрываясь, обманывая
всех и себя. Искреннего, любящего человека
общество отторгает, как инородное тело.
Толстой осуждает такое общество и установленные
им законы.
Информация о работе "Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина"